В последнее время в СМИ и обществе активно обсуждается вопрос о намерении Кабмина передать аэропорты в Бишкеке и Оше во внешнее управление турецкой компании. В обществе есть критическое мнение на этот счет. Люди недоумевают, как можно передать стратегические объекты во внешнее управление. В связи с чем председатель Кабинета министров Акылбек Жапаров в интервью агентству «Кабар» дал разъяснения по данному вопросу.
- Здравствуйте, Акылбек Усенбекович!
- Здравствуйте!
- Кабинет министров намерен передать во внешнее управление международные аэропорты Бишкека и Оша. Действительно ли это так и что сподвигло вас на такой шаг? Какая от этого будет польза конкретно для Кыргызстана?
- Польза для страны большая. Сейчас много тех, кто кричит, не зная всех деталей. Мы тоже умеем считать. Мы болеем за страну и за ее будущее. Например, если сегодня в аэропорту в день приземляется и взлетает около 16 самолетов, то через два года здесь будут уже более 160 воздушных судов. Также будет построена современная взлетно-посадочная полоса. Это позволит, несмотря на туман, самолетам взлетать и приземляться. В данное время из-за небольшого тумана самолеты не могут у нас приземлиться. Вместо этого они улетают в Алматы. Кроме того, будет построен новый грузовой терминал. Это позволит в год перевозить более 100 тыс. тонн грузов.
Если сейчас, имея на руках 100-процентную долю собственности аэропортов, мы получаем в год прибыли около 4 млрд сомов, то через два года, имея 50 процентов прав на собственность, мы будем получать прибыль в 8 млрд сомов. Оба наших аэропорта будут работать как «хаб». Увеличится интенсивность полетов. Мы ставим перед инвесторами условия, чтобы все строительные работы завершили в течении этого времени. Если же они не справятся в отведенное время, то мы будем вынуждены расторгнуть контракт и дальше продолжим сами достраивать. А вложенные деньги инвесторов "сгорят". Именно такие условия мы хотим поставить перед ними. В свою очередь инвесторы выражают готовность на такие условия. В данное время есть определенный момент по поводу сроков контракта. Мы говорим, что подпишем контракт на 29 лет, а они просят на 39 лет, объясняя тем, что не смогут за такое время выручить вложенные деньги. Точнее они говорят: «что не смогут получить достаточную прибыль за 29 лет». Какой бы ни был инвестор и куда бы не вкладывался, он всегда думает о прибыли. Все инвесторы такие. Сейчас проводим расчеты, сколько прибыли они могут получить за 29 лет. Если действительно за это время они не получат прибыли, то, конечно, мы будем вынуждены согласиться на немного длинные сроки.
Безусловно, есть мнение, что можем построить все нужные объекты в аэропортах и за ту прибыль, которую мы получаем сегодня. Да, я с таким мнением согласен. Но, на это уйдет более 10-15 лет. Картина будет такая же, как и сегодня, то есть малый поток самолетов, поскольку мы не сможем развить логистику. А этот инвестор уже на протяжении 50 лет строит аэропорты по всему миру и имеет развитую логистику. Как только аэропорты Бишкека и Оша будут готовы, мы намерены открыть еще дополнительные рейсы.
Самое главное, мы не отдаем наши аэропорты. Мы подписываем контракт, в котором прибыль будет делиться 50 на 50. Управление тоже будет совместным. Они же ведь не унесут все построенное с собой. Все будет под нашим надзором. Все мировые аэропорты-гиганты строились именно таким методом. Сейчас тоже в мире немало аэропортов, которые работают по такому принципу. Мы тоже хотим прировнять наши в число развитых. В данное время идут только переговоры. Если инвестор примет все наши условия, то мы можем подписать контракт.
- Сообщается, что межведомственная комиссия, сформированная из числа опытных специалистов, дала свое отрицательное заключение. Несмотря на это, вы намерены передать объекты инвесторам. Как это понимать?
- Эта группа рабочих специалистов, она боится взять на себя ответственность. Поэтому они вынесли такое решение. У нас за 30 лет сформировался такой подход. Мы живем по принципу: «пусть что будет, то будет, но меня это не должно касаться». Если завтра один популист-политик начнет выкрикивать разные лозунги, то все начнут бояться того, что их тоже "приплетут". Когда у них спрашиваешь о том, какой вред может нанести такое соглашение, то они ничего существенного сказать не могут. Они не считают выгоду.
- Спасибо большое за интервью! Успехов в работе!
Беседовал Медербек Шерметалиев.
Комментарии
Оставить комментарий