Сегодня исполняющий обязанности президента, премьер-министр Кыргызстана Садыр Жапаров дал журналистам расширенную пресс-конференцию. В ходе пресс-конференции журналисты различных изданий, как местных, так и зарубежных, смогли открыто, без каких-либо ограничений задать свои вопросы Жапарову. В целом диалог с прессой состоялся продуктивный. Были даны конкретные ответы по повестке дня и на другие немаловажные темы. Всего на пресс-конференцию и. о. президента, премьер-министра было аккредитовано 148 журналистов из 86 республиканских и зарубежных СМИ.
Выборы и участие в них
Отвечая на вопросы журналистов, Садыр Жапаров сообщил, что намерен участвовать в предстоящих выборах в президенты. Что касается прозрачности проведения выборов и механизмов реализации, он отметил, что планирует реализовать систему «блокчейн», которая позволит проводить выборы честно.
«Мы намерены внедрить систему «блокчейн». Если не успеем применить систему к президентским выборам, то постараемся успеть до парламентских», - сказал Жапаров и добавил, что именно непрозрачные выборы становились в Кыргызстане причиной народного недовольства.
Кроме того, и. о. президента, премьер-министр отметил, что в случае его проигрыша на выборах он не будет митинговать и поднимать шум.
«Если я не пройду, мои сторонники не выйдут на митинг. Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к ним с просьбой не митинговать. Но выборы должны пройти честно. Мы должны брать урок из прошлого и не повторять прежних ошибок. Не допускать подкупа голосов, не использовать административный ресурс. Только так мы можем прийти к справедливым выборам», - сказал он.
Политического дракона и диктата не будет!
Отвечая на вопрос об узурпации власти и ошибок прежних властей, Садыр Жапаров отметил, что в стране впредь диктатуры власти не будет.
«Мы должны быть далеки от таких взглядов. Мы, кыргызстанцы, сделали три революции именно по причине узурпации власти. Неважно, я буду президентом или кто-то другой, кыргызский народ не позволит установить диктатуру. Лично у меня таких намерений нет. За 30 лет были разные правители, у всех было желание узурпировать власть. Были факты нападения на политиков, журналистов. Другими словами, были гонения по политическим мотивам. Но такого впредь не будет. Мы этого не позволим», - сказал Жапаров.
Также и. о. президента гарантирует, что не превратится в «политического дракона». «Я верю, что я не превращусь в дракона. Я вам это гарантирую», - заявил он.
Одномандатный парламент и конституционная реформа
Сразу же после известных событий, произошедших в октябре этого года, в обществе активно муссируется вопрос конституционной реформы и судьбы парламента. Известно, что одной из причин народного волнения были парламент и депутаты. Сегодня Садыр Жапаров, отвечая на вопросы журналистов, отметил, что одномандатная система – это требование народа.
«Народное волнение в октябре случились именно потому, что народ был против партийной системы. Сейчас готовится проект закона, и на днях он будет занесен в парламент, как парламент и народ пожелают, такая конституция будет принята. В данное время экспертное сообщество и компетентные лица работают над законопроектом. По имеющейся информации, планируется и одномандатная, и партийная системы. То есть 35 депутатов будут по одномандатной, а 55 - по партийной системе. Итого будет в парламенте 90 депутатов. Вы сами все это увидите. Это также и мое предложение», - заявил и.о. президента.
Зарплата для медиков и готовность ко второй волне COVID-19
В ходе пресс-коференции Садыр Жапаров широко остановился на готовности ко второй волне коронавирусной инфекции и на социальном положении медиков. По его словам, в следующем году медикам Кыргызстана планируется увеличить заработную плату на 40%. Он также добавил, что в борьбе с коронавирусом имеется проблема нехватки кадров.
«Сейчас мы решили вопрос с выплатой средств медикам. Не решался вопрос с суммой около 300 млн сомов. Наблюдается нехватка медиков. Но мы постоянно работаем и держим ситуацию на пульсе. В данное время все ресурсы и запасы для борьбы с коронавирусной инфекцией есть. Мы каждый день проводим консультации и мониторим ситуацию», - сказал он.
Касаясь увеличения заработной платы, и. о. президента добавил, что для мотивации медиков планируется поднять им зарплату на 40%. «Но это уже в следующем году нужно заложить в бюджет. Если поднимать, то это будет примерно 2,5 млрд сомов дополнительных средств», - сказал он.
