• 87
  • 91.26
  • 0.84
  • 0.17

Узбекистан становится стержневой страной в Центральной Азии

Аналитика 2

Читайте и смотрите нас в

Многовековая история нынешнего Узбекистана пережила множество переломных моментов. Если не брать во внимание древнейшие времена, а только средние века, до нас дошли знания о том, что еще в XIV веке объединителем среднеазиатских территорий выступил всемирно известный Амир Тимур. С современной точки зрения, он стал реформатором всего государственного строительства, который превратил Самарканд в столицу огромной империи. С того момента началось стремительное развитие мощного государства, из которого вышли всемирно известные личности – Улугбек, Алишер Навои и много других исторических личностей, внесших огромный вклад в развитие мировой цивилизации.

XX век также стал поворотным моментом в истории Узбекистана. В результате множества противоречивых исторических событий на протяжении одного века было сформировано нынешнее, современное государство. В конечном итоге Узбекистан приобрел полную независимость и суверенность в 1991 году. С этого момента началось самостоятельное развитие и полноценное государственное устройство.

Однако, в 2016 году, с приходом во главу государства нынешнего президента Шавката Мирзиеева, Узбекистан приобрел совершенно новое дыхание и обретает новый облик, которые сравнимы с революционными изменениями. Страна впервые уверенно открывается миру. В первую очередь Узбекистан сделал шаг в сторону сближения и установления близких, дружеских отношений со всеми своими соседями. И если отношения с Казахстаном и Кыргызстаном были на относительно хорошем уровне, то отношения с Туркменистаном, и особенно с Таджикистаном и Афганистаном оставались до последнего времени на крайне низком уровне. С приходом Ш.Мирзиеева во власть отношения со всеми соседями изменились коренным образом. Вместо отношений с холодным расчетом и желанием доминировать, Ташкент показал свое стремление наладить издавна известные теплые и дружеские отношения с братскими народами в соседних странах. Первые значительные улучшения стали налаживаться еще в 2016 году с Кыргызстаном, отношения с которым за короткий промежуток времени выросли до стратегических благодаря тесным отношениям глав двух государств – Ш.Мирзиеева и экс-президента КР А.Атамбаева. Не менее теплые отношения складываются между узбекским Президентом и нынешним главой Кыргызстана С.Жээнбековым. И есть все предпосылки к тому, что двусторонние отношения между двумя соседями поднимутся на такие высоты, когда выгода от этого станет ощутимой на всех уровнях.

Наиболее стабильные отношения в годы независимости у Узбекистана сложились с Казахстаном, с лидером которого Н.Назарбаевым отношения у покойного президента И.Каримова были паритетными, несмотря на все сложности. И с этим соседом Узбекистан начал заметно сближать отношения с 2016 года. Взаимные визиты президентов двух стран показали, насколько много общего и взаимовыгодного имеют Узбекистан и Казахстан. И перспективы этих отношений очевидны, учитывая огромный экономический, топливно-энергетический и людской потенциал двух стран.

Отношения с выбравшим вектор нейтральности Туркменистаном также заметно улучшаются, что доказали взаимные визиты глав двух государств, а также улучшения ситуации на границах двух стран. Их объединяет не только общее историческое прошлое, но в большей степени перспективы развития и использования топливно-энергетического потенциала двух стран и стремление получать выгоды от этого. С обеими странами заинтересованы сотрудничать мировые импортеры углеводородов, на которые богаты обе страны, и это сближает их позиции на международной арене.

Замороженное состояние двусторонних отношений между исторически наиболее близким соседом Узбекистана с Таджикистаном начал ускоренными темпами развиваться начиная с 2017 года. Решены наиболее сложные вопросы – пограничные, уже подписаны соглашения об урегулировании спорных участков. Более того, уже давно ушло в историю такое понятие как экономическая блокада, которой был подвержен Таджикистан из-за его стремления обеспечить собственную энергетическую независимость путем строительства Рогунской ГЭС. С начала нынешнего года много лет назад разобранное железнодорожное полотно на границе с узбекской стороны было восстановлено, что обеспечит не только пропуск товарных поездов, но что видится более важным, людской поток пассажиров. Предстоящая поездка президента Ш.Мирзиеева в ближайшее время в Душанбе с официальным визитом станет важнейшим переломом в отношениях двух стран и откроет существенные перспективы в решении не только двусторонних, но региональных проблем.

Особые отношения Узбекистан всегда имел с самым южным и наиболее неспокойным своим соседом – Афганистаном. Учитывая, что в Афганистане на протяжении уже около 40 лет не стихает гражданское противостояние, стремление Ташкента держать на крепком замке 260-километровую границу было оправданно и логически объяснимо. Однако мир на афганской земле не может наступить в одночасье, какие бы крупные внешние силы не вмешивались. Опыт десятилетий показывает, что внутриафганский конфликт не может быть разрешен за счет усилий только внешних сил. В первую очередь необходимо добиться внутриафганского консенсуса. И такие попытки предпринимались неоднократно, однако все остается без особых изменений. И даже попытки США установить мир в Афганистане за счет привода во власть лояльных политических сил не принесли успеха, хотя видимость демократических выборов Президента страны были успешно реализованы. Роль соседних государств в афганской проблеме до сих пор выглядела совершенно не значительной. Ни Иран, ни Пакистан, не говоря уже о Таджикистане, не предпринимали заметных усилий для оказания содействия международным силам в решении афганского вопроса.

