Бишкек, 20.06.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. На общественное обсуждение с 20 июня выносится проект Закона КР «Об амнистии в честь 70-летия Всеобщей декларации Прав человека и 80-летия Памяти жертв политических репрессий в КР 1938 года».
Инициаторы законопроекта депутаты Жогорку Кенеша Исхак Масалиев, Тазабек Икрамов, Талант Мамытов, Кожобек Рыспаев, Жылдыз Мусабекова.
Как сообщается в справке обоснования, с момента обретения государственной независимости, в Кыргызстане Права и свободы человека являются высшей ценностью. Исходя из этого, они определяли главный смысл и содержание деятельности законодательной, исполнительной власти и органов местного самоуправления.
При этом независимо от отличия по признакам пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств, Кыргызская Республика уважает и обеспечивает всем лицам, находящимся в пределах ее территории и под ее юрисдикцией, права и свободы человека.
Принимая это во внимания, а также то, что в этом году Кыргызстан, как и другие страны, будут чествовать 70-летие Всеобщей декларации Прав человека и обратит всё свое основное внимание Памяти жертв политических репрессий в КР 1938 года, предлагается принять закон КР «Об амнистии в честь 70-летия Всеобщей декларации Прав человека и 80-летия Памяти жертв политических репрессий в КР 1938 года».
Необходимо отметить, что принятие данного закона, помимо отмеченного будет направлено и амнистия в Кыргызстане проводилась исключительно для разгрузки мест лишения свободы, поскольку в пенитенциарной системе, всегда высокий уровень тюремного населения.
Так, в 1991 году численность осужденных составляла 8,4 тыс. человек, в 1996 году – 16,2 тыс. человек, 1998 году – 21,2 тыс. человек, в 2003 году – 16,8 тыс. человек, в 2008 году – 11,4 тыс. человек, а – в 2010 году – 9,9 тыс., в 2012 году – 9,8 тыс., в 2013 и 2014 году по 10 тыс. человек, в 2018 году – 11 тыс. 160 человек.
Нужно признать и то, что одной из причин роста тюремного населения, является как присутствие в действующем Уголовном кодексе КР достаточно высоких сроков лишения свободы, так и практика судебной системы, которая преимущественно всегда выступала в качестве карательной.
В соответствии, с настоящим проектом закона, предлагается, по статье 1 проекта Закона, освободить от уголовной ответственности и наказания в виде лишения свободы, а также от наказаний, не связанных с лишением свободы:
1) несовершеннолетних, впервые осужденных на срок до 5 лет;
2) мужчин старше 60 лет, а также женщин старше 55 лет;
3) лиц с ограниченными возможностями здоровья I и II групп;
4) лиц, являющихся единственным кормильцем в семье, имеющих не менее двух несовершеннолетних детей или детей с ограниченными возможностями здоровья I и II групп;
5) лиц, впервые совершивших преступления небольшой тяжести и менее тяжкие преступления.
По статье 3 проекта Закона, предлагается сократить неотбытый срок наказания лицам, не подпадающим под действие статьи 1 настоящего Закона:
1) осужденным, отбывающим срок наказания в колониях-поселениях, - наполовину;
2) осужденным за умышленные преступления к лишению свободы на срок до 10 лет включительно - на одну треть;
3) осужденным за умышленные преступления к лишению свободы на срок до 15 лет включительно - на одну пятую;
4) несовершеннолетним, отбывающим наказание в воспитательной колонии, осужденным за умышленные преступления к лишению свободы на срок до 10 лет включительно, - наполовину.
При этом, лица, в отношении которых в соответствии с этим проектом Закона будут сокращены сроки наказания, в течение месяца после ее опубликования должны быть официально проинформированными о новом исчислении срока наказания и дате окончания срока отбывания наказания.
В соответствии со статьей 5 проекта Закона, действие в случае принятия это Закона не распространялось:
1) на лиц, совершивших преступления при опасном и особо опасном рецидиве;
2) на лиц, злостно нарушивших режим отбывания наказания;
3) на лиц, совершивших преступление в составе организованной преступной группы (ОПГ), преступного сообщества;
4) на лиц, к которым ранее применялись акты амнистии или помилования в части освобождения от уголовной ответственности или наказания и которые вновь совершили умышленное преступление;
5) на лиц, совершивших преступления и находящихся в розыске, за исключением лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона;
6) на лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, а также осужденных, которым пожизненное лишение свободы заменено в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;
7) на граждан иностранных государств;
8) на лиц, совершивших любые преступления в отношении несовершеннолетних и малолетних.
9) на лиц, совершивших преступления, предусмотренные статьей 97, статьями 129, 130, 131, 132 и 133, статьей 183, статьей 226, статьей 227, статьей 229, статьями 230, 231, 232, 233, статьями 293-294, статьей 296, статьями 298 и 299, статьей 300, статьей 302, частью 2 статьи 303, частями 2-4 статьи 304, статьей 305, статьей 306, статьей 307, статьей 308, статьей 313, статьей 319, статьей 340, статьей 345, статьями 372-376 УК КР.
Таким образом, в соответствии с предварительным прогнозом, составленным Государственной службой исполнения наказания при правительстве КР, общее количество специального контингента в Исправительных колониях, колониях-поселениях и следственных изоляторах КР, на 21 мая 2018 года 11 тысяч 160 человек, из них осужденные составили 9 тысяч 285 человек, остальные 1 875 считаются подследственными.
Так, под амнистию 2018 года, подпадают всего – 4 тыс. 172 человека, из них, по статье 1 (освобождение от отбывания наказания) подпадут – 285 человек.
По статье 2 (освобождение от уголовной ответственности лиц за преступления, предусмотренные статьями 336, 337 УК КР, в случае добровольной явки в учреждения в течение 3-х месяцев) подпадут – 1008 человек, то есть лиц совершивших побег из колоний-поселений.
По статье 3 проекта закона, под сокращение не отбытого наказания, подпадут – 2879 человек. При этом 5 тыс. 113 человек, под амнистию этого закона не подпадут.
Следует отметить, что принятие данного законопроекта позволят исключить субъективный фактор нахождения тех или иных осужденных.
Комментарии
Оставить комментарий