С присоединением Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) инвестиционный потенциал страны в достаточной степени возрос, потому, как бизнесмены начали рассматривать ее, как ворота к громадному рынку потребителей. Но при этом предприниматели часто отступают, узнав, какие риски им придется возложить на себя. Заместитель директора Агентства по продвижению и защите инвестиций (АПЗИ) Шумкарбек Адилбек уулу в интервью агентству «Кабар» рассказал о страхах иностранных инвесторов при работе в Кыргызстане, а также поделился итогами деятельности ведомства за прошлый год.
– Расскажите о работе агентства за 2017 год.
– В 2017 году мы работали уже с привлеченными инвесторами. К примеру, мы активно помогаем агропромышленному комплексу «Искра Азия» в Чуйской области возле города Токмок. В прошлом году началась процедура получения разрешительных документов на строительства скотобойного и мукомольного цехов.
В прошлом году завершилось строительство завода по производству гражданских взрывчатых веществ в селе Кызыл-Октябрь Кеминского района. На сегодня он уже готов к запуску производства, ожидается только получение сертификата ЕАЭС из лаборатории в Алматы.
Также мы помогали строительству завода по производству биметаллических радиаторов в Чуйской области на территории СЭЗ Бишкек. Сейчас на завершающей стадии находится строительство первого цеха и параллельно идет строительство второго и третьего цехов, а также общежития и административных зданий на 6 гектарах площади. Это будет самым крупным субъектом на территории СЭЗ в КР. Планируем, что в марте завезут оборудование и производство, скорее всего, начнется в апреле или мае.
Помимо этого, мы помогли строительству мясомолочного комбината в селе Красная речка, где инвестором является турецкая компании «Импаш Азия» (Тарым ве Хайванжылык ЛТД), где объем инвестиций составляет около 5 млн долларов. Нами было оказано содействие в подключении к энергомощностям.
– Как продвигаются работы по созданию кыргызско-узбекских предприятий?
– На сегодня мы имеем на руках девять подписанных соглашений: строительство развлекательного центра в городе Оше, строительство школы в Бишкеке, и семь различных совместных предприятий по крупноблочной сборке легковых автомобилей, сельхозтехники и навесного оборудования для нее, а также автобусов. До конца текущего года мы ожидаем уже первую машину, собранную в Кыргызстане.
– Рассматривается ли вопрос по экспорту товаров от узбекских производителей на рынок ЕАЭС?
– Вопрос экспорта пока еще не стоит. По техрегламенту ЕАЭС, чтобы признать товар сделанным в Кыргызстане надо, чтобы более 50% его комплектующего было произведено здесь, в нашей стране. Пока мы не достигли такого уровня локализации. Соответственно, для начала будут созданы условия по использованию автомобилей только внутри Кыргызстана без экспорта в другие страны.
– Не так давно в парламенте была сказана критика относительно работы агентства. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Работа с инвесторами требует достаточно много времени. Я могу привести пример, как Турция восемь лет договаривалась с японской компанией открыть простой шинный завод в Турции.
Все проекты, над которыми мы работали с момента основания агентства, начали реализовываться только в прошлом году, потому что процесс подготовки занимает длительный срок. Это выделение участков, формирование проектно-сметной документации, подготовление работы и потом строительство. Вот, к примеру, вопрос о начале строительства цементного завода в городе Кара-Куль длился около года, а решение вопроса по трансформации земельного участка занял полтора года.
Я понимаю критику депутатов парламента, но при этом я бы хотел, чтобы нас оценивали объективно. Процесс привлечения инвестиций не короткий. Иногда бывает, что инвесторы после глубокого анализа отказываются от работы в нашей стране.
– Каковы основные причины их отказов?
– В большинстве случаев они требуют правительственной гарантии. Они хотят минимизации рисков. Ни для кого не секрет, что Кыргызстан не является лидером в рейтинге страховых компаний. Соответственно, стоимость страхования финансовых вложений в нашу страну от этого увеличивается. Многие инвесторы хотят покрыть предполагаемые риски и требуют государственной гарантии.
Но в соответствии со стратегией управления с внешним долгом правительство воздерживается от выдачи каких-либо гарантий. Поэтому мы сразу говорим, что не можем дать правительственной гарантии, что многих огорчает: процентов 70, услышав эту фразу, делают вывод, что не будут с нами работать.
– А что предусматривает правительственная гарантия?
– Она подразумевает возврат какой-то части вложенных средств, в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Поэтому мы работаем с прямыми инвесторами, которые на свой страх и риск финансируют в нашу страну.
Также при больших инвестициях возникает вопрос по объему рынка, и 6-миллионное население достаточно маленькое для таких вложений, и тогда инвестор интересуются выходом в ЕАЭС.
Негативными факторами еще выступают предыдущие нереализованные проекты. Также инвесторы хотели бы решения проблемы со слабой энегромощностью и плохой инфраструктурой. Мы предлагаем им инвестировать в регионы, а там никакой инфраструктуры: ни дороги, ни электричества, ни водоснабжения, ни канализации.
– Как продвигается реализация проектов на основе государственно-частного партнерства (ГЧП)?
– Проекты ГЧП тоже требуют достаточно долгого времени. При идеальном исполнении всех норм нашего законодательства только для реализации начала проекта ГЧП необходимо полтора года. Сюда включаются все процедуры по оценке государственной инициативы, выдачи заключений, отбор частной консалтинговой компании, чтобы она разработала технико-экономическое обоснование (ТЭО), потом нужно получить одобрение на финансирование этого ТЭО, а затем провести отбор частной компании.
На сегодня у нас 15 проектов на основе ГЧП. В прошлом году началась реализация первого проекта ГЧП – строительства центров гемодиализа, который выиграла немецкая компания, а Минздрав выступил госпартнером. В этом году мы ожидаем, что пройдут и следующие проекты.
Помимо этого ведутся работы по упрощению процедур реализации проектов по ГЧП путем внесения изменений в закон о ГЧП. Он предусматривает сокращение сроков прохождения процедур.
– В каких сферах реализуются данные проекты?
– Здесь нет каких-либо ограничений. В основном это проекты по строительству инфраструктуры.
Беседовала Нуркыз Сабырова
Комментарии
Оставить комментарий