• 84.8
  • 101.16
  • 1.14
  • 0.2

Суду аксакалов планируют дать новый статус. Какие дела они будут рассматривать?

Общество 0

Бишкек, 15.01.21. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Госагентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при ПКР выносит на общественное обсуждение проект постановления правительства «О проекте новой редакции Закона КР «О судах аксакалов».

Согласно документу, законопроект имеет целью усовершенствование организационно-правовой основы судов аксакалов и повышения эффективности их деятельности.

Районные и городские суды, органы прокуратуры и органы внутренних дел, органы местного самоуправления положительно оценивают деятельность судов аксакалов считают возможным законодательную передачу ряда дел на рассмотрение судов аксакалов с разгрузкой этих органов.

Изложена преамбула. Включена статья «Основные понятия и термины, используемые в Законе».

Придан новый статус судам аксакалов о том, что они являются специальными органами, призванными в целях примирения сторон осуществлять рассмотрение дел о спорах между гражданами, а также материалов, направляемых местными судами и исполнительными органами местного самоуправления, в рамках их полномочий, предусмотренных законодательством КР.

Предлагается установить, что процедуры осуществления выполняемых задач и функций судов аксакалов проводятся на основании регламента суда аксакалов, утверждаемого местным кенешем на основании Типового регламента судов аксакалов, утверждаемого правительством (статья 3).

Функции судов аксакалов (статья 4 действующего Закона) изложены в новой редакции (Статья 5. Дела, рассматриваемые судами аксакалов). Устанавливается, что с целью примирения сторон суды аксакалов рассматривают и разрешают дела по заявлению самих граждан, направляемые местными судами материалы по гражданским делам, направляемые исполнительными органами местного самоуправления материалы, в рамках полномочий, предусмотренных Кодексом Кыргызской Республики о нарушениях.

Введены новые статьи «Права членов судов аксакалов» (статья 7), «Обязанности членов судов аксакалов» (статья 8). Названные статьи предусматривают права членов судов аксакалов на награждение государственными и иными наградами, материальное и моральное поощрение, получение необходимой информации от государственных, муниципальных органов, от других юридических лиц независимо от формы собственности государственных органов и их должностных лиц, а также на отдых и проведение мероприятий.

Они также закрепляют обязанности членов судов аксакалов по соблюдению Конституции и законов Кыргызской Республики, общепринятых норм морали, стандартов этического поведения; не допущению поступков, порочащих честь судов аксакалов, знанию традиций и обычаев народа Кыргызстана, повышению уровня своей правовой грамотности.

Вносимые в статью 11 (Коллегиальность рассмотрения дел) нормы устанавливают, что: суд аксакалов правомочен рассматривать дела при наличии двух третей состава, число которого должно быть нечетным, но не менее 3-х членов судов аксакалов; в случае, если при рассмотрении дела количество членов суда аксакалов окажется чётным, то голос председательствующего будет решающим.

С учетом необходимости оперативного проведении заседаний судов аксакалов и сложности обеспечения кворума при этом максимальное количество членов судов аксакалов уменьшено с 9 до 7 человек (статья 12).

В целях исключения отрицательного влияния государственных и муниципальных служащих, председателей квартальных и домовых комитетов, товарищества собственников жилья (ТСЖ) законопроектом предлагается лишит их права быть избранными членами судов аксакалов (ч.2, статья 13).

Учитывая большую разницу количества населения, проживающего в населенных пунктах айылных аймаков, факт построения новых жилых массивов вокруг больших городов вследствие внутренней миграции, законопроектом предлагается изменить принципы создания судов аксакалов (статья 14), исключив приравнивание населенного пункта к айылному аймаку и установив, что в айылном аймаке создается 1 суд аксакалов на каждые 25 тысяч жителей.

Законопроектом предлагается в микрорайонах и жилых массивах с населением более 10 тысяч жителей создавать суды аксакалов независимо от количества жителей по принципу: один микрорайон - один суд аксакалов, один жилой массив – один суд аксакалов, а в городах республиканского значения право определения принципа создания - передать местному кенешу.

Законопроектом достаточно детализирован перечень дел (материалов), которые правомочны рассматривать суды аксакалов (статья 19) по заявлению самих граждан (по обоюдному согласию), а также по направлению исполнительных органов местного самоуправления о нарушениях Кодекса Кыргызской Республики.

Поскольку норма действующего закона (статья 17) о том, что приглашение на заседание лиц, присутствие которых на суде аксакалов необходимо, производится через участкового инспектора милиции, вошла в противоречие с нормой Закона Кыргызской Республики «Об органах внутренних дел» она заменена нормой о том, что оно производится при содействии сотрудника органов внутренних дел и исполнительного органа местного самоуправления (статья 21).

Статья «Рассмотрение дела по существу» дополняется новой частью 2 о том, что председательствующий на заседании суда аксакалов напоминает сторонам о возможности на любом этапе рассмотрения дела по существу, примириться посредством принятия взаимоприемлемого для сторон соглашения (статья 27).

В статье «Форма и содержание решения суда» уточнены процедурные вопросы судов аксакалов при рассмотрении дела и вид принимаемых решений, внесена новая часть, где определено, что члену суда аксакалов, не согласному с решением большинства, необходимо подписать это решение с пометкой «имею особое мнение», которое не влияет на решения дела по существу, однако будет приложено к решению.

Законопроектом в перечень мер воздействия (статья 32), о применении которых в отношении виновного суд аксакалов может вынести решение, предлагается включить дополнительно «объявление общественного выговора с опубликованием или без опубликования в средствах массовой информации».

Статью «Материально-техническое обеспечение судов аксакалов» предлагается дополнить нормой о том, что здание (помещение в здании) для проведения заседаний суда аксакалов постоянно закрепляется за судом аксакалов распоряжением айыл окмоту, мэрии (Статья 36, ч.1).

Кроме этого, в данной статье указывается об осуществлении материально-технического обеспечения деятельности судов аксакалов за счет средств республиканского бюджета, местного бюджета, средств, поступивших от спонсорской помощи различных юридических и физических лиц, внебюджетных денежных и материальных средств, а также аккумулировании целевых средств для поддержания и развития суда аксакалов путем открытия специального счета.

Полный текст Новой редакции закона можно скачать по ссылке

Комментарии

Оставить комментарий