БИШКЕК, 16.11.17. /Кабар/. Проектный офис по реализации цифровых инициатив под руководством Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тиграна Саркисяна будет запущен до конца этого года. Об этом было заявлено на заседании Консультативного совета по взаимодействию ЕЭК и Делового совета Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сообщили в пресс-службе ЕЭК.
В работе совета приняли участие члены Коллегии ЕЭК во главе с Председателем Коллегии ЕЭК Тиграном Саркисяном, президент Делового совета ЕАЭС Виктор Христенко и главы бизнес-ассоциаций стран Союза, представители крупного и малого бизнеса государств-членов ЕАЭС.
Помимо тем, связанных с цифровой трансформацией экономик стран Союза, обсуждались вопросы гармонизации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию, устранения барьеров и препятствий, реализации интеграционных проектов в промышленном и аграрном секторах, развития евразийских технологических платформ и создания евразийских брендов, а также внесение изменений в Правила происхождения товаров, импортируемых из третьих стран.
Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян отметил, что министры ЕЭК, члены Делового совета ЕАЭС и представители бизнес-сообщества «обсудили ряд важнейших вопросов, без которых невозможно дальнейшее углубление интеграции стран Союза». Прежде всего это перспективы цифровой трансформации экономик Евразийского экономического союза. По мнению Тиграна Саркисяна, «невозможно представить современное интеграционное объединение без общей цифровой повестки. Согласованная политика в этой области – один из ключевых факторов, позволяющих добиться успеха и избежать появления новых, уже технологических барьеров».
По мнению президента Делового совета ЕАЭС Виктора Христенко, «цифра и те возможности, которые она предлагает, полностью меняют характер нашей деятельности как в экономике, так и в других сферах жизни. Это новый облик окружающего нас мира. Цифровая трансформация начинает влиять и на основы Евразийского союза, на то, как воплощаются в жизнь интеграционные проекты, позволяя повысить их эффективность».
Тигран Саркисян в своем выступлении сформулировал основные подходы к реализации инициатив в рамках цифровой повестки ЕАЭС и проинформировал участников заседания о том, что до конца года будет создан проектный офис. В него войдут пять человек, имеющих опыт работы с проектами в сфере цифровых технологий – по одному представителю от каждой из стран ЕАЭС. Ключевая задача офиса – оценить перспективы тех или иных инициатив, выявить их интеграционный потенциал и обеспечить их осуществление. По оценке Председателя Коллегии ЕЭК, наиболее актуальными, но одновременно наиболее сложными будут инициативы, направленные на внедрение концепции прослеживаемости товаров и услуг, а также их маркировку и идентификацию.
В ЕЭК уже поступают заявки и предложения от стран Союза, заявил Тигран Саркисян. Например, Армения представила инициативу по разработке и внедрению единой системы электронных счетов-фактур, которая позволит сократить число документов, предоставляемых в налоговые органы, и время их оформления. Предложения армянской стороны особенно актуальны для тех случаев, когда требуется перевозка товаров через территорию третьих стран, не входящих в ЕАЭС.
Говоря о принципах и механизмах формирования согласованной политики в сфере реализации цифровых программ, Тигран Саркисян предложил алгоритм, предусматривающий взаимное информирование и возможность присоединения стран к тем или иным проектам. В частности, страна-инициатор сообщает партнерам о планируемых инициативах, и в течение определенного периода другие государства Союза могут присоединиться к этим проектам. Кроме того, такая процедура минимизирует риски возникновения новых технологических барьеров на пути свободного перемещения товаров и услуг. Председатель Коллегии ЕЭК подчеркнул, что эта идея была поддержана премьер-министрами стран Союза на заседании Евразийского межправительственного совета (ЕМПС) 25 октября этого года.
Президент Российского совета промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин отметил, что уже в ближайшее время в РСПП будет создан комитет по цифровой трансформации. Участники дискуссии обратили особое внимание на важность активного диалога с обществом и включения всех активных сторонников цифровизации в совместные проекты.
