ИАЦ «Кабар». В мире 3,5 млрд. человек далеки от ПМСП: как КР решить проблему у себя?

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Почти половина земного населения не имеет доступа к первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). По сообщению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) причиной этому служит множество факторов, одним из которых является недостаточное внимание государств на организацию системы здравоохранения, что 40% средств во всем мире тратится неэффективно. Так как же Кыргызстану следует решать данную проблему у себя при имеющихся ресурсах?

Масштабы проблемы

Всемирная организация здравоохранения провела оценку структуры ПМСП во всех регионах и обозначила степень продвижения каждой из стран тремя цветами: красным (слабая), желтым (средняя) и зеленым (сильная). Окрас желтым цветом получили развивающиеся страны, и в их числе большинство государств постсоветского пространства.

Предпосылками выхода этих стран из красной зоны послужило подписание Алма-Атинской декларации в 1978 году, которая включает в себя «золотые» стандарты по организации медико-санитарного обслуживания.

«Одной из основных социальных задач правительств, международных организаций и всей мировой общественности в предстоящие десятилетия должно быть достижение всеми народами мира к 2000 г. такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Первичная медико-санитарная помощь является основным инструментом в решении данной задачи, составляющей часть развития в духе социальной справедливости», - прописано в V пункте названного документа.

Но за 40 лет страны, подписавшие декларацию, не смогли продвинуться в лидеры в первичной медицинской системе, что программы по ее реформированию начались везде в разные периоды 2004-2014 годов.

В скором времени Алма-Атинской декларации исполнится 40 лет. К этому событию будет приурочена Глобальная конференция по первичной медико-санитарной помощи, которая пройдет с 25 по 26 октября в столице Казахстана, Астане. Данная площадка станет местом встречи медицинских специалистов со всего мира, а также представителей правительств разных стран.

Участники конференции обсудят пути взаимодействия в сфере медицины и поделятся опытом в организации ПМСП в условиях ограниченного бюджета и ресурсов, а также расскажут о достигнутых успехах по предотвращению несчастных случаев от тяжелых заболеваний.

Как известно, одной из основных причин смертности из-за болезней, по утверждению врачей, является поздняя выявляемость недуга. Исследование ВОЗ показало, что в мире можно было бы сократить случаи госпитализации до 73%, будь в странах построена сильная система первичной медицинской помощи. Так, в большинстве случаев пациенты обращаются к узким специалистам уже на запущенной стадии заболевания, игнорируя его симптомы и не обращаясь к семейному врачу.

Наблюдение больного у семейного врача после выписки из стационара, по данным ВОЗ, могло бы сократить вероятность повторной госпитализации еще на 35%. Кроме этого, исследование также показало, что поддержание связей с семейным врачом на всех этапах лечения способствует улучшению самочувствия больного на 50%.

Положение в Кыргызстане

В Кыргызстане, по данным Министерства здравоохранения республики, укомплектованность в семейных врачах на сегодня составляет 74%. При этом, на 10 тыс. населения приходится 22 доктора и 56 медработников. Данная статистика была выявлена по итогам 2017 года Национальным статистическим комитетом. Ведомство отмечает, что наибольшее число специалистов в области медицины сосредоточены в двух крупных городах страны: Бишкеке и Оше.

Исследование ВОЗ также показало, что острая нехватка в медработниках ощущается практически везде, и в настоящий момент эта цифра достигает 18 млн. Помимо этого, во многих развивающихся странах, в частности на территории постсоветского пространства, существует проблема низкого уровня доверия граждан к специалистам в белых халатах. По этой причине во многих странах в 30-40% случаев граждане обращаются напрямую к узким специалистам, а не через направление семейного врача. Основными причинами здесь выступают низкое качество обслуживания, недостаточность кадров и бюрократические издержки, что для кыргызстанцев так же знакомо.

Пути решения: шаг первый

Исходя от данных Нацстатома, перевес медработников над врачами в более 2,5 раза. Как можно использовать такой расклад? Медсестры тоже являются специалистами в области медицины, и здесь они могли бы выступить основным «вооружением» в организации первичного медицинского обслуживания, помогая государству решить сразу две проблемы.

Во-первых, увеличение полномочий медсестер могло бы сделать медицинские услуги первого ряда доступными в равной степени для всех граждан страны - будь это сельский фельдшерско-акушерский пункт, или же городская поликлиника. Медсестры более тесно поддерживают связь с гражданами, нежели семейные врачи, и в курсе о процессах лечения пациентов. Чем ждать новую смену семейных врачей из числа выпускников медицинских вузов, а потом еще пока они наберутся опыта, можно было бы повысить квалификацию медсестер до уровня семейных врачей, позволив им назначать общее лечение пациентам.

В курсы повышения квалификации данного характера можно было бы внести и обязательную практику в составе бригады скорой помощи, что помогло бы им оказывать быструю реакцию на чрезвычайные ситуации и на деле быстрее всему научиться.

Во-вторых, такой шаг помог бы вернуть врачам доверие граждан. Активность медицинских сестер в роли семейных врачей построило бы новую коммуникацию между пациентом и врачом, и качественное исполнение своего дело с их стороны заслужило бы похвалы пациентов и их родных. Эта проблема на сегодня, как показало исследование Нацстаткома, также требует скорейшего решения, потому как в диаграмме индекса доверия населения Министерство здравоохранения заняло IV место с конца.

Аналогичная практика

Действенность такой практики на деле уже успешно показала себя работой проекта «Победим туберкулез», которая включает в себя программу стимулирования медицинских работников. Эта программа, разработанная Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС), началась внедряться с ноября 2017 года. Она предусматривает выплату бонусных надбавок к заработной плате медработника за каждый успешно завершенный курс лечения туберкулеза.

Как рассказали в Фонде, размер выплат участвующим в процессе амбулаторного лечения больного туберкулезом, определяется с учетом возложенных на них функций, уровня трудовых затрат. Так, в зависимости от сложности случая и формы туберкулеза (чувствительный туберкулез, устойчивый туберкулез) размер бонуса составляет 12-24 тыс. сомов.

Выплаты предусматриваются районным фтизиатрам и их медсестрам, ведущим мониторинг качества противотуберкулезной помощи и оказывающим методическую помощь специалистам семейной медицины, руководителям учреждений ПМСП с целью повышения их ответственности за общую координацию.

За короткий срок программа показала хорошие результаты, и в период с ноября 2017 года по август 2018 года за успешное завершение лечения 624 пациентов, больных туберкулезом, медработникам было перечислено 9,5 млн. сомов. При этом, как уточняется, деньги изыскались в результате оптимизации самой противотуберкулезной службы Кыргызстана.

«То есть, - как пояснили в ФОМС, - когда стали внедрять амбулаторное лечение, уменьшалась нагрузка на стационары и высвободились деньги. Вот эти средства были перераспределены с упором на первичные медицинские учреждения, которые, собственно, и занимаются ведением больных туберкулезом. Это бюджетные деньги, но дополнительно к ним из бюджета не выделялось ничего».

Такая же практика могла бы зарекомендовать себя в организации системы ПМСП в целом. Но, насколько это возможно и нужно, решать иным лицам.

ИАЦ «Кабар»
Нуркыз Сабырова

Комментарии

Оставить комментарий