• 87
  • 90.55
  • 0.84
  • 0.17

Астана принимает Саммит ШОС: эксклюзивное интервью посла Казахстана в Узбекистане

В мире 0

Читайте и смотрите нас в

Как известно, 8-9 июня в Астане состоится Саммит глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где в настоящее время председательствует Казахстан.

В преддверие Саммита глав государств-членов ШОС в г.Астане Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Казахстан в Узбекистане дал интервью, где рассказал о достижениях ШОС с момента своего образования и перспективах сотрудничества в рамках организации.

- Уважаемый Ерик Мылтыкбаевич! До предстоящего астанинского саммита Шанхайской организации сотрудничества буквально остаются считанные дни. Ваше мнение, как представителя председательствующей в Организации страны, с какими основными достижениями ШОС со времени своего образования подошла к очередному своему форуму и каких результатов ждать от астанинского саммита?

- Благодаря совместным усилиям лидеров государств-основателей, пройдя непростой путь становления и развития, организация заняла прочное и авторитетное место в современной архитектуре международных отношений.

Немалый вклад в это внесли и Казахстан, и Узбекистан, являющиеся последовательными сторонниками развития Организации.

ШОС последовательно и целенаправленно реализует свою главную цивилизационную миссию — способствует укреплению взаимопонимания между народами, взаимному познанию, проникновению, обогащению и сближению культур и цивилизаций.

ШОС выступает гарантом мира и стабильности в зоне своей ответственности, без чего, бесспорно, невозможно обеспечить устойчивое развитие и процветание народов стран региона.

В этих целях, с первых дней своего существования стремится к самому широкому сотрудничеству со всеми, кому дороги мир и стабильность на земле.

В рамках ШОС реализуются долгосрочные программы и планы развития взаимодействия в сферах культуры, образования, науки и техники, здравоохранения и туризма, изучения и сохранения культурного и природного наследия региона ШОС.

Мы постоянно двигаемся вперед уверенно, твердо следуя принципам, зафиксированным в Хартии ШОС.

Привлекательность и преимущества ШОС заключается в том, что сотрудничество в рамках нее развивается на основе совместного определения зон совпадения интересов, равнозначности мнений всех вместе и каждого в отдельности, независимо от политических и экономических весовых категорий акторов, при полном сохранении и уважении самостоятельности субъектов партнерства в их внутренних делах и внешней политике.

Поэтому Саммит ШОС — это всегда центральное событие. Лидеры наших стран соберутся в столице Казахстана, чтобы традиционно «сверить часы» по ключевым вопросам повестки дня Организации и международной политики, определить на консенсусной основе дальнейший вектор развития многопланового взаимодействия в рамках ШОС.

А это четыре направления движения ШОС, определенные основополагающим документом - Хартией от 2002 года: сотрудничество в области политики и безопасности, экономическая сфера, культурно-гуманитарное взаимодействие, а главное — неизменное стремление государств-основателей к совместному развитию. Кстати, 15-летний ее юбилей мы будем отмечать 7 июня т.г.

Все выносимые в Повестку дня вопросы проходят в настоящее время длительную и кропотливую процедуру согласования на всех министерских и экспертных площадках Организации.

По итогам Саммита будет принята Астанинская декларация ШОС, в которой будут отражены общие подходы лидеров по вопросам региональной и глобальной политики. Наряду с этим, по инициативе Казахстана, сторонами прорабатывается вопрос озвучивания отдельного Заявления глав государств-членов ШОС о совместном противодействии международному терроризму. Более подробно о нем я остановлюсь позже.

В целом на Саммите планируется подписать более 10 документов, регламентирующих вопросы взаимодействия по различным направлениям деятельности Организации. Среди них Конвенция по противодействию экстремизму, План совместных действий по реализации Программы сотрудничества в сфере туризма, Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Международным комитетом Красного креста и др.

Ключевой вопрос Повестки дня Саммита – это принятие новых мощных и авторитетных в международном сообществе государств — Индии и Пакистана.

Нет никаких сомнений в том, что Саммит в Астане внесет свой особый вклад в поддержание мира и стабильности в регионе и мире, в обеспечение устойчивого развития и укрепления культурно-гуманитарного сотрудничества на обширном пространстве ШОС.

- Как отразится на Организации вступление в ее состав новых мощных игроков – Индии и Пакистана?

- Присоединение к «шестерке» двух важнейших держав - это несомненная оценка как реальных достижений, так и потенциала ШОС в вопросах укрепления экономических и политических связей.

Уверен, что Индия и Пакистан с учетом их веса в региональных и мировых делах, внесут свой существенный вклад в усиление Организации и эффективности ее деятельности. Это связано с военно-политическим, демографическим и экономическим потенциалом новых членов и той ролью, которую они играют и способны играть в перспективе в региональной политике.

Организация станет мощнейшей трансрегиональной структурой, включающей в себя ведущие державы евразийского континента и объединяющей более 44% населения Земли на пространстве от Арктики до Индийского океана — с Севера на Юг и от Лияньюньгана до Калининграда — с Востока на Запад. Ее потенциал и возможности существенно изменят региональный и мировой расклад.

Вместе с тем, перед ШОС открываются не только новые перспективы, но и появляются новые вызовы.

Прирастание пространства Организации, которая ограничивалась регионом Центральной Азии, новым субрегионом, сформированной в условиях отличающейся субсистемы, слабо привязанной к той парадигме, породившей в свое время ШОС, привнесет в ее деятельность в политическом плане все более дифференцированный характер.

Трансформация политической конфигурации и географии закономерным образом отразится на повестке дня и на предметной сфере сотрудничества.

В первую очередь, полагаю, с расширением Организации возникнет вопрос о зоне ответственности ШОС, будет ли она автоматически распространяться на новые страны, а также выходить за пределы пространства ШОС. Вероятнее всего, изменение пропорций в ШОС изменит соотношение рассматриваемых проблем, связанных с Центральной Азией.

Очевидно, что наряду с традиционными, ШОС также приобретет и новые формы деятельности.

Учитывая, что в Организации количество ядерных держав увеличивается с двух до четырех и соответственно возрастает ее влияние в мире, весьма актуальным для ШОС становится позиционирование в мировой политике. На протяжении многих лет деятельность организации была направлена для решения внутренних проблем.

Рост организации будет испытанием ее способности проецировать политическое и экономическое влияние за пределами ШОС по ряду важных региональных и международных проблем.

В первую очередь, придется конкретизировать как ШОС будет способствовать урегулированию афганской проблемы, т.к. она практически становится внутренним делом ШОС в условиях нахождения ее в окружении государств-членов и наблюдателей ШОС, которые также претендуют на членство в Организации в ближайшей перспективе.

Несмотря, на то обстоятельство, что у Дели и Исламабада свое видение афганской и других проблем, зачастую противоположное, нахождение на площадке ШОС взаимоприемлемых решений, позволит ускорить решение афганской проблемы, т.к. оба государства имеют большой опыт борьбы с терроризмом и сильное влияние на Афганистан.

- Переходя к вопросам безопасности, для стран ШОС они традиционно являются одним из ключевых направлений совместной деятельности. Каковы ваши оценки состояния безопасности на пространстве ШОС и чем вызвана необходимость принятия отдельного Заявления глав государств-членов ШОС о совместном противодействии международному терроризму.

- К сожалению, мир не становится более безопасным. Угрозы и вызовы, исходящие от международных террористических организаций, демонстрируют тенденции роста, приобретают системный и устойчивый характер.

В результате деятельности «ИГИЛ» и связанных с ним международных террористических и религиозно-экстремистских организаций («Джабхат Ан-Нусра», «Движение Талибан», СИД, ИПТ, ИДВТ, «Боко-Харам» и др.), формируется мировая архитектура терроризма с единым идеологическим центром.

По данным экспертов ООН, 34 тергруппировки по всему миру присягнули на верность международной террористической организации «ИГИЛ», и под его знаменами воюют десятки тысяч боевиков.

Их деятельность в Сирии и Ираке не только кардинальным образом изменили политическую и межконфессиональную ситуацию на Ближнем Востоке, но и способствовали активизации радикальных элементов в других регионах мира.

Не остаются в стороне от этих процессов и государства Центральной Азии, где растет террористическая угроза. Значительное число граждан наших стран воюет в рядах «ИГИЛ» в Сирии и Ираке.

Наибольшую же обеспокоенность вызывают предпринимаемые целенаправленные шаги «ИГИЛ» по переносу плацдарма подрывной деятельности непосредственно к рубежам Центрально-Азиатских государств, т.е. в Афганистан. Причем концентрация экстремистов происходит именно на северо-востоке страны, тем самым создавая «запасную базу» на случай негативного развития ситуации на Ближнем Востоке. Нестабильность в этой стране может быстро перекинуться на Центральную Азию и распространиться дальше.

В этих условиях, государства-члены ШОС предпринимают все необходимые меры для поддержания стабильности на пространстве ШОС.

При этом, Узбекистану, как стране, находящейся на передовых рубежах, отводится особая роль. Именно по этой причине в Ташкенте в свое время была размещена штаб квартира Региональной антитеррористической структуры ШОС – Исполнительный комитет.

На сегодня, РАТС представляет собой мощную и эффективную структуру. Принимаемые и реализуемые с его позиции меры способствуют компетентным органам наших стран результативно сотрудничать в области предупреждения, выявления и пресечения террористических, сепаратистских и экстремистских деяний.

В то же время, учитывая, что источники угрозы международного терроризма, находятся вне пределов пространства ШОС, без консолидации усилий мирового сообщества, прежде всего, ведущих мировых держав, мы будем вынуждены постоянно иметь дело с их последствиями, а не причинами.

Взаимоотношения же между мировыми державами в настоящее время довольно напряженные и приобретают все более и более турбулентный характер, что только играет на руку террористам.

Поэтому мы, государства-члены ШОС, этим Заявлением особо подчеркиваем важность проблемы международного терроризма и актуальность объединения усилий в борьбе с ним. В нем нашло отражение коллективное видение решения этой проблемы и призыв ко всему цивилизованному миру.

- В формате ШОС была в 2001 году принята и до настоящего времени действует Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Чем вызвана необходимость разработки отдельной Конвенции по противодействию экстремизму и какие новеллы предусмотрены в ней?

- Прошло уже много лет с момента принятия Шанхайской Конвенции. Ситуация в мире и регионе кардинально изменилась. Появились новые вызовы и угрозы для наших стран. Террористические организации постоянно пытаются расширить пространство своей деятельности – пропагандистское, организационное, инфраструктурное в регионах государств-членов ШОС, обеспечивая плацдармы для своих деструктивных операций.

Кроме того, у населения свежа в памяти череда попыток по совершению т.н. «цветных революций».

Нужны общие и надежные для всех государств-членов ШОС механизмы привития иммунитета обществу от этих зол.

В этой связи, на Совете глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества от 10 июля 2015 года в г.Уфа (РФ), было принято политическое решение, давшее начало этому процессу.

В проекте Конвенции отражены общие для государств-членов ШОС приоритеты и задачи в новой, только формирующейся в международном праве и практике, сфере антиэкстремистского сотрудничества.

Закреплены фундаментальные положения об опасности экстремизма как питательной среды терроризма; опоре на ведущую роль государств и их компетентных органов в противодействии терроризму и экстремизму; необходимости соблюдения международного права и Устава ООН, прежде всего, уважения принципов суверенитета и равноправия государств, невмешательства в их внутренние дела; осуждения идеологии и практики экстремизма во всех его формах и проявлениях и недопустимости публичных призывов и подстрекательства к экстремистским действиям.

