Как известно, в Кыргызстане уже несколько месяцев не снижается напряженная обстановка с нефтепродуктами. По данным Национального статистического комитета КР, за девять месяцев текущего года цены на горюче-смазочные материалы выросли на 9%. При этом если стоимость бензина увеличилась на 8%, то дизельное топливо подорожало на 15%. Решить ситуацию помогли бы поставки нефтепродуктов из соседнего Казахстана. Межправительственное соглашение о поставках нефти и нефтепродуктов из Республики Казахстан в Кыргызскую Республику сейчас находится на рассмотрении в госорганах Кыргызстана. О том, почему важно подписать это соглашение агентству «Кабар» рассказал заместитель исполнительного директора Международного делового совета Данияр Медеров.
- Данияр Султанович, почему возникла необходимость заключения соглашения с Казахстаном?
- Дело в том, что раньше в Казахстане действовал запрет на экспорт нефтепродуктов из-за дефицита ГСМ. Недавно там завершилась модернизация всех трех нефтеперерабатывающих заводов и образовался перманентный излишек производства бензинов. Встал вопрос об экспорте, и этой ситуацией Кыргызстану надо воспользоваться. Если начнутся поставки ГСМ из Казахстана, то это повлияет на снижение розничных цен на горючее. По мнению бизнес-сообщества, закупать ГСМ у Казахстана выгодно нашей стране.
- В соответствии с соглашением, которое сейчас рассматривают в Кыргызстане, какие продукты будет поставлять Казахстан?
- Проект документа включает товары 27-й группы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). В эту группу входят нефть и нефтепродукты, включая бензины и дизельное топливо. То есть соглашение подразумевает поставки нефти и всех нефтепродуктов из Казахстана в Кыргызстан.
- Но в местных СМИ прошли сообщения, что Казахстан будет поставлять только бензин?
-Это не соответствует действительности. С точки зрения бизнеса мы ожидаем поставок также и продукты газойлевых фракций, в том числе дизельного топлива из Казахстана. В среднем потребность Кыргызстана в дизельном топливе – около 500 тысяч тонн в год, это в среднем 40 тысяч тонн в месяц без учета сезонного фактора. Около 70% дизельного топлива, поступающего в Кыргызстан из России, соответствует экологическому классу Евро 2. В предложении на сегодняшний день преобладает продукция российских заводов Нижневартовска и Яйска. Остальную потребность страны покрывают Орский и Омский заводы, где экологические параметры топлива выше, а также продукция производства местных нефтеперерабатывающих заводов, также экологического класса не выше Евро 2. В Казахстане на продукцию Евро 2 введен запрет, и многие мини-НПЗ уже не могут продавать свой продукт на казахстанском рынке. Оценочно, до 25 тысяч тонн дизельного топлива в месяц с мини-НПЗ Казахстана (Амангельды, Актобе, КазИнРус Актобе, Кандыагаш, Уральск) придет на наш рынок. Цены на их дизтопливо до 10% ниже, чем российского производства, что очень выгодно для нашего внутреннего потребителя. Нужно учитывать, что дизельное топливо с заводов-гигантов Казахстана также придёт в нашу страну, но уже в 2019 году и в меньших объемах, чем бензины.
- В социальных сетях и некоторых СМИ есть информация о большом потоке нелегального импорта ГСМ через Талас. Откуда и почему?
- Разница в цене казахстанского бензина в сравнении с российским значительная, и у всех легальных участников рынка снизились официальные продажи российского топлива. Мы тоже видим сообщения в соцсетях о том, что объем с территории Казахстана идет значительный, и это влияет на снижение платежей по налогам в бюджет Кыргызской Республики. По таким сообщениям и информации, которая поступает нам от участников рынка, оценочно, нелегальный импорт соответствует 8-10 тысячам тонн в месяц, что соответствует 25% месячного потребления страны по бензинам высокооктановой группы, а это очень много.
