• 87
  • 90.64
  • 0.85
  • 0.17

Министр ЕЭК рассказал о проекте Договора о пенсионном обеспечении трудящихся ЕАЭС и его преимуществах

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур Мекешович Жаксылыков рассказал о проекте Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза и преимуществах, которые он даст трудящимся Союза.

По его словам, одним из наиболее важных результатов экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза стало функционирование с 2015 года единого рынка трудовых ресурсов.

Гарантированный Договором о Союзе доступ трудящихся к системам социального обеспечения государств-членов (кроме пенсионного) обеспечил реализацию равных прав трудящихся с гражданами государства трудоустройства и позволил им беспрепятственно осуществлять трудовую деятельность в любой точке Союза, минимизируя их социальные риски и тем самым создавая условия для развития единого рынка труда.

Пенсионное обеспечение трудящихся стран-участниц и членов семьи сегодня регулируется законодательством государства постоянного проживания.

В связи с этим проблемными являются вопросы, возникающие с формированием, сохранением и реализацией пенсионных прав трудящихся государств-членов при осуществлении ими трудовой деятельности на территории другой страны Союза.

Например, если трудящийся работал в каком-либо государстве Союза, а затем вернулся в свою страну, то при назначении пенсии в стране проживания уплаченные взносы в пенсионную систему государства трудоустройства не учитываются при определении размера пенсии.

В этой связи Евразийской экономической комиссией совместно с странами-участницами по поручению глав государств разработан проект Договора о пенсионном обеспечении трудящихся Союза. Его основной целью являются создание равных условий при формировании пенсионных прав, а также сохранение и реализация этих прав, решение вопросов, связанных с назначением и экспортом пенсий трудящихся, а также развитие сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения между уполномоченными органами стран.

В соответствии с договором, государство трудоустройства будет гарантировать гражданам других стран одинаковый со своими гражданами объем прав на пенсионное обеспечение при аналогичных условиях.

Каждое государство будет выплачивать трудящемуся часть пенсии за периоды стажа работы (сформированные пенсионные права) на своей территории – при условии официально оформленных трудовых отношений и уплаты взносов в пенсионную систему этой страны.

Трудящийся сможет получать пенсию в стране проживания или в государстве трудоустройства. Каждое государство, в котором уплачивались взносы в пенсионную систему, должно будет назначить и выплачивать (экспортировать) пропорциональную часть пенсии за период работы на его территории.

Например, гражданин Кыргызстана, отработавший некоторое время в России, будет иметь право на назначение и получение российской пенсии за период работы в Российской Федерации, а также пенсии от Кыргызстана за кыргызский стаж. Таким образом, для этого трудящегося полная пенсия будет состоять из кыргызской и российской частей.

Формирование и реализация пенсионных прав трудящихся будет происходить на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства, а именно:

  • равный объем и одинаковый порядок уплаты взносов в пенсионную систему государства трудоустройства;
  • трудящийся получит право на пенсию в том же возрасте, что и гражданин страны трудоустройства, например, гражданин Кыргызстана, имея российский стаж работы, сможет претендовать на пенсию в соответствии с законодательством России в 55/60 лет (женщины/мужчины), а вот на кыргызскую пенсию только в 58/63 лет согласно законодательству Кыргызской Республики;
  • на трудящихся будут распространяться одинаковые требования для назначения пенсии, в том числе о наличии необходимого стажа работы, например, в настоящее время в России для получения права на пенсию требуется 9 лет страхового стажа (с 2024 года – 15 лет страхового стажа);
  • для определения права на пенсию предусмотрено суммирование страхового стажа трудящегося, сформированного во всех государствах-членах.

Важно, чтобы граждане вели трудовую деятельность в стране трудоустройства на законном основании, так как при нелегальном трудоустройстве не осуществляются платежи в пенсионную систему и не формируются пенсионные права.

В этом году на первом заседании Евразийского межправительственного совета, которое состоялось 2 февраля в Алматы, премьер-министры стран Союза подчеркнули высокую важность Договора о пенсионном обеспечении трудящихся Союза и необходимость его подписания в 2018 году.

После подписания Договора для трудящихся в полном объеме будут формироваться пенсионные права, приобретенные ими при осуществлении трудовой деятельности в странах Союза.

Вступление в силу Договора о пенсионном обеспечении трудящихся Союза станет следующим этапом развития евразийской интеграции и создаст условия для устойчивого развития единого рынка трудовых ресурсов в рамках Евразийского экономического союза.

ИАЦ "Кабар"

Комментарии

Оставить комментарий