В последнее время идет много дискуссий о подорожании нефтепродуктов в стране, об их возможном дефиците в ближайшее время. Депутаты ЖК на заседании парламента 9 ноября говорили о сложностях пересечения кыргызско-казахской границы для железнодорожных вагонов и о том, что запасов топлива остается на неделю-две. Кроме того, депутаты обеспокоены возможным вводом экспортных пошлин на дизельное топливо. Вскоре ГКПЭН опроверг информацию депутатов, сообщив, что запасов ГСМ в Кыргызстане хватит на покрытие потребностей на ближайшие месяцы. Кроме того, в прессе появилась информация о топливном кризисе в Казахстане. Мы попросили разъяснить ситуацию заместителя исполнительного директора Международного делового совета (МДС) Данияра Медерова.
- С чем, по Вашему мнению, связан рост цен на ГСМ в Кыргызстане?
- Сразу скажу, что рост цен на ГСМ может быть сопряжен с несколькими факторами. Это изменение отпускных цен заводов-изготовителей, дефицит ГСМ на внутреннем рынке, сезонный фактор и т.д. Еще в марте-апреле этого года наша организация прогнозировала такую ситуацию, о чем не раз сообщала в СМИ. Когда принималось решение о включении в индикативный баланс определенных объемов сырой нефти, это решение уже содержало определенные риски. Попытаюсь кратко объяснить. Раньше в индикативный баланс включалась только готовая продукция ГСМ, которой вполне хватало для покрытия внутренних потребностей страны в разрезе одного года. Но с вводом в эксплуатацию в стране двух местных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) появилась необходимость в снабжении их сырьем. Поэтому в индикативный баланс внесли объемы по сырой нефти и за счет этого снизили беспошлинный объем готовой продукции. Естественно, в конце года мы сталкиваемся с ситуацией, когда беспошлинный объем готовой продукции практически выбран, и теперь стоит вопрос об отгрузках нефтепродуктов из РФ с учетом вывозной таможенной пошлины.
- Почему так важен индикативный баланс, в чем его суть?
- Как известно, нефтепродукты в Кыргызстан поставляет в основном Россия, и вопрос их поставок важен для обеспечения энергетической безопасности нашей страны. Кыргызстан является полноправным членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и, согласно договоренностям, до 2025 года вопрос о поставках нефтепродуктов находится в изъятии, то есть решается путем заключения двусторонних соглашений на межправительственном уровне.
Индикативной баланс включает классификацию поставляемых нефтепродуктов, какие конкретно и в каких объемах. Как я уже отметил, раньше Россия поставляла в Кыргызстан только готовые продукты - бензин, дизтопливо, сжиженный газ, битум, мазут и т.д. Главное условие – все эти продукты поставляются без экспортных таможенных пошлин.
В этом году Кыргызстан обратился с просьбой включить в индикативной баланс поставки сырой нефти в Кыргызстан, и вопрос был решен положительно. Соответственно, были внесены корректировки в индикативный баланс.
- Поэтому, чтобы обеспечить работу местных НПЗ, часть объемов готовых нефтепродуктов в индикативном балансе была заменена на объемы сырой нефти?
- И это, я считаю, было правильным решением правительства, потому что НПЗ испытывали острую нехватку в сырье. С другой стороны, мы стали заложниками той ситуации, на которой сами и настояли. Кстати, МДС, в состав, которого входят крупнейшие нефтетрейдеры, в принципе был согласен с включением в индикативный баланс сырой нефти, но ни в коем случае не за счет снижения объема готовых нефтепродуктов. Обязательным условием должно было быть сохранение объемов готовой продукции в индикативном балансе на уровне годовой потребности нашего государства, а это примерно 1 млн. тонн.
- Действительно ли включение объемов сырой нефти в индикативный баланс гарантирует, что потребитель получит местные качественные нефтепродукты?
