• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

Президент Сооронбай Жээнбеков дал очередное интервью радиостанции «Биринчи радио»

Президент 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 08.08.20. /Кабар/. Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков дал очередное интервью радиостанции «Биринчи радио».

Ниже текст стенограммы интервью главы государства:

— Добрый день уважаемые слушатели. На «Биринчи радио» программа «Открытый диалог с Президентом». Традиционно мы хотим обратиться к Главе государства по актуальным вопросам в жизни страны.

Здравствуйте Сооронбай Шарипович.

— Здравствуйте.

— Уважаемый Президент, эпидемиологическая ситуация в стране, похоже, стабилизируется. Однако врачи не исключают возможности резкого изменения ситуации. Вы дали поручение отремонтировать больницы в регионах, открыть дополнительные корпуса, обеспечить медицинским оборудованием. Как идет подготовка к тому, чтобы быть готовым к любому развитию ситуации?

— Мы регулярно обмениваемся информацией с премьер-министром Кубатбеком Айылчиевичем о ходе работы, обсуждаем текущие дела и планы на будущее.

Мы на постоянной связи.

Кроме того, как вам известно, каждую неделю мы с ним в онлайн режиме определяем основные вопросы повестки дня страны, знакомлюсь с неотложными задачами правительства.

Одно из таких важнейших дел — обеспечение дополнительными местами больницы регионов.

По информации правительства, в настоящее время ведутся работы на 12 объектах.

В 9 больницах, расположенных в регионах, проводится капитальный ремонт.

С какой целью мы это делаем?

Недавно глава ВОЗ открыто заявил, что никто не может точно предугадать, когда планета будет избавлена от этой инфекции. Даже после изобретения вакцины человечество должно быть готово к различным ситуациям по распространению инфекции.

Мы принимаем меры для того, чтобы быть готовыми к возможной второй волне инфекции, о которой предупреждают.

Раньше многие койко-места были ликвидированы, хорошие больницы и здания медицинского назначения были закрыты на основании различных реформ и программ. Они не функционировали в течение 15, 20 лет. Мы проводим капитальный ремонт в этих зданиях, чтобы они могли работать, служить интересам населения.

В результате этой работы по всей республике будет создано более тысячи коек для пациентов.

Как вы знаете, в Бишкеке дан старт строительству инфекционной больницы на 100 коек. Премьер-министр побыл в Оше, где начато строительство инфекционной больницы на 100 коек. В Нарыне приступили к строительству больницы на 70 мест.

Мы планируем завершить строительство всех этих объектов в максимально кратчайшие сроки, даны соответствующие поручения.

Вопрос с финансированием решен, оно будет финансировано из бюджета.

Эти больницы обеспечат медицинским оборудованием, мебелью и всем необходимым. Правительство совместно с местными властями держит под контролем ход работы в данном направлении.

Я полностью осведомлен об этом.

Недавно посетил Таласскую и Иссык-Кульскую области, побывал в Караколе, Чолпон-Ате, ознакомился с ходом работы, которая ведется в усиленном режиме.

Как я уже отмечал ранее, в городах и в областных центрах будут построены больницы нового типа, которые будут оказывать комплексные медицинские услуги населению.

Все это будет сделано для создания комфортных условий для наших граждан.

Мы хотим создать условия, чтобы заболевший человек мог получить комплексные медицинские услуги в одном месте, а не разъезжать с одного конца города в другой, чтобы получить помощь. Это — желание всех кыргызстанцев.

Строительство таких больниц будет осуществляться по принципу государственно-частного партнерства. Есть инвесторы, которые хотят сотрудничать в этой сфере.

Если мы сейчас начнем работу, то есть инвесторы, которые готовы вложиться в строительство больницы, стоимостью до 100 миллионов долларов.

Есть предприниматели, готовые осуществить строительство по самой передовой технологии.

Такие бизнесмены есть и у нас в стране.

Из-за отсутствия должного внимания, работа по принципу государственно-частного партнерства практически не проводилась. Сейчас мы стараемся реанимировать это сотрудничество.

Чем это будет отличаться? Тем, что эти больницы будут оснащены самыми передовыми технологиями. Нашим гражданам, у которых серьезные болезни, приходится отправляться на лечение в Турцию, в Россию. Но благодаря реализации данных планов у них появится возможность лечиться в своей стране.

Уже есть заинтересованные инвесторы. Я требую от местных органов власти, чтобы они проводили эффективную работу по данному вопросу. Инвесторы есть, средства есть. Надо только привлекать их и начать работу. Этот вопрос находится под моим контролем.

— Вы продолжаете поездки по регионам. Пандемия выявила ряд проблем в регионах. Какие еще проблемы в регионах? Как, по вашему мнению, реализуется ваша президентская политика по развитию регионов? В целом, как вы оцениваете ситуацию в регионах?

— Вам хорошо известно, что после вступления в должность Президента, своим соответствующим Указом объявил 2018 год Годом развития регионов.

Почему принял такое решение?

Я достаточно долгое время работал в регионах. О насущных проблемах села знаю не понаслышке. Местная власть не имеет ни возможностей, ни средств для решения данных проблем. Вследствие этого усилилась миграция, люди из села устремились туда, где есть возможность заработать — в Россию, в Казахстан, в другие страны. Усилилась также и внутренняя миграция — в Бишкек, Ош, в областные центры.

Так как долгие годы центральная власть не уделяла должного внимания развитию регионов, отдаленных высокогорных районов, не выделялись средства на создание условий в сферах, способных удержать людей в их родном селе — на развитие перерабатывающей промышленности, медицинского обслуживания, образования, системы ирригации, обеспечение чистой питьевой водой. Именно поэтому все последние 3 года были объявлены Годом развития регионов.

С какой целью?

В бытность премьер-министром, нами была принята программа. 20 городов были нами определены как опорные города.

Чтобы в этих городах, вокруг них построить промышленные предприятия, которые будут перерабатывать местную продукцию и вывозить на экспорт, создать такие же условия жизнедеятельности, как в Бишкеке, Оше, чтобы люди могли зарабатывать там, где проживают. Работа в этом направлении продолжается.

Мы всегда говорим, что 70% населения проживают в сельской местности. Но на самом деле многие уехали из сел.

Хотя они и прописаны в селе, многие находятся в России, Казахстане, Бишкеке, Оше, Дажалал-Абаде, Караколе, в областных центрах.

Мы должны создать условия для того, чтобы они возвратились в родное село, или хотя бы сделать так, чтобы подрастающее поколение, молодежь оставалась там, могла жить и зарабатывать на своей родной земле.

Что нужно сделать для этого? Нужно направить средства государства на эти цели.

Мы поменяли эту политику. Сегодня все возможности государства, бюджета, фондов, таких как Кыргызско-Российский фонд, а также привлеченные извне средства идут в регионы.

Местным предпринимателям, которые намерены закупать и перерабатывать местную продукцию, скажем мясо, молоко, шерсть, кожу, знаменитый Баткенский урюк или продукцию Таласа, должны быть предоставлены необходимые средства, нужно развивать промышленность в высокогорных районах, создавать рабочие места, что будет способствовать удержанию людей на местах, а также закупать продукцию местных фермеров и вывозить на экспорт.

Такой подход решит проблемы комплексно. Допустим, будут предоставлены средства предпринимателю, он создаст рабочие места. Даже если на предприятии будут работать 20-30 человек, у них появится возможность кормить свои семьи. Этот же предприниматель будет платить налоги в местный бюджет. У местных властей появятся средства, чтобы решать локальные проблемы.

И продукция фермеров будет реализована, вывезена на экспорт по хорошим ценам, они уже сами будут знать, как производить, куда продавать, т. е. будет специализация. В этих целях мы направляем средства в регионы.

Во-вторых, в целях создания благоприятных условий для фермеров и сельских предпринимателей дали послабления. Предоставлены льготы по многим налогам, в особенности — для тех, кто работает в приграничных и высокогорных районах.

Почему я много говорю про чистую воду?

Около 60 процентов населения нуждаются в чистой питьевой воде.

Чистая вода — это здоровье, будущее наших детей. Без чистой воды нельзя добиться укрепления здоровья населения, будет много болезней и больных. Там, где есть чистая вода, меньше и болезней. Все связано с водой и едой.

Обеспечение населения чистой водой — одно из основных обещаний, данных мной во время президентских выборов.

Сейчас я над этим работаю, надеюсь, до 2024 года включительно весь Кыргызстан будет обеспечен чистой водой.

По всей стране были определены 822 сел, не обеспеченных чистой водой, до этого были определены 615 сел. После было добавлено 207 сел.

За последние 3 года 107 сел были обеспечены чистой водой. К 2024 году нужно обеспечить еще 715 сел. На сегодня составлены списки 588 сел, определены источники финансирования на сумму 33 млрд сомов на грантовой основе и долгосрочные кредитные средства.

Помимо бюджетных средств, в реализацию проекта чистой воды привлекаются средства международных финансовых институтов.

При поддержке Европейского банка реконструкции и развития, Евросоюза и Швейцарской Конфедерации в 20 городах реализуются крупные проекты на сумму 14 миллиардов 700 миллионов сомов.

Более 65 процентов этих средств предоставлены в виде грантов, а остальные– в качестве кредитов сроком на 15 лет под низкие проценты.

Всемирный банк, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Саудовский фонд развития, Катарский благотворительный фонд, фонды Ас-Сафа и Ас-Салам активно помогают в решении вопроса с обеспечением регионов чистой водой. Я лично встречался с их руководителями, во время беседы просил обратить внимание на проекты в сфере чистой воды, ирригации, строительства социальных объектов, ФАПов.

Напомню, что до 2014 года на решение проблемы с чистой водой из республиканского бюджета выделялось 25 миллионов сомов.

Позже сумма была увеличена до 50 миллионов. Если будем продолжать в таком же темпе, мы и за 100 лет не сможем добиться цели. Поэтому мы начали увеличивать финансирование. В 2018 году на сектор чистой воды было выделено 250 миллионов сомов, и мы намерены довести эту сумму до 500 млн. сомов.

Как я отметил выше, моя основная цель — обеспечить чистой водой все регионы Кыргызстана, и мы добьёмся этой цели. Это весьма важный вопрос, амбициозная крупная программа. Как бы ни было тяжело, мы ее реализуем до 2024 года. Всех кыргызстанцев обеспечим чистой водой.

Второй актуальный вопрос — у нас много земель, но из-за нехватки средств не решались вопросы, связанные с развитием ирригационной системы. Мы приняли программу по ирригации до 2026 года.

Наша цель — построить систему ирригации на таких землях, построить на них населенные пункты, создать рабочие места, где будет работать наша молодежь.

Это — крупная программа, национальный проект. Нам необходимо привлечь средства и на его реализацию. Реализовать его будет непросто, я это знаю. Будет очень непросто.

Тем не менее, мы приняли государственную программу развития ирригации до 2026 года.

Она будет реализована в три этапа. 2 этапа будут реализованы во время моего президентства.

До 2024 года будет введен в эксплуатацию 31 водохозяйственный объект. В результате будут освоены 27 тысяч гектаров новых орошаемых земель. Будет улучшено водоснабжение 46 тыс. га земли. За 2018–2019 годы по республике освоено 1364 га новых орошаемых земель. В этом году планируется освоить 1700 га новых орошаемых земель.

Особо хотел бы отметить ирригационные проекты, реализуемые в Баткенской области. Здесь особо остро стоит вопрос воды — и чистой питьевой, и поливной.

