• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

Ассоциация операторов связи: НБ КР сдерживает развитие безналичных платежей в Кыргызстане

Общество 7

Читайте и смотрите нас в

БИШКЕК, 21.08.17 /Кабар/. Ассоциация операторов связи Кыргызстана обеспокоена инициативой Нацбанка наложить запрет на использование денег с баланса мобильных операторов для осуществления перевода на электронные кошельки. Как следует из открытого обращения Ассоциации, такой запрет фактически делает невозможным выход операторов связи на рынок электронных платежей, что существенно тормозит процесс развития цифровой экономики нашей страны.

Публикуем полный текст открытого обращения.

Вице-премьер-министру

Кыргызской Республики

г-ну Панкратову О.М.

Копия: Министерство экономики

Кыргызской Республики

Государственный комитет

информационных технологий и связи Кыргызской Республики

Национальный Банк

Кыргызской Республики

Уважаемый Олег Михайлович,

ОЮЛ «Ассоциация операторов связи» (далее – «Ассоциация») представляющее интересы компаний, действующих на телекоммуникационном рынке Кыргызской Республики, выражает Вам свое почтение и обращается следующим.

Как известно, по итогам совещания, прошедшего 21 июля 2017 года под Вашим председательством относительно условий вхождения операторов связи на рынок розничных финансовых услуг, Министерству экономики Кыргызской Республики в месячный срок было поручено разработать и внести на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики проект закона о внесении изменений в ЗКР «О лицензионно-разрешительной системе», предусматривающий детализацию принципа исключения ограничения свободы предпринимательской деятельности при лицензировании. Государственному комитету информационных технологий и связи Кыргызской Республики совместно с Национальным банком Кыргызской Республики и при участии заинтересованных бизнес-ассоциаций было также поручено разработать в установленном порядке и сроки на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики проекты решений Правительства Кыргызской Республики, предусматривающие внесение изменений в соответствующие нормативные правовые акты (Закон Кыргызской Республики «О платежной системе Кыргызской Республики», постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной радиотелефонной связи» от 17 февраля 2014 года №97 и др., в части устранения ограничений для вхождения операторов связи на рынок финансовых услуг. Национальному банку Кыргызской Республики (НБКР) в свою очередь было рекомендовано исключение из нормативных правовых актов НБКР ограничений, не предусмотренных законодательством Кыргызской Республики и установление нормативов, позволяющих операторам мобильной сотовой связи принимать участие в рынке розничных финансовых услуг.

Однако Ассоциация вынуждена констатировать, что на сегодняшний день имеет место быть ситуация, которая не только не способствует исполнению указанных выше рекомендаций по устранению законодательных барьеров в доступе операторов мобильной сотовой связи к рынку розничных финансовых услуг, но и более того, устанавливаются новые барьеры.

Так, 1 августа 2017 года Правлением НБКР для вынесения на общественное обсуждение одобрен проект изменений и дополнений в постановление Правления НБКР «Об утверждении Положения об электронных деньгах» от 30.03.2016 года №15/6, которым предусматривается запрет пополнения электронного кошелька держателя с лицевого счета абонента поставщика товаров и услуг, в том числе и путем возврата аванса за товары и услуги с последующим зачислением возвращенных денежных средств.

Данная инициатива НБКР является сдерживающим фактором во внедрении и развитии рынка безналичных платежей и цифровой экономики Кыргызской Республики и идет вразрез не только с рядом государственных программ, согласно которым развитие современных технологий и инноваций является приоритетом модернизации экономики Кыргызской Республики, но и ряду нормативных правовых актов Кыргызской Республики, в том числе нормативных правовых актов НБКР, а именно:

Согласно гражданскому законодательству Кыргызской Республики, вопросы договорных взаимоотношений между абонентом и поставщиком товаров и услуг регулируются нормами Гражданского Кодекса Кыргызской Республики. Запрет возврата оператором мобильной сотовой связи абоненту аванса за услуги связи противоречит Гражданскому кодексу Кыргызской Республики, так как условие о возврате аванса за услуги связи является диспозитивной нормой, т.е. по соглашению сторон такой возврат возможен. При этом абонент свободен в выборе формы осуществления расчета – в наличном или безналичном порядке (получить аванс в кассе наличными, путем зачисления на банковский счет, банковскую карту, электронный кошелек).

В соответствии со ст. 1 и ст. 20 Закона КР «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» банковское законодательство, составной частью которого являются нормативные правовые акты НБКР, регулирует отношения в сфере осуществления банковской деятельности, проведения денежно-кредитной и валютной политики, функционирования платежной системы (банковские правоотношения), а также правовой статус, компетенцию, взаимоотношения и ответственность участников банковских правоотношений. Согласно ст. 19 вышеуказанного Закона установлено, что принятие нормативных правовых актов КР, противоречащих полномочиям Национального банка, запрещается. Национальному банку запрещается осуществлять деятельность, выходящую за пределы его компетенции, предусмотренной настоящим Законом.В этой связи Ассоциация считает недопустимой и противоречащей законодательству Кыргызской Республики инициативу НБКР.

При этом Ассоциация обращает также Ваше внимание, на то, что уже сегодня абоненты сотовых операторов соседних стран активно используют баланс мобильного телефона для пополнения банковской карты, банковского счета, электронного кошелька и обналичивания денежных средств через банкоматы. Странами, где платеж осуществляется за счет обмена авансовых средств с лицевого счета абонента на электронные деньги оператора платежной системы, являются Россия (оператор сотовой связи - МТС), Украина (Киевстар) и Казахстан (Картел, Теле2, Kcell/Active).

Также хотелось бы отметить, что по итогам 2016 года суммарный оборот мобильных платежей в соседнем Китае составил $5,5 триллионов долларов, в самых отдаленных провинциях жители имеют возможность оплачивать любые услуги и сервисы с мобильных телефонов. В Казахстане, России, Украине и ряде других стран регуляторы разрешают операторам связи в партнерстве с финансовыми учреждениями предоставлять населению возможность пополнять платежные инструменты, включая электронные кошельки с лицевого абонентского счета. Пока операторы сотовой связи в КР ограничены от участия в развитии финансового рынка, а банки не могут охватить большую часть населения, высока вероятность закрепления на рынке альтернативных нерегулируемых платежных инструментов как WebMoney, Bitcoin, AlliPay, ApplePay и т.д., которые не будут подконтрольны Национальному регулятору и по сути заменят наличность, не решив проблем с теневым оборотом денежных средств, отмыванием доходов, полученных преступным путем.

Сняв искусственные барьеры, разрешив операторам сотовой связи предоставлять в партнерстве с банками финансовые сервисы всему населению, НБКР создаст условия, когда выигрывают все участники рынка, прежде всего, потребители. Объединенные ресурсы сотовых операторов и банков: рекламные бюджеты, географический охват, людские и финансовые ресурсы в разы превысят текущие возможности существующих игроков. Сотовые операторы не собираются заменить собой функции банков, наоборот, используя все свои ресурсы, лишь собираются помочь банкам предоставлять банковские услуги всем слоям населения.

Подобные запреты противоречат принципам программы «Таза Коом», которой предусматривается цифровая трансформация всех сфер рынка с помощью технологий и инноваций, а закладка прочного фундамента для развития мобильных платежных услуг и обеспечения функционирования цифровой инфраструктуры приобретает особое значение.