Впервые на международном уровне закреплено понятие экстремизма как деструктивного явления, определены его содержание и основные формы экстремистской деятельности, подлежащие криминализации.

Проект Конвенции формирует механизмы взаимодействия государств-членов ШОС в сфере предупредительно-профилактической деятельности, совместного противодействия экстремизму, оказания правовой помощи и способствует унификации законодательства Сторон.

Важнейшей и уникальной новацией документа является общее видение правовых основ противодействия насильственному покушению на законную власть – не только в контексте растущих террористических угроз, но и в более широком смысле предупреждения любого государственного переворота.

Принципиальные позиции и весомые новации проекта Конвенции послужат закреплению ШОС в качестве лидера в сфере межгосударственного противодействия экстремизму, подадут пример должного уровня координации и сотрудничества государств – единомышленников на международной арене.

Международный договор продемонстрирует твердую решимость государств-членов ШОС в совместном противодействии «трем злам», что является мощным фактором в ответ на реальные угрозы в текущей обстановке.

- В 2017 году Республика Казахстан начала работу в качестве непостоянного члена совета Безопасности ООН, проводит там активную работу по защите интересов Центральной Азии. В чем, на Ваш взгляд, заключаются главные принципы этой важной работы?

- Прежде всего, следует оговориться, что наша работа в ООН носит очень разносторонний и многогранный характер: это продвижение экологической тематики, укрепление механизмов устойчивого развития, и, самое главное, региональная стабильность и безопасность.

За годы своей независимости Казахстан заслуженно признан надежным международным партнером, который принимает активное участие в реализации как глобальных, так и региональных проектов. В силу этого, наша страна одной из первых среди государств азиатского континента была избрана в непостоянные члены Совета безопасности ООН, и мы благодарим за эту поддержку все государства и оказанную ими высокую честь, в числе которых наш стратегический союзник – Узбекистан.

Повестка нашего участия в работе одного из руководящих органов Организации Объединенных Наций была продиктована самой жизнью и скопившимися проблемами в регионе. Потому Казахстан позиционирует себя как выразителя запросов всех государств Центральной Азии. Поэтому мы будем использовать этот авторитетный международный институт для освещения проблематики, в решении которой остро заинтересованы наши ближайшие соседи. Это вопросы борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом, проблемы использования водных ресурсов трансграничных рек, противодействие растущему наркотрафику и международной преступности. Кроме того, в качестве Председателя в ооновском «Комитете 1988» (так официально называется Комитет ООН по движению талибан), Казахстан проводит работу по поиску путей мирного урегулирования обстановки в Исламской Республике Афганистан.

Наряду с этим, на 70-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН мы выдвинули инициативу по разработке Плана Глобальной Стратегической Инициативы-2045. Она должна будет реализована к 100-летнему юбилею ООН. Цель данного Плана – устранение причин конфликтов и формирование нового тренда развития государств мира на принципах равного доступа всех наций к мировой инфраструктуре, ресурсам и рынкам.

В этом плане нельзя не обойти стороной еще одно важное направление деятельности Казахстана – защита окружающей среды. Эта тема лежит в основе, начинающейся на днях в Астане международной специализированной выставки «EXPO-2017». Ее основная тема - «Энергия будущего» и посвящена поискам альтернативных источников энергии и внедрения ресурсосберегающих технологий в повседневную жизнь. Казахстан, как одно из государств пострадавших от экологической катастрофы на Арале, видит, как во всем мире растет количество природных катастроф, стремительно изменяется климат, а совокупный ущерб от экологических проблем превышает сотни миллиардов долларов. В таких условиях Казахстан приложит все усилия для усиления охраны окружающей среды и продвижение в жизнь «зеленых технологий», которые позволят человечеству больше заботиться о планете Земля.

Источник Новости Узбекистана
07.06.17

Комментарии

Оставить комментарий