Когда я был министром сельского хозяйства, был запланирован крупный проект, реализация которого позже была приостановлена. Во время премьерства я был на этом объекте. Когда стал Президентом, дал поручение начать работу. Это — строительство дюкера «Максат» в Лейлекском районе. Осенью начнет работу. Проект будет запущен в 2023 году.

В приграничных районах появятся 1800 гектаров новых орошаемых земель.

Земли будут переведены от насосной системы орошения к обычной.

Многие проекты реализуются в Баткенской области, так как поток миграции здесь большой. И вопросы по границе здесь часто возникают. И нет чистой воды. Необходимо строить социальные объекты. С целью удержания людей на местах, создания рабочих мест мы обращаем особое внимание вопросу ирригации. Будут реализованы все проекты, включенные в программу, не только в Баткене, но и во всех регионах республики.

Со стороны государственной власти ведется целенаправленная работа по реализации программных задач. Но хотел бы сказать, что местные органы власти — руководители областей, районов, айыл окмоту — должны активно работать, контролировать качество реализации этих задач.

От этого зависит рациональное использование выделяемых средств, качество объектов. Когда я встречаюсь с местными жителями, я им говорю, что эти средства принадлежат им, чтобы они требовали, чтобы каждая копейка средств была эффективно использована. Надеюсь, что все проекты будут успешно реализованы при поддержке населения.

Что же касается социальной сферы в регионах, то необходимо признать, что в этом секторе немало нерешенных задач. Как вы уже отметили, пандемия обнажила многие злободневные проблемы.

Нам всем хорошо известно, что система здравоохранения годами оставалась вне поля зрения государства и разваливалась.

В результате различных реформ были разрушены ФАПы и ликвидированы больницы.

Сегодня мы их восстанавливаем. Чтобы восстановить то, что разрушалось годами, потребуются годы. Это непростая задача. Мы совместно с исполнительной властью и органами местного самоуправления проводим постоянную работу в данном направлении.

В течение трех лет мы работаем над этой задачей, работа по восстановлению ФАПов была начата еще в бытность мою премьер-министром. Мы продолжим эту деятельность с помощью различных фондов, при поддержке государства. При встречах с инвесторами я всегда поднимаю вопрос о создании условий для жителей отдаленных высокогорных районов, нуждающихся в медицинской помощи.

Недавно я посетил Иссык-Кульскую область и встретился с медиками города Чолпон-Ата. Врач-ветеран Жекшенбек Кыргызбаев поднял наболевшие вопросы в этой сфере. Он сказал, что не будь этой пандемии, государство вряд ли вспомнило бы о врачах. К сожалению, следует признать, что это — горькая правда.

Была поднята проблема, связанная с утечкой кадров, в частности — молодежи. Действительно, сложно что-то говорить врачам, получающим 5000-7000 сомов. Это проблема накапливалась годами. Ее не решить за один год. Наша цель — повышение заработной платы и улучшение качества медобслуживания.

В течение 1,5 года готовились вопросы здравоохранения на рассмотрение Совета безопасности Кыргызской Республики, заседание которого должно было состояться в марте т. г. Однако из-за вспышки коронавируса этот вопрос был отложен.

По мере стабилизации ситуации мы вернемся к этому вопросу, создадим дополнительную рабочую группу. Обязательно рассмотрим вопрос о системе здравоохранения на заседании Совета безопасности и примем меры по исправлению ситуации в данном секторе.

— Сейчас идет процесс цифровизации страны. Вы сказали, что это поспособствует раскрытию теневой экономики, а вырученные средства будут направлены на повышение зарплат наших врачей. Сколько времени может занять этот процесс?

— Как вам известно, этот год мы также объявили Годом развития регионов, цифровизации страны и поддержки детей. Мы проведем цифровизацию всех сфер.

Основная цель цифровизации — ликвидация теневого оборота средств во всех сферах экономики, в том числе с сфере здравоохранения. За счет этого — повышение заработных плат учителей, медиков и других работников бюджетной сферы, особенно социальных работников за счет пополнения бюджета путем цифровизации.

Цифровизация требует времени. В нашей стране она началась поздно. Но сейчас мы уже видим результаты. Особый упор делается на ускорение цифровизации таможенной, налоговой и других сфер, откуда поступают средства.

Я не могу дать пустых обещаний, что сегодня-завтра поднимем зарплаты. Но чем быстрее мы внедрим цифровизацию, в зависимости от этого будут повышаться зарплаты. Ранее мы подняли зарплаты группы семейных врачей. Теперь мы начнем поднимать зарплаты тех, кто работает в стационарах. По этому вопросу дано поручение, работа идет, ведется поиск возможных путей. Мы это сделаем обязательно.

— В предыдущем интервью вы говорили, что на государственной службе приоритет будет отдан лучшим кадрам. В обществе же говорят о необходимости сокращения количества госслужащих. Будут ли усилены требования по оптимизации государственной службы, рациональном и экономичном функционировании государственных структур?

— Это очень хороший вопрос. Мы все убедились в этом во время пандемии. Весь мир столкнулся с этим явлением. Стало очевидно, что и частный сектор, и бизнес-сообщество, и государственные органы могут и должны изменить свою деятельность.

У меня уже были на этот счет мысли, и в нынешней ситуации они укрепились.

Это — веление времени. Это — необходимость. Разумеется, и наше государство пойдет на проведения подобных реформ. Об административно-территориальной реформе в стране было много разговоров. Скоро она будет проведена. Мы к этому готовы.

По разным причинам эта реформа не проводилась. Но, после парламентских выборов мы приступим к этой реформе.

В результате будут ликвидированы много дублирующих друг друга госструктур, будут изменения и сокращения. Это поможет государственной системе работать более эффективно, сократить бюрократию и позволит быстрее решать проблемы.

— Сооронбай Шарипович, недавно вблизи кыргызско-таджикской границы вновь произошел неприятный инцидент. Когда же придет конец событиям, вызывающих опасения у местных жителей? Как идет процесс делимитации и демаркации госграницы?

— При решении пограничного вопроса, конечно, в первую очередь, необходимо учитывать интересы нашей страны.

Каждое государство преследует свои интересы. В этом и сложность вопроса.

В настоящее время продолжаются работы по уточнению границы с соседними Таджикистаном и Узбекистаном.

Межправительственные рабочие группы проводят непрерывную работу, постоянно находясь на связи.

Работы хорошо продвигались, но пандемия коронавируса приостановила это. Мы продолжим работу в этом направлении.

Особенно по вопросу кыргызско-таджикских приграничных территорий.

На какой бы площадке я ни встречался с уважаемым моим таджикским коллегой Эмомали Рахмоном, мы всегда обсуждаем пограничный вопрос.

Есть определенные подвижки, но, как было отмечено выше, проблема еще не решена. Между двумя странами есть взаимопонимание.

Напряженность по поводу пограничных вопросов иногда обостряется из-за бытовых проблем.

Поэтому местные власти проводят активную работу с населением.

В составе правительства есть вице-премьер, который занимается пограничными вопросами. Акрам Камбаралиевич был акимом Кадамжайского района, полпредом в Баткенской области, хорошо знает эту проблему.

В целях снижения напряженности особое внимание уделяется социально-экономическим проектам в приграничных селах и районах. Баткен — в центре моего особого внимания.

Уделяем большое внимание ремонту дорог, строительству школ, ФАПов, больниц, детских садов и других социальных объектов.

Мы не прекратим эту работу даже в условиях дефицита бюджета, текущего тяжелого положения.

Но пограничный вопрос, как уже говорилось выше, не может быть решен в одностороннем порядке.

Это — вопрос, который возник с момента обретения нашей страной независимости.

Мы путем диалога продолжим эту работу, и уверен, что вопрос решится.

— Сооронбай Шарипович, благодарим вас за то, что нашли время, чтобы ответить на актуальные вопросы. Большое спасибо вам!

— Вам тоже спасибо, желаю успехов.

Комментарии

Оставить комментарий