Реформы религиозного образования в Кыргызстане – «концепция» как основное решение

Аналитика 0

В Кыргызстане за последние годы резко увеличилось количество религиозных учебных заведений и количество обучающихся там детей. Львиную долю подобных учебных заведений занимают медресе. Но наряду с ростом спроса и возникновения все новых и новых медресе, важным вопросом остается то, что медресе не имеют лицензию министерства образования КР, соответственно, выдавать аттестат о среднем образовании они не могут. В результате выпускники медресе лишаются права доступа к высшему образованию и получить какую-либо специализацию. Кроме того, одной из главных проблем медресе остается методика обучения – многие медресе, помимо религиозных предметов, лишены возможности преподавать светские предметы образования. Обусловлено это тем, что медресе содержатся за счет благотворительных взносов и спонсорской поддержки, а весь процесс содержания и образования в медресе производится со стороны Духовного управления мусульман. В этой связи ДУМК не всегда может обеспечить все существующие в Кыргызстане медресе учителями светских предметов и учебными принадлежностями, а поскольку медресе не имеет официальную лицензию Министерства образования, то туда учителя преподавать не идут. Подобная тенденция опасна тем, что ученики и выпускники медресе могут остаться без качественного образования. В свою очередь, на сегодняшний день в Кыргызстане Госкомиссией по делам религий зарегистрировано 112 религиозных учебных заведений, в том числе 102 медресе, среди которых действующих – 78. Не во всех действующих медресе активно преподают светские предметы.

Такая же ситуация обстоит и с высшими религиозными учебными заведениями, которых на сегодня в стране более 10. Свою работу ведут различные институты, университеты и другие заведения, и лишь один Исламский университет имеет лицензию Министерства образования. Соответственно, окончившие высшие религиозные учебные заведения лица не могут получить диплом о высшем образовании.

На фоне существующих проблем в религиозной сфере и в связи с тем, что с момента обретения независимости в Кыргызстане не уделялось должного внимания вопросам религии, в 2014 году была принята Концепция государственной политики в религиозной сфере. Цель государственной политики в религиозной сфере - создание оптимальной модели государственно-конфессионального сотрудничества, основанного на светском характере государства через эффективное государственное регулирование деятельности религиозных и общественных институтов по обеспечению безопасности граждан и государства, укреплению межконфессионального согласия и веротерпимости, противодействию религиозному радикализму и экстремизму на основе принципов прав человека и свобода вероисповедания. В свою очередь, одним из основных направлений религиозной политики является государственное регулирование в сфере религиозного и религиоведческого образования.

Приоритетными направлениями для решения поставленных задач являются:

Совершенствование системы светского религиоведческого образования

- Завершение разработки и реализация Концепции преподавания истории религиозной культуры, религиоведческого образования и программ учебных курсов для изучения основ религиозной культуры для старших классов средней школы, средне-специальных и высших учебных заведений.
- Изучение зарубежного опыта государственно-конфессиональных отношений, предотвращение и разрешение конфликтов на религиозной почве для учета при разработке соответствующих программ.
- Обеспечение системы образования квалифицированными педагогическими кадрами, повышение доли специалистов-религиоведов в числе студентов, обучающихся в рамках государственного заказа.
- Проведение научных исследований с целью формирования методологической базы для мониторинга и оценки религиозной ситуации, информационных материалов и повышения качества религиоведческого образования.
- Осуществление перевода на государственный и официальный языки иностранной научной, научно-популярной, художественной литературы, освещающей вопросы истории, теории мировых религий, современных глобальных процессов в религиозной сфере.
- Проведение совместно с религиозными организациями, проявившими свою социокультурную значимость для Кыргызстана, культурно-просветительских, иных мероприятий и реализация образовательных проектов, направленных на духовно-нравственное, гражданско-правовое и патриотическое воспитание молодежи (в том случае, если это не связано с религиозной деятельностью).
- Пресечение попыток проведения миссионерской деятельности в светских (государственных и частных) учебных заведениях в любых формах и проявлениях со стороны учащихся, преподавателей и администрации.
- Вовлечение в качестве активных субъектов политики религиозного просвещения семьи, родительской общественности, органов местного самоуправления, профессионально-педагогического сообщества, научных, культурных, коммерческих и общественных институтов, волонтеров.

