• 89.02
  • 94.77
  • 0.95
  • 0.2

Цены на социально значимые товары в апреле стабилизировались – Антимонопольная служба

Экономика 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 15.04.22. /Кабар/. Мониторинг показал стабилизацию цен на социально значимые товары в апреле текущего года, сообщает пресс-служба Службы антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции КР (Служба).

Служба относительно ценовой ситуации на рынке социально значимых товаров, сообщает следующее:

В течение марта 2022 года, Службой был отмечен рост цен на отдельные социально значимые товары (сахар, растительное масло, мука, хлеб, минеральные удобрения, ГСМ). Причиной роста цен стало:
- колебание курсов иностранных валют;
- импортозависимость Кыргызстана от товаропроизводящих стран – России, Казахстана, Беларуси. На отдельные виды социально значимых товаров импортозавизимость составляет от 75% и выше;
- повышение оптово-отпускных цен производителями в закупаемых странах;
- ограничение экспортных поставок товаров со стороны стран-поставщиков, как готовой продукции, так и сырья;
- удорожание логистики.

Следует отметить, что повышение курса доллара США не единственный фактор повышения цен на отдельные продукты питания. Заметное повышение цен на отдельные продукты питания отмечалось еще в 2021 году, в связи с неурожаем сахарной свеклы, масличных культур и др. сельскохозяйственных культур в странах поставщиках и разрывом товаропроводящей цепи вследствие пандемии.

Кроме того, рост цен обусловлен повышением цен на ГСМ. С начала 2021 года на внутреннем рынке наблюдается рост розничных цен на бензин на 80% и дизельное топливо более чем на 75%. Причиной тому является повышение оптово-отпускных цен российскими НПЗ на более чем 100%.

Таким образом, к повышению цен привели возросшие издержки производителей (затраты на ГСМ, оборудование, комплектующие/запчасти к оборудованию и сельхозтехