110 лет со дня рождения художника Гапара Айтиева – подборка картин

Культура 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 28.09.22. /Индира Камчыбекова - Кабар/. В этом году исполняется 110 лет со дня рождения одного из основоположников кыргызского изобразительного искусства Гапара Айтиева.

Кыргызский национальный музей изобразительных искусств им.Г.Айтиева опубликовал подборку живописных произведений в жанре пейзажа, в которых художник воспевает любовь к своей Родине, её природной красоте, к кыргызскому народу.

В музее сообщили, что пейзаж был доминирующим жанром в творчестве Г. Айтиева. Изначально, еще в годы учебы, художник выстраивал процесс работы над пейзажем как близкую связь с натурой, когда через этюды постигается суть будущего законченного полотна. Один из учителей Г. Айтиева, известный живописец Н.П.Крымов, своим многоплановым отношением к природе, несомненно, сильно повлиял на становление творческого мировоззрения кыргызского художника.

Прослеживаются три изобразительных приема, которые чаще всего встречаются в пейзажах художника. Первый - это уже названный прием тональной живописи. Второй - прием тонкой нюансировки цвета, позволяющий передавать мимолетные световые и цветовые эффекты природы. (Этот прием наиболее характерен для этюдов художника). И наконец, третий -прием декоративно-плоскостного решения пейзажа, позволяющий усилить символическое звучание цвета. (Этот прием также встречается в этюдах мастера, правда, гораздо реже, нежели два первых приема).

Но как бы разнообразны не были приемы художника, всегда для воплощения законченного пейзажного полотна он использовал этюды. Эта крепкая связь с натурой была не только свойством, привитым Г. Айтиеву русской реалистической школой, но и творческой установкой авторского «я». Причем при переводе этюда в картину цвет, свет, композиция практически не менялись, то есть художник переводил «один в один».

Довольно часто художник соединял жанр портрета и пейзажа. Многие его природные виды «заселены», и особенно это характерно для ранних работ Г. Айтиева. Например, картины «Письмо с фронта» (1943) и «Колхозный двор» (1946). Красное утро. Холст, масло (1971).

Комментарии

Оставить комментарий