Устранение барьеров на общем экономическом пространстве Союзе и роль бизнес-сообщества – еще одна важная тема прошедшего заседания. Член Коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян отметила, что устранение препятствий на внутреннем рынке – одна из приоритетных задач Комиссии. «Мы зафиксировали в своем реестре 198 препятствий – барьеров, ограничений и изъятий – и работаем с каждым из них», – заявила Карине Минасян. В первую очередь, предпринимаются усилия по ликвидации барьеров, то есть препятствий, нарушающих право ЕАЭС. Как отметила министр ЕЭК, сегодня ведется работа по 20 барьерам, 15 из которых уже устранены.
Еще одним важным итогом стала подготовка «Белой книги», в которой указаны 60 согласованных всеми странами-участницами препятствий, оказывающих наибольший сдерживающий эффект на свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы на внутреннем рынке Союза. По словам Карине Минасян, для их устранения разрабатываются «дорожные карты», предусматривающие конкретные мероприятия и сроки их реализации. 25 октября в Ереване на заседании ЕМПС была принята «дорожная карта» на 2018–2019 годы, включающая 17 препятствий и набор практических действий по их устранению.
Карине Минасян обратила особое внимание на важность диалога с бизнесом и проинформировала о том, что для этого ЕЭК создала портал https://barriers.eaeunion.org, на котором можно найти подробную информацию о всех выявленных препятствиях и работе по их устранению. Кроме того, предприниматели могут оставить свои обращения и сообщить о тех или иных вопросах, связанных с ведением бизнеса. «В 2017 году на портал поступили 164 таких обращения», – подчеркнула министр и призвала представителей бизнес-ассоциаций к активному взаимодействию для оценки влияния того или иного препятствия на деятельность бизнеса.
Члены Делового совета ЕАЭС и представители бизнеса обсудили предложения ЕЭК по утверждению новых Правил происхождения товаров, импортируемых из третьих стран. Как отметила министр по торговле ЕЭК Вероника Никишина, обновление ныне действующих правил предусмотрено Договором о Евразийском экономическом союзе и приобретает особенную актуальность в связи с вступлением в действие в начале 2018 года нового Таможенного кодекса ЕАЭС. В частности, министр ЕЭК обратила особое внимание участников заседания на введение такого понятия, как «остаточные критерии происхождения». Они позволят в сложных ситуациях определить страну происхождения импортируемого товара и избежать возможных дополнительных таможенных обременений для участников внешнеэкономической деятельности.
Вероника Никишина отметила, что в ситуации, когда товар произведен в одной стране из комплектующих, изготовленных в другой стране или странах, предлагается использовать базовый критерий – смену тарифной классификации. При этом достаточным уровнем переработки можно считать изменения в товарной классификации импортируемой продукции на уровне первых четырех знаков ТН ВЭД. Если же такая смена не происходит, то страна происхождения оказывается «неизвестной» для целей таможенного регулирования Союза.
Такая правовая неопределенность может привести к негативным последствиям после вступления в силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС. В отношении вполне добросовестных поставщиков товаров с «неизвестной» страной происхождения на основании статьи 314 могут быть применены нетарифные меры или антидемпинговые пошлины, которые установлены в отношении аналогичных товаров. В результате импортеры и потребители соответствующей продукции могут понести дополнительные финансовые издержки из-за несовершенства законодательства.
По мнению ЕЭК, оптимальным выходом из этой ситуации станет введение «остаточных критериев происхождения», что позволит избежать дополнительных обременений. Главная цель использования «остаточных критериев» – обеспечить возможность определить и заявить действительную страну происхождения товара, если основной критерий не выполняется. В этом случае, может быть использован принцип наибольшей стоимости компонентов или определение страны происхождения первоначального материала, даже в том случае, если технологические операции на предприятии конечного производителя не приводят к смене первых четырех знаков ТН ВЭД (упаковка или расфасовка, конечная обработка изделий и т.п.).