За несколько лет, прошедших с момента принятия НБКР Положения “Об электронных деньгах в Кыргызской Республике”, только третья часть банков получило лицензию на эмиссию электронных денег. По итогам 2016 года, с учётом всех приложенных усилий по развитию электронных денег как со стороны регулятора, так и со стороны банковского сектора, суммарный оборот электронных денег составил порядка 700 млн.сом. Необходимо отметить, что это менее 5% за услуги связи, внесенных населением в пользу мобильных операторов и менее 0.2% ВВП. При текущем положении дел, пройдут многие годы, прежде чем объем транзакций по электронным кошелькам достигнет хотя бы 1% ВВП. Для сравнения, в 2016 году в Кении и в Китае доля мобильных платежей превысила 30% ВВП страны. Необходимо отметить, что основной причиной, послужившей широкому распространению электронных денег и мобильных платежей в этих странах, явилось желание регулятора либерализировать рынок платежных услуг путем вовлечения операторов мобильной связи для борьбы с теневой экономикой, коррупцией, отмыванием денег, повышением транспарентности транзакций и желанием повысить собираемость налогов.

Резюмируя вышеизложенное, Ассоциация обращается к Вам с просьбой об оказании содействия в урегулировании складывающейся ситуации и не допущению создания дополнительных барьеров по вхождению операторов мобильной связи на рынок розничных финансовых услуг.

С уважением,

Исполнительный директор Н. Абасканов

Комментарии

  • Икрам

    Икрам 7 years ago

    Сөгүнөм десем болбойт бул жакта. Булар жакын арада кайра эле 60 тыйындан элден чогулта баштайт.

  • Мурат

    Мурат 7 years ago

    Данные поправки противоречат ст. 16 закона об НБКР: http://www.nbkr.kg/index1.jsp?item=42&lang=RUS

    НБКР своим действием не обеспечивает эффективность ни банковской, ни платежной систем; препятствует развитию экономики КР.

    Статья 16. Основные задачи Национального банка
    Основными задачами, способствующими достижению цели деятельности Национального банка, являются поддержание покупательской способности национальной валюты, обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной систем Кыргызской Республики для содействия долгосрочному экономическому росту республики.

  • Салымбек

    Салымбек 7 years ago

    Нацбанк опять как максимка в карман людей лезет. Если я на баланс сотки себе закинул деньги, то это мои деньги. Договор с оператором у меня есть. Все прозрачно, это белые деньги и я должен иметь право распоряжаться ими. Нацбанк нарушает сами принципы экономики, если у человека есть законный товар или нечто выражающее ценность, то он должен иметь бепрепятственное право обменять его или оплатить им любые иные товары или услуги согласно их номиналу. А удобство распоряжаться своими средствами прямо с сотки это просто мечта. У многих мелких предпринимателей основной инструмент сотка.

  • Кыял

    Кыял 7 years ago

    И через что оплачивать? Через мобильник? У них половино провайдеровдаже нет в услугах, и я так поняла из-за финансовых разногласий. Зачем правительство проводило совещание, если нацбанк одним росчерком пера оставил все как и было? Нацбанк уже надоел со своим продвижением агентских сетей. Мобильные кошельки будут экономить массу средств и времени для людей.

  • Алина

    Алина 7 years ago

    Когда жила в России какое то время, поняла всю прелесть и удобство электронного кошелька МТС. Вы представьте только, как это упрощает жизнь сейчас. А у нас это тормозится на уровне НБКР. Как всегда хотят всё зарегулировать тотально и ограничить развитие фин.услуг в стране.

  • Гражданин КР

    Гражданин КР 7 years ago

    Я очень надеюсь что председатель НБКР Толкун просто некомпетентный чиновник, что просто не понимает куда идёт мир. Но что-то мне подсказывает, что все он прекрасно понимает и сильно хочет чтобы кто-нибудь из операторов выкупил Мобильник, поэтому и тормозит процесс развития мобильных безналичных платежей.

    Ему всё равно что наши граждане остаются за бортом прогресса, лишь бы свои с Сапаром напару карманы набить...

  • Марат

    Марат 7 years ago

    Мне одному кажется что тут банальное лоббирование нацбанком чьих то интересов. Мобильные кошельки были бы первыми ласточками на пути в цифровой экономике, к проекту Таза Коом, к комфорту и удобству населения в конце концов. Но нацбанк видимо решил, что нам надо жить в каменном веке.

Оставить комментарий