Требования у работодателей в КР завышенные, хотят получить готовых специалистов – эксперт

ОБ-КОМ 0

Читайте и смотрите нас в

Система образования в Кыргызстане оставляет желать лучшего, и этот факт признают сами преподаватели. На сегодняшний день во многих профтехлицеях, колледжах, вузах страны студенты уже с первых курсов задаются вопросом, действительно ли они получают нужные для себя знания.

Постепенно аудитории начинают пустеть, кто-то решает для себя строить карьеру уже в студенческие годы, вытянув счастливый билет на трудоустройство - с утра до вечера пропадают на рабочем месте. В это время руководство учебных заведений поднимают вопрос о посещаемости. Решают снижать баллы за пропуски, в крайнем случае, прощаются с «детищем». Однако их совсем не гложут «состояния» студентов, которые постоянно думают о своей дальнейшей жизни, их страх остаться безработными. Возникает вопрос, когда оплачиваемые за контракт средства и потраченное время оправдают себя.

Притом сами работодатели при найме выстраивают список требований, которым молодые ребята отчасти не соответствуют.

Сегодня, чтобы предпринять меры для решения данной проблемы, в Бишкеке прошел круглый стол: «Улучшение системы коллективного руководства системой профессионально-технического образования на региональном уровне КР».

Мероприятие проводилось в рамках проекта Международной организации труда «Применение стратегии профессиональной подготовки кадров Группы двадцати: Партнерство МОТ и РФ».

В ходе беседы заместитель министра образования и науки КР Кудайберди Кожобеков заметил, что навыки, полученные в образовательных учреждениях в большей части не соответствуют требованиям рынка труда. «Вопрос от перевода учебы к работе является одним из вызовов во многих странах. Кыргызстану надо усилить социальный диалог, что позволило бы государству и работодателям, образовательным учреждениям достигнуть долгосрочные договоренности по многим аспектам», - предложил замминистра.

По словам председателя Союза «Конфедерация работодателей КР» Алыбека Кадырова требования, у работодателей завышенные, хотят получить готовых специалистов, но что может дать парни и девушки, которые «зубрили» днями и ночами лишь лекции, притом практически эти знания не использовали. «Для чего тогда профессионально-образовательная система? Здесь должны всему учить. Мы привыкли жить в советском союзе: сами набираем, сами экзамены принимаем, вручаем сертификаты и предоставляем работодателям», - поделился своим мнением он.

Чем образованней человек, тем больше возможностей у него получить в будущем работу, данную фразу озвучил национальный координатор Международной организации труда (МОТ) в Кыргызстане Болот Ороков.

По его словам, Кыргызстан ратифицировал 53 конвенции МОТ, в том числе конвенцию № 144 о трех сторонних консультациях, в которой участники в лице профсоюзов, работодателей являются ключевыми.

«В самых богатых странах система профтехобразования не может самостоятельно эффективно функционировать. Необходимо участие в таком коллективном руководстве также социальных партнеров, нужно коллективное руководство не только на национальном уровне, такое партнерство надо и на региональном уровне», - акцентировал он.

В ходе круглого стола был, затронут момент и трудовой миграции, когда кыргызстанец не может быть уверен в своем будущем в собственной стране. В селах проучившись 9-11 классов в школе, ребята ставят своей целью покинуть родину в поисках заработка, в основном в Россию.

Государственная миграционная служба КР приводила данные, что общее число прибывающих за рубежом граждан КР порядка 800 тыс., из них в РФ – 640 тыс. и все они по причине «зарабатывания» средств на существование.

Тем временем, исходя из заявления заведующей отделом социально-экономической защиты трудящихся Федерации профсоюзов Гульмиры Касымалиевой, в Кыргызстане специалистов с высшим образованием переизбыток, но строит острая нехватка рабочей силы. По этой причине, ребятам приходится переучиваться, чтоб получить второе образование, либо уехать заграницу с целью трудоустройства.

«Стоит вопрос о создании Национальной системы квалификации в КР. Первые шаги уже сделаны в этом направлении, принята национальная квалификация, но она утверждена только двумя ведомствами. Надо утвердить на высоком уровне, постановлением правительства. Создание системы подразумевает разработку профессиональных стандартов, создание центров сертификации и подтверждение квалификации», - отметила она.

Замминистра образования Кожобеков в свою очередь добавил, что основным условием повышения качества кадров является сотрудничество госструктур с региональной экономикой и со всеми заинтересованными сторонами.

КНИА «Кабар»
Тумара Туратбекова

Комментарии

Оставить комментарий