И только соседний Узбекистан впервые выдвинул инициативу провести в Ташкенте в конце марта нынешнего года конференцию по Афганистану "Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие". По словам посла Узбекистана в Афганистане Ядгархожа Шадманова, конференция состоится в рамках нового формата "Страны Центральной Азии - Афганистан" .

Он подтверждает, что Узбекистан в последнее время становится активным участником процесса мирного урегулирования афганского конфликта. Узбекистан принимает участие в работе многих многосторонних международных форматов сотрудничества, среди них "Кабульский процесс", "Сердце Азии - Стамбульский процесс", Контактная группа ШОС по Афганистану. На этой Конференции примут участие президенты Узбекистан и Афганистана, министры иностранных дел стран Центральной Азии, а также представители других стран, включая США и др.

Вместе с тем нынешний Ташкент отчетливо понимает, что для простого народа Афганистана сами политические процессы не могут принести облегчения, нужны и шаги по решению экономических вопросов. Учитывая, что на границе двух стран в основном проживают этнические узбеки, Узбекистан работает над увеличением объема экспорта своих товаров на афганский рынок. Официально объявлено, что в январе 2018 года объем товарооборота между Узбекистаном и Афганистаном составил более 58 млн. долларов США, что на 28% больше показателя аналогичного периода 2017 года. При этом объем узбекского экспорта составил более 99% всего объема

Происходящие в последние годы изменения и особенно инициатива Узбекистана по Афганистану вызвали положительный резонанс в мире. Касательно афганского вопроса Госдепартамент США объявил о том, что Узбекистан играет "историческую роль" в обеспечении стабильности в Афганистане. Из этого вытекает, что Госдеп США в связи с инициативой Ташкента с конференцией, во многом считает такой шаг возвращением Узбекистана на международную арену.

Власти Афганистана также сильно заинтересованы в установлении мира и развитии мирных отношений со своими соседями. С активизацией внешнеполитической деятельности Узбекистана, в регионе постепенно начали просматриваться контуры целостной региональной интеграции, которая была весьма утопичной еще какие-то пару лет назад. Процесс по сближению в Центральной Азии, развитие торгово-экономических отношений, изменение внутренней инфраструктуры стран Центральной Азии становятся все более привлекательными для мировой общественности. Возвращение в 2017 году в Узбекистан многих международных финансово-банковских организаций, крупных компаний, медийных и других мировых структур показывает, что нынешний Ташкент и узбекские власти в корне изменили свою политику и это идет только на пользу всем.

К примеру, афганские компании намерены использовать возможности создающейся железнодорожной линии "Узбекистан - Кыргызстан - Китай".

Власти Афганистана заинтересованы в проекте и высказались об этом в ходе нескольких встреч с узбекскими делегациями разных уровней, состоявшихся за последнее время в Ташкенте и Кабуле. У них имеется большой интерес в доставке грузов из северных районов страны в Ферганскую долину и затем в западный Китай.

По неоднократным заявлениям официальных органов трех стран, детальный маршрут железной дороги между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном должен быть готов к апрелю этого года. Это также доказывает, что интенсивность переговорного процесса, а также заинтересованность в скорейшем продвижении проекта выгодна каждой стране-участнице, а также всем близлежащим соседям, таким как Афганистан.

По словам экспертов, создание этой железнодорожной магистрали позволит сформировать новые трансконтинентальные коридоры "Китай - Центральная Азия - Кавказ - Европа" и "Китай - Центральная Азия - Афганистан - Иран". Ожидается, что эти маршруты станут на 1000 км короче по сравнению с действующими коридорами.

В это же время Узбекистан создал в Андижанской области на базе терминала станции "Ахтачи" мультимодальный транспортно-логистический центр, позволяющий довозить грузы от узбекско-афганской границы до Андижана.

Уже сегодня афганские компании могут использовать этот маршрут, транспортируя грузы до Андижана, а затем перегружая товары на автоколонны, движущиеся по автомобильному коридору "Андижан - Ош - Иркештам - Кашгар".

Узбекистан, бесспорно, становится стержневой страной в Центральной Азии. Несомненно, что инициатором и вдохновителем всего процесса обновления Узбекистана, является нынешний президент страны Шавкат Мирзиеев. Не спроста авторитетные международные организации признают Президента Узбекистана одним из наиболее влиятельных политиков мира за последние годы.

Имея колоссальные природные ресурсы, выгодное стратегическое расположение и имея по новому мыслящее руководство, эта страна с древними корнями реально может стать одним из важнейших факторов не только в установлении дальносрочного мира и стабильности в регионе, но и стать локомотивом Центральной Азии к экономической интеграции как единого региона, что, несомненно, будет выгодно для всех стран.

Кубан Абдымен,

Бишкек

Комментарии

  • Фарход

    Фарход 7 years ago

    Будущее Узбекистана зависит от многих факторов - не все они в наличии сейчас. Но фактор №1 - это реально президент Мирзиеев. Его правление началось с осторожных перестановок во власти и дошли до самых крупных конкурентов, которые сейчас оказались не у дел. А Генпрокурора вообще арестовали. Путь открыт. Теперь можно идти смелее. Но проблема в том, чтобы не выпустить джина из бутылки, оставив ее совсем без присмотра. Все равно в Узбекистане нужен мощный контроль. Тогда не желательного бардака не будет. Пример Китая в этом желе полное доказательство.

  • Брайан

    Брайан 7 years ago

    Шавкат Мирзиеев могет стать хороший президент в Централ Азия. У него есть потенциал. В статья это говорится хорошо. Нету других альтерантив для Мирзиеев в регионе.

Оставить комментарий