• 87
  • 91.26
  • 0.84
  • 0.17

Член совета директоров КФБ о развитии рынка торговли квотами на выброс парниковых газов

Интервью 0

Читайте и смотрите нас в

На фондовом рынке Кыргызстана произошло знаковое событие в области развития зеленой экономики - Кыргызская фондовая биржа (КФБ) и ОсОО «ДиДжи» подписали Договор о совместной деятельности по развитию рынка торговли квотами на выбросы парниковых газов (СО2), а также получения углеродных кредитов на проекты по снижению выбросов СО2.

Какие цели, задачи и возможности дает это события для рынка ценных бумаг мы поинтересовались у председателя Комитета по стратегическому планированию и корпоративному развитию, члена совета директоров КФБ Нурбека Элебаева.

- Нурбек Беккулович, какие цели и задачи ставились вами с подписанием этого договора?

- В действительности подписанный нами договор о совместной деятельности является по своей сути историческим в области устойчивого развития и зеленой экономики Кыргызстана. В рамках этого документа, мы намерены совместными усилиями продвигать на финансовом рынке Кыргызстана новые инновационные биржевые инструменты зеленой экономики, обеспечивающие продвижение устойчивого развития экономики, базирующегося на добровольном регулировании снижения выбросов и обеспечивающего необходимое финансирование мероприятий по снижению. Речь идет не только о создании эффективной площадки для торговли квотами на выбросы парниковых газов (СО2), но и заинтересованном привлечении кредитов для реализации проектов по снижению выбросов углеродов.

Наши соседи и партнеры по биржам России и Казахстана в этом направлении уже уверенно двигаются вперед, начиная с 2012 и 2016 года, в этой связи нам есть чему у них поучиться и используя их опыт внедрять у себя.

Какие шаги Стороны намерены предпринять в этом направлении?

- Следует отметить, что для устойчивого развития и перехода на зеленую экономику, прежде всего, необходима слаженная совместная деятельность государства и бизнеса. К сожалению, государственная регулятивная система в этом направлении у нас только закладывается. Поэтому, мы намерены инициировать со стороны бизнеса добровольные процедуры и оказывать помощь и поддержку государству в разработке регулятивной базы (НПА) и реализации совместных с финансовым рынком мероприятий по стимулированию компаний к сокращению парниковых газов.

На сегодняшний день в рамках подписанного договора обе стороны готовы разработать и запустить первый совместный проект по освоению углеродного кредита в Кыргызстане, который станет показательным примером для отечественных компаний и инвесторов. А вслед за ним запустить механизм по их привлечению через сопровождение и поддержку со стороны биржевого финансового рынка. Вместе с тем, необходимо понимать, что это только видная часть айсберга.

До этого, участникам подписанного договора предстоит проведение очень серьезной и важной работы. Так, например, сразу после подписания КФБ совместно с Ди Джи займется разработкой программного обеспечения для проведения сделок в этих секциях сектора Зеленой экономики. Затем будут созданы сами секции по купле-продаже углеродных квот и углеродных кредитов, которые будут подключены к системе биржевой торговли.

Также стороны намерены совместно привлекать, обучать брокеров и инициаторов проектов, создавать систему сбора и раскрытия информации об участниках торгов и их предложениях, о зеленых проектах, в том числе по снижению выбросов и проводимых сделках, сбору и распространению информации о компенсационных кредитах и условиях их приобретения.

Кроме того, Ди Джи возьмет на себя привлечение для работы на Бирже зарубежных финансовых компаний, предлагающих добровольные и обязательные углеродные кредиты, а также процедуры верификации и валидации проектов и кредитов. А КФБ предстоит разработать систему учета, регистрации сделок по углеродным кредитам и квотам и совместить ее с системой торговли Биржи, клиринговой системой и и внешними реестрами.

- Чей международный и зарубежный опыт вы будете использовать в создании биржевого рынка углеродных квот и углеродных кредитов в нашей стране?

- Прежде всего, за основу может быть взят опыт работы ETS Европейского Союза, которая предусматривает распределение и торговлю квотами/разрешениями на выбросы ПГ на всей территории ЕС. Разрешения на выбросы устанавливаются каждым государством-членом и распределяются на каждый объект, включенный в EU ETS. А также опыт работы Калифорнийской ETS по продаже углеродных квот и углеродных кредитов вместе. Благодаря этому, например, 2020 году кредиты, купленные на биржах в мире позволили «компенсировать» выбросы в объеме 95 млн. тонн.

Также мы должны внимательно изучать и использовать опыт РФ, начатый с 2013 года Московской биржей и опыт Казахстана, начатый с 2016 года Биржи Каспий.

При этом отметим, что количество квот на выбросы в ЕС ежегодно сокращается (с 2021 года - на 2,2%, годом ранее – на 1,7%), вынуждая экономику декарбонизироваться. Именно поэтому, основная задача для нас помочь государству построить систему государственного регулирования этих стоящих перед страной процессов управления и влияния на снижение выбросов парниковых газов на примере этих стран.

- Какие государственные и общие меры необходимо предпринять для обеспечения устойчивости развития зеленой экономики в нашей стране?

- В первую очередь к данной инициативе нужно привлечь внимание государственных органов и прежде всего Министерства природы КР и его Центра климатического финансирования зеленой экономики к необходимости рыночного регулирования этого процесса. Мы готовы помочь этим госорганам ввести систему обязательного квотирования выбросов парниковых газов и создания стимулов для бизнеса, производства и населения по снижению выбросов.

И здесь нужно отметить, что во многих странах уже существует государственная инфраструктура, а у нас же она на нуле. В этой связи, наша задача вначале создать добровольную площадку и дать посылы государству о том, что общество ожидает от него и как сделать так, чтобы это было и работало.

А затем совместно с государством сформировать обязательную и добровольную системы регулирования выбросов. Если не будет обязательного квотирования выбросов, то нам не чем будет заниматься в добровольной, например, по первой секции торгов. Поскольку квоту может продать субъект регулирования, который имеет неиспользуемый запас к установленной ему квоте и может его продать тем, кто уже начинает превышать отпущенный ему предел выбросов. Именно поэтому мы в первую очередь предпримем шаги по созданию добровольной системы регулирования через реализацию инициированного нами совместного проекта и привлечения для его реализации зарубежного кредита.

Очень надеемся, что реализовать этот инициативный проект по снижению выбросов парниковых газов и углеродному кредитованию нам удастся в течение этого и следующего года. Но сотрудничество с государством будет соответствующим образом устанавливаться уже сейчас.

Беседовал Мирлан Киизбаев

Комментарии

Оставить комментарий