Дело в том, что в Казахстане все нефтебазы сейчас переполнены, 240 тысяч тонн топлива находится на складах, и существует риск остановки заводов из-за затоваривания. Казахстанские производители вынуждены продавать всем, кто может купить, включая возможных недобросовестных участников рынка.
- Можно ли изменить ситуацию?
- После подписания соглашения и начала официальных поставок бензина казахстанские производители будут заинтересованы перекрыть нелегальный поток. Усилится контроль за вывозом продукта с казахских нефтебаз только для сетей АЗС и недопущения неофициального ввоза продукта в нашу страну.
- Какие еще преимущества обещает подписание соглашения?
- Подписание соглашения с Казахстаном приведет к тому, что конкуренция между производителями России и Казахстана повлечет за собой снижение цены в долгосрочной перспективе, потому что заводы будут играть ценой при сравнительно схожем качестве продукции в погоне за покупателем.
Вопрос поставки бензинов из Казахстана повлияет и на экологию. Из Казахстана пойдут бензины не ниже класса Евро 4. В сравнении с поставками из РФ, до 40-50% бензинов идет экологического класса Евро 2 и Евро 3.
Логистическое расположение Шымкентского НПЗ очень удобно для наших сетей АЗС. Короткое плечо доставки, до 4-5 дней в сравнении с 15-20 днями с заводов РФ. Это приведет к тому, что расходы на финансирование у наших легальных нефтетрейдеров значительно снизятся, а оборот капитала компаний увеличится.
Это в свою очередь повлечет увеличение доходности этих компаний, и как следствие, в госбюджет будет поступать больше налогов на прибыль от местных игроков. Альтернативой мы можем увидеть снижение розничного ценника при неизменной доходной составляющей сетей АЗС в сравнении с сегодняшним днем.
- Существуют ли риски из-за задержки с подписанием соглашения?
- Чем больше откладывается процесс подписания межправительственного соглашения, тем больше вероятности, что излишки продукции из Казахстана найдут свое применение на рынках Узбекистана и Таджикистана и Афганистана.
На сегодняшний день, мы видим усиление прений в России между правительством РФ и крупными сетями АЗС в этой стране. Правительство РФ угрожает ограничением экспорта в пользу местного рынка, что может повлиять и на поставки в Кыргызстан. На сегодня все крупные сети АЗС в Кыргызстане держат минимальные остатки на складах по бензинам в ожидании поставок из Казахстана, и если РФ перекроет экспортные поставки на все направления и мы не подпишем соглашение с Казахстаном, у нас может возникнуть бензиновый коллапс.
– Известно, что кыргызскую сторону не устраивают некоторые нюансы соглашения. В чем они заключаются?
- Основные прения по статье 8 соглашения. Статья 8 подразумевает введение запрета на экспорт продукции Казахстанского производства, а также нефтепродуктов произведенных из казахского сырья на заводах Кыргызстана.
Стороны ЕАЭС вправе требовать запрета на вывоз нефтепродуктов, полученных без учета пошлины. Мы видим, что это требование обоснованно, так как у Кыргызстана экспортных пошлин на вывоз топлива нет.
Вдобавок запрет экспорта нефтепродуктов выгоден Кыргызстану. Доход от экспортных пошлин мы не получаем, а продукт, которому лучше оседать на внутреннем рынке, вывозим. Энергоносители являются одним из основных факторов во влиянии на инфляционные процессы в экономике. Чем больше стабильности на топливном рынке, тем легче контролировать инфляцию. Местное производство на сегодня составляет всего 18% от общей потребности в нефтепродуктах в стране. Запрет экспорта в этой связи есть благо, так как позволит всему производству оставаться в стране, еще больше стабилизируя топливный рынок.
Мы должны поддерживать местного производителя однозначно, но поддерживать экспорт при импортоориентированном рынке нефтепродуктов – «не есть хорошо». Всю продукцию местного производства целесообразно оставлять в Кыргызстане. Поэтому запрета на экспорт нефтепродуктов бояться не стоит.
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий