Ох уж этот алматинский Арбат ... Как жаль, что в тексте нельзя использовать «смайлы» в виде сердечек, иначе никак не передать всю любовь к этому месту. В какие приключения попал кыргызстанец в Алматы, рассказ корреспондента «Кабар».
В пятницу вечером выехала в соседнее государство, купюры были заранее подготовлены. Знакомая из Казахстана предупредила, что деньги нужно будет обменять до обеда, иначе к вечеру будет не выгодный курс, так 4 тысячи сомов «превратились» в 20 тысяч тенге.
Сели на маршрутку в районе ЦУМа, откуда за 30 сомов можно доехать до таможни «Кордая». Добрались до пункта назначения за час с лишним, дальше ожидала граница. Паспортный контроль прошли за полчаса: сначала местный, потом казахский.
При выезде с таможни в город проблем не возникнет, таксисты всегда готовы отвезти до желаемого места, мы выбрали экономичный вариант и уселись в минивэн за 2 тысячи 500 тенге (500 сомов). Прождали полчаса пока водитель «поймал» одного пассажира, двинулись в путь.
Тяжело кыргызстанцу без гор! Как человеку, постоянно путешествующему по стране, в частности через Боомское ущелье было нелегко ориентироваться по окрестностям КЗ, везде степи, иногда показывалось какое-нибудь село.
Дорога от «Кордая» до известного автовокзала «Сайран» была долгой примерно 4 часа, каждое появляющееся в темной окрестности освещение вызывало надежду, что это долгожданный Алматы, но это были лишь фары автобусов.
На ус себе намотали, что в следующий раз надо сразу закрывать глаза и «уходить» в глубокий сон.
Где-то на втором часу увидели табличку с надписью село «Самсы», сразу же вспомнились обычные, тандырные виды, вызвавшие голод и тоску по «Карпинке».
Проехав долгий путь мы решили покушать в одном из местных заведений, выбор пал на уютный «Мармарис». К нам подошел официант и принимал заказ, отвечая только на казахском языке, это нас не беспокоило, кроме того, с нами была казашка, и мы коллективно на двух языках заказывали еду. Услышав, наши пожелания, он с высокомерием выдал «қазақсыз ғой? неге қазақша сөйлемейсіз?» (упрекнул нас, почему не разговариваем на казахском). Наша подруга извинилась за парня, объясняя ему, что мы гости с Кыргызстана.
Было неприятно, слушать такое в первые минуты пребывания в другом государстве, но надо признать, что такая ситуация наблюдается на всем постсоветском пространстве, и КР не исключение.
Позже мы старались общаться на родном языке, сопутствуя свою речь казахскими словами. Где-то помогло, а в некоторых местах были уроки выживания.
В запасе два дня, а значит, надо было успеть посетить: зоопарк, «Кок-тобе» и аллею, посвященную рок-музыканту Виктору Цою.
Вход в зоопарк стоит для взрослых 700 тенге (134 сома). Мы пришли днем, когда солнце палило своими лучами, многие животные прятались в теньке или в своих «берлогах». Поначалу мы намеревались сделать второй круг, думали, может потом увидим спрятавшихся зверей, но не тут, то было.
Один круг прошли, затем другой и так несколько часов. Почти за все время пребывания в парке, на глазах наворачивались слезы. Слоны были окружены шипами, в голове вопросы с сожалением: Чувствуем ли мы, как они стремятся на волю? Замечаем ли, как птицы, распахнув свои крылья, стремятся ввысь? Видим ли мы, в глазах обезьян непонимание – что они делают в клетке, если ничего плохого не совершили?
Мы застали тяжелую эмоциональную картину: белый медведь в темной комнате лежал словно ковер, раскинув лапы по сторонам. В его глазах посетители парка не разглядели мольбу о помощи, он будто желал смерти, стиснув зубы.
Наверно единственными кому из обитателей зоопарка было хорошо, это были рыбки, они находились в чистых и ухоженных аквариумах, самой разной формы и оформления. Взрослые, словно дети, подбегали к морским обитателям и с восторгом вскрикивали, что нашли - «Немо» и «Дори», а малыши стояли с испугом, наблюдая, как маленькие зубастые акулы наверстывают круги.
Всегда задавалась вопросом, нужны ли вообще эти зоопарки, но после посещения его, выделила для себя, что это обычная тюрьма и неважно в каких условиях содержат животных.
Уставшие и грустные двинулись на Кок-Тобе, забраться на него можно на автобусе за 300 тенге (58 сомов), на своем авто, или на своих двоих. Мы выбрали последнее и не пожалели, высокие красивые деревья, листва которых еще не потеряла свой зеленый окрас, окружала нас со всех сторон. Сквозь ветви можно было увидеть, какой же Алматы красивый и огромный.
На вершине панорамы был расположен один из дорогих ресторанов города, сразу за ним установлены сцена для разных праздничных мероприятий, сувенирные лавки, памятники и аттракционы. Людей было немерено, каждый находил что-то свое, взрослые делали памятные фотографии с ребятами из Beatles, а подрастающее поколение кормили зверюшек в клетках, заедая весь процесс лакомыми блюдами – мороженным, донером.
Насчет еды. На улицах Алматы легче встретить фаст-фудную, нежели привычные нам столовые, практически на каждом шагу продают бургеры и шаурму. Еще что было заметно, в гипермаркетах целые отделы «посвящены» полуфабрикатам, тушенкам, шпротам и прочей готовой пищей.
Видимо горожанам не всегда удается приготовить ужин, после работы.
«Возвращаемся» на Кок-тобе. Вид с горы натолкнул на мысль, что Алматы, как и Бишкек претерпевает экологическую «катастрофу», сложно наблюдать за городом, когда он покрыт серым «одеялом». В голове невольно появляется картинка, как пылесос высасывает весь смог.
Канатная дорога самое-то для уставшего туриста. На фуникулере за 1 тысячу тенге (190 сомов) в считанные минуты оказались в центре города, поездка была комфортной, кроме того можно было разглядеть весь казахстанский мегаполис с высоты птичьего полета.
В завершении дня забрели на бульвар, напоминающий наш «Эркиндик», но он был в разы длиннее и в конце прогулки ждал сюрприз в виде памятника Цоя, незадолго до этого на плитках тропинки были высечены фразы из его работ. После долгое время еще напевали «Солнце мое, взгляни на меня. Моя ладонь превратилась в кулак, и если есть порох, дай огня, вот так! ...».
Город вдвое больше Бишкека, мы постоянно думали, как уехать и через какое время окажемся на месте. Ориентировались по мобильному приложению, которое показывало, на каком транспорте, сколько времени уйдет: автобус – час, такси – 25 минут. По цене практически разницы нет, если в салоне больше трех людей.
Кстати, в Алматы можно голосовать, система «попутка», которая никак не приживается в бишкекском менталитете, у них очень хорошо развита, стоишь на дороге, вытягиваешь руку и почти каждая вторая машина останавливается. За несколько секунд общения надо было выяснить: по пути ли, сумма проезда и понять не выйдет ли это потом боком.
В первый день, мы попали в неловкую ситуацию и чуток пугающую. Водитель «женил» нас на своих сыновей и не желал расставаться, благо у человека оказалось чувство юмора особенное.
Вернемся к прогулкам, после аллеи Цоя решили прогуляться по вечернему Алматы. Сами не зная как, спустя кварталы оказались на Арбате. Первым в глаза бросились скамейки, их внешний вид, так и манил. В действительности они были удобные, спина откидывалась назад, можно было смотреть на небо и умиляться видом разных форм облаков, из которых проскакивали маленькие сверкающие звезды в виде бриллиантов.
Уличные музыканты, разложив на землю чехлы от инструментов, исполняли разные песни, мелодии и при этом умудрялись друг другу не мешать.
Наслаждаясь исполнением местных талантов, стали свидетелями, как годовалый ребенок смеялся, подпрыгивал, а ноги его просились в пляс. Получив колоссальную порцию положительных эмоций, попрощавшись с малышом, долго обсуждали с подругой, что такое же место должно быть и в Бишкеке.
В казахском мегаполисе есть рынок «Кок базар» (пер. зеленый), который стоит посетить ради сладкого десерта «Иримшик», на вкус, как наш «Чового» - поджаренное топленое масло.
Алматинская сладость была самых разных цветов - белая, коричневая, желтая, но объединял их неповторимый вкус. У одной продавщицы они стоили 1200 тенге (230 сомов).
Тут был жизненный урок: нельзя брать продукты питания, товары у первого попавшегося человека, так как в нескольких метрах идентичный товар окажется дешевле. Узнав за сколько, мы взяли «Иримшик» одна продавщица подпевала нам в след «Не сыпь мне соль на рану ... », ведь у нее точно такие же стоили 800 тенге (152 сома).
Рядом с зеленым базаром расположился фирменный магазин «Рахат», в котором продают известные всему миру: темный шоколад, в голубой обертке с золотым рисунком – «Казахстан».
В кондитерской была длинная очередь, одни уходили, другие вставали на их места. Здание было новым, но по ощущениям действие происходило где-то в прошлом, когда также с мамой стояли и заказывали разные виды конфет.
Дождавшись свою очередь, закупившись визитной карточкой Казахстана, двинули домой - в Бишкек.
На «Сайране» цена поездки до «Кордая» выросла в 4 тысячи тенге (764 сома), мы заказали авто через приложение за 2 тысячи 500 тенге (500 сомов).
Доехав до КПП, заметили, что ворота таможни постоянно закрываются на полчаса, и когда двери отворялись, около 20 людей пытались пропихнуться. Конечно ситуация вызвала неудобства, но никак не перечеркнула все пережитые за выходные эмоции – радость, удивление и желание посетить бывшую столицу КЗ снова.
КИНА "Кабар"
Тумара Туратбекова
Комментарии
Medusa 6 years ago
Информативный, классный рассказ????Спасибо журналисту за обзор))) обязательно поедем в прекрасный Алматы ????
Ответить
Оставить комментарий