В ЕЭК уверены, что это не приведет к усложнению существующей процедуры подтверждения происхождения товаров. Импортеры по-прежнему смогут выбрать приемлемый для себя вариант – предоставление декларации о происхождении товаров или сертификата происхождения товаров. «Этот подход соответствует лучшим международным практикам», – отметила министр ЕЭК.
Еще одной значимой темой дискуссии стало обсуждение вопросов гармонизации ставок акцизов на алкоголь и табачные изделия. Член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Жаксылыков сообщил, что в настоящее время в странах Союза отмечается значительный разброс ставок акцизов на крепкий алкоголь (от 2,2 евро до 7,7 евро за 1 л этилового спирта) и табачные изделия (от 11,6 евро до 31,3 евро за тысячу сигарет). Как считает министр ЕЭК, эффективным способом решения поставленной задачи стало бы определение коридора акцизных ставок, включающего индикативную ставку акциза и диапазон отклонений для каждой из стран Союза. Это позволит учесть разницу в социально-экономическом развитии стран Союза и доходах населения, а также обеспечить предсказуемость действий ЕЭК и государств-членов ЕАЭС для бизнеса. По мнению Тимура Жаксылыкова, иные варианты, в том числе резкое повышение акцизных ставок, могут привести к ценовому шоку и росту объемов нелегального рынка табачной и алкогольной продукции в ряде стран Союза.
Представители деловых кругов поддержали позицию Комиссии по этому вопросу. «Сегодня мы обсуждали эту горячую тему, и бизнес всё-таки склоняется к тому, чтобы соглашение по алкогольному рынку двигалось в сторону гармонизации акцизной политики с понятным коридором возможных различий между налоговыми ставками соответствующих национальных рынков, но с понятным регулируемым коридором, с понятной перспективой», – пояснил президент Делового совета ЕАЭС Виктор Христенко.
С оценкой наиболее перспективных кооперационных проектов в реальном секторе экономики выступил член Коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Сергей Сидорский. По его мнению, наиболее проработанным проектом можно считать создание орбитальной космической группировки спутников стран Союза под управлением единого оператора ЕАЭС.
Кроме того, изучается проект по созданию современного высокопроизводительного зерноуборочного комбайна, использующего электронные технологии контроля и управления. Реализация такого проекта позволит освоить новые компетенции и технологии в сельскохозяйственном машиностроении, а также повысить эффективность сельского хозяйства. «Кооперационный эффект от реализации этого проекта очевиден. Это и инновационная активность предприятий, загрузка мощностей, новые рабочие места, приближение к стратегии «Индустрия 4.0», высокий рост смежных отраслей», – уверен Сергей Сидорский. Рассматривается возможность разработки и производства в ЕАЭС инновационных транспортных средств на электрической тяге и с возможностью беспилотного вождения.
Министр ЕЭК отметил, что компании Армении, Беларуси, Казахстана и России готовы реализовать проект по созданию евразийского светотехнического холдинга. «Тематика программы очень интересная: переход от лампочки к светодиодам и создание светотехнической продукции Союза», – подчеркнул Сергей Сидорский. Кроме того, он отметил, что реализация идеи евразийских технологических платформ позволила начать разработку инициатив в сфере биотехнологий, фотоники и медицины.
К перспективным проектам стоит отнести и идею создания вертикально-интегрированного ювелирного холдинга в ЕАЭС. В странах Союза сформирована производственная база, представленная более 120 крупными предприятиями.
По итогам 2016 года объем импорта ювелирной продукции из драгоценных металлов в государства-члены ЕАЭС более чем в два раза превысил объем экспорта, а ювелирной продукции из драгоценных и полудрагоценных камней – более чем в десять раз. При этом отсутствие кооперационного взаимодействия производственных комплексов накладывает ограничения на возможности их дальнейшего развития в условиях глобальной конкуренции. Объединение усилий в ювелирной отрасли способствовало бы загрузке предприятий и усилению позиций евразийских производителей на рынке. Работа по созданию такого холдинга может быть построена на базе специализированной евразийской технологической платформы.
Комментарии
Оставить комментарий