- Отвечу – нет, разве включение таких объемов в индикативный баланс гарантирует их поставку? Не надо думать, что российские поставщики выстроятся в очередь, предлагая нашим заводам свое сырье. Здесь инициатива должна исходить от наших НПЗ. Правительство КР предоставило возможности, а уже задача самих НПЗ воспользоваться ими и найти сырье для переработки. Но пока я не слышал о том, что хоть тонна сырой нефти была поставлена из РФ в Кыргызстан.
- Тогда как же эти НПЗ работают?
- По нашим сведениям, часть переработки - это наша кочкоратинская нефть, но она высокосернистая, с высоким содержанием парафина, из такого «материала» качественного продукта не получишь. Что-то они закупают в Казахстане, такое сырье для переработки, как, скажем, смесь нефтяных отходов, прямогонный мазут и т.д. Получают из них в основном темные нефтепродукты, но производят и светлые. Казахстан, кстати говоря, - очень перспективное направление в поиске сырья для переработки на наших НПЗ, и сырье достаточно качественное и нефтепродукты, соответственно.
- Важный для владельцев автотранспорта вопрос – это качество бензина и дизтоплива. Будет ли местный продукт не хуже российского?
- Чего скрывать, у нас народ в хорошем смысле избалован высоким качеством нефтепродуктов из РФ, и в этом заслуга нашего правительства и наших российских партнеров. Большинство автомобилей у местного населения - японского и немецкого производства, которые требуют качественного бензина. Кроме того, многие компании, например, в горнодобывающей отрасли, используют в своей работе дорогостоящую технику, ориентированную на использование нефтепродуктов высочайшего класса. Однако на вопрос относительно качества и стоимости местных нефтепродуктов именно из российского сырья, пока мы ответа так и не получили.
- Казалось бы, все намерения исполнены, и НПЗ должны были бы получать сырье, а местные потребители – более дешевые местные продукты. Но этого не получилось. В чем причина, кто виноват?
- Я бы не стал искать виноватых. Правительство на момент формирования индикативного баланса действовало в интересах государства – обеспечить местные НПЗ сырьем, и это правильное решение. Другое дело, что НПЗ не в полной мере реализовали предоставленные им возможности и, возможно, не провели результативных переговоров с поставщиками. В итоге это и вылилось в сегодняшнюю ситуацию.
- Как складывается сегодня ситуация с индикативным балансом? Что нас ожидает, если Россия не увеличит поставки готовых продуктов без экспортных таможенных пошлин?
- На днях мы обсудили этот вопрос в Государственном комитете промышленности, энергетики и недропользования КР (ГКПЭН). Нам стало известно, что вопрос с автомобильным бензином уже решен положительно. А вот с дизельным топливом ситуация труднее, переговоры еще ведутся. Надеемся, что она все-таки разрешится. Если дизельное топливо будет поступать с экспортными таможенными пошлинами, то цена его на внутреннем рынке постепенно возрастет где-то на 2,5 сома, по мере выбытия старых беспошлинных объемов. Учитывая, что наш рынок очень чувствительный, это сразу может негативно отразиться на стоимости товаров и услуг. Перспективы нежелательные.
- И какой же выход из сложившейся ситуации видит МДС?
- Нужно коллегиальное решение. Мы должны совместно ответить на следующие вопросы.
Во-первых, нужен детальный анализ – целесообразно ли включать объемы сырой нефти в ущерб готовой продукции из РФ? Во-вторых - предоставьте нам информацию о качестве и стоимости продукции местных НПЗ в случае переработки российского сырья. Готовы ли они выпускать нефтепродукты, не уступающие российским? Имеют ли они для этого соответствующее оборудование, квалифицированный персонал и прочие необходимые условия? В-третьих, нужно собрать всех нефтетрейдеров на рынке КР, представителей профильных госорганов, бизнес-ассоциаций, экспертов и провести детальный анализ годовой потребности в нефтепродуктах, возможных рисков, и т.д. Нужно не виноватых искать, а выход из ситуации, провести тщательный и грамотный анализ ситуации на рынке ГСМ, а потом уже принимать решение, а не наоборот.
Беседовал Эрмек Абдрисаев
ИАЦ "Кабар"
Комментарии
Оставить комментарий