Также Жапаров подчеркнул, что все выплаты по защищенным статьям до конца 2020 года будут осуществлены. Он сообщил, что экономическая ситуация сейчас средняя.
«Не скажу, что ситуация плохая или хорошая. Средняя. По защищенным статьям до конца года и за январь мы все выплатим. На следующий год мы прогноза не давали. Я думаю, что мы выйдем из ситуации», - отметил Жапаров.
Судьбы бывших президентов и Раимбека Матраимова
Одними из горячих вопросов журналистов были вопросы касательно судеб экс-президентов Бакиева, Атамбаева и Жээнбекова. Касаясь экстрадиции Курманбека Бакиева, Жапаров отметил, что продолжит работу прежних властей по Бакиевым и будет требовать их экстрадиции.
По его словам, по событиям 2010 года виновны не только Бакиевы, но и другие. «Мы только пришли и еще не смотрели данное уголовное дело. Если есть все документы, мы будем их изучать. Этот вопрос поднимем, но это не дело пары дней. Пока до этого не дошли. Мы стабильно работаем только 10 дней», - сказал он.
Что касается Сооронбая Жээнбекова, и. о. президента отметил, что в случае выявления причастности экс-президента Сооронбая Жээнбекова к тяжким преступлениям будут приняты все меры в рамках закона. «Сейчас в отношении Жээнбекова таких фактов нет», - подчеркнул он.
Ну и, наконец, отвечая на вопрос о судьбе Алмазбека Атамбаева, Садыр Жапаров сообщил, что можно было бы его отпустить под домашний арест, но такие решения он принимать не может.
«Я уже говорил, что можно перевести под домашний арест. Но я не могу принимать такие решения. Я не могу вмешиваться в работу судов, прокуроров. Это будет оценено как давление на следствие. Я еще не начал работать, а некоторые СМИ уже начали писать, что намерен узурпировать власть. Если я что-то сделаю по делу Атамбаева, то вы опять же напишите, что я давлю на суд. Если бы это было в моих силах, то я бы отпустил, но это не в моих силах», - отметил Жапаров.
Между тем, комментируя дело Раимбека Матраимова, он сказал, что в мировой практике есть такое, что за выплату компенсации отпускают из-под стражи. Он сообщил, что принял такое политическое решение для того, чтобы вернуть в казну деньги. «Раимбек Матраимов сам сказал, что не будет пользы от его ареста и предложил возместить ущерб, вернуть все из-за рубежа. В бюджет ни копейки не принесет арест Матраимова», - подчеркнул он.
Жапаров заявил, что толку от того, что сажают коррупционеров в тюрьму, нет, так как после этого никакой компенсации в бюджет не возвращается.
Жетим-Тоо, внешний долг, а также внешняя политика и галстук
Садыр Жапаров отметил, что внешняя политика страны не изменит свой курс.
«Мы консультируемся и советуемся с политическими деятелями, экспертами и аксакалами. Хочу заверить, что внешняя политика страны не изменится. Мы продолжим работать так же, как и ранее», - сказал С.Жапаров.
Касаясь месторождения Жетим-Тоо, и. о. президента, премьер-министр назвал слухами сообщения о том, что месторождение Жетим-Тоо в Нарынской области отдадут китайской стороне в качестве выплаты долга. Он отметил, что даже песчинка не будет передана китайской стороне.
«Мы сами будем пользоваться внутренними или внешними ресурсами. Насчет долга перед Китаем, то мы ищем пути выплаты, и мы их найдем», - сказал он.
Жапаров добавил, что по Жетим-Тоо не повторится ошибка, какая была с «Кумтором».
«Я скажу, что был разговор о том, чтобы за счет Жетим-Тоо выплачивать внешний долг. Дело в том, что там находится 5 млрд тонн металла. Это запасы сырья на 50 млрд долларов. Был разговор о возможном варианте выплаты долга путем передачи сырья. Но в этом вопросе не будет ни одного процента участия извне. Все сырье мы будем добывать своими силами», - добавил он.
В заключении, отвечая на вопрос журналиста, почему он не носит галстук, Садыр Жапаров ответил, что ему так удобно. «Я не люблю галстуки, он душит. Я только из-за этого его не ношу. Тут нет ничего другого. Вчера же я его надел, когда принимал участие в заседании ШОС», - сказал он.
Комментарии
Оставить комментарий