Повышение качества религиозного образования

- Разработка стандартов классификации религиозных учебных заведений по категориям в соответствии с целями обучения и содержанием учебной программы для определения типа лицензии, в зависимости от того, имеют ли религиозные учебные заведения светский компонент или не имеют.
- Упорядочение процесса лицензирования религиозных образовательных учреждений в соответствии с требованиями уполномоченных государственных органов в сфере образования и по делам религий.
- Разработка механизма мониторинга религиозных учебных заведений на предмет выявления распространения радикальных идеологий в содержании учебных программ и в учебной практике.
- Проведение анализа зарубежных религиозных учреждений образования, в которых обучаются граждане Кыргызстана, информирование граждан о целесообразности обучения в данных заведениях.
- Совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия для учета граждан Кыргызской Республики, получающих религиозное образование в зарубежных учебных заведениях, для взаимодействия с государственными органами этих стран и оказания обучающимся консультативной и иной помощи.
- Создание системы централизованного обучения с привлечением специалистов религиоведческих и теологических факультетов, отделений вузов республики и госструктур с целью повышения квалификации имамов и других духовных лиц.
- Упорядочение системы домашнего религиозного образования, включая женские религиозные школы (мастураты), совместно с ДУМК и другими религиозными организациями.

О том, как проводится реализация поставленных задач и что уже сделано в рамках концепции, рассказал директор Государственной комиссии по делам религий Зайырбек Эргешов. По его словам, действительно за последние 20 с лишним лет религиозная сфера в стране оставалась без внимания, и что необходимы были реформы, в том числе в вопросах религиозного образования.

«Как известно медресе и другие религиозные учебные заведения не имеют официальной лицензии от Министерства образования. В этой связи в качестве пилотного проекта нами был учрежден проект теологического колледжа, который совмещает в себе светские предметы и религиозные дисциплины. Система обучения идет на базе светского образования, то есть стандарты государственного образца, куда добавили основные религиозные дисциплины, необходимые для среднего религиозного учебного заведения. А главная особенность теологического колледжа заключается в том, что он дает диплом государственного образца и возможность поступать в любой светский вуз страны. Учредителями этого колледжа являются Министерство образования и науки КР, Госкомиссия по делам религий, ДУМК и Университет имени Арабаева», - отметил он.

Глава Госкомиссии также добавил, что уже первый поток выпускников окончил колледж и что большая часть выпускников поступила в высшие учебные заведения. «Это говорит о том, что пилотный проект начал себя оправдывать. В будущем мы должны подвести все религиозные учебные заведения к такой системе. На сегодня на основе этого колледжа ожидается открытие еще двух подобных колледжей, один из которых будет в Оше», - говорит он.

Кроме того, директор Государственной комиссии по делам религий сообщил, что в данное время ведомство активно работает по части лицензирования высших учебных заведений.

«С момента принятия Концепции государственной политики в религиозной сфере мы непрерывно ведем работу по всем задачам, которые были поставлены, в том числе по части религиозного образования. Как я выше отметил, оправдал себя пилотный проект - теологический колледж. Параллельно мы ведем кропотливую работу по лицензированию высших религиозных учебных заведений. На сегодня уже две специальности имеют возможность получить диплом государственного образца Исламского университета КР. В данное время ведутся переговоры о повышении квалификации в высших религиозных заведениях Российской Федерации. В целом процесс единой системы религиозных образовательных учреждений идет динамично. Проводится очень много круглых столов, встреч со всеми заинтересованными сторонами, начиная от государственных органов, кончая экспертами и неправительственными организациями. Берем во внимание опыт других стран, обмениваемся мнениями. Также нами было разработано положение о религиозном образовании, в данное время документ находится на утверждении в правительстве. В положении мы пытались охватить все насущные вопросы религиозного образования. В нем отражена и законодательная база, которая во многом облегчит оптимизацию процесса. Думаю, в скором будущем мы сможем упорядочить систему религиозного образования в стране», - заключил Зайырбек Эргешов.

Между тем, в докладе Булан института, который занимается исследованиями в системе образования КР, в том числе исследованиями религиозного образования страны, в своем докладе отмечает, что за последние пять лет медресе прошли стихийную стадию, и настало время по приспособлению медресе к современным реалиям.

«Нужно сократить их число путем внедрения стандартизации учебных планов и программ исламских учебных заведений и проведения аккредитаций и лицензирования. Из-за отсутствия стабильных финансовых источников подавляющее большинство медресе не могут работать полноценно, некоторые из них на грани закрытия. Следовательно, целесообразно ставить вопрос о закрытии тех медресе, где нет стабильных финансовых источников для создания условий, отвечающих требованиям», - говорится в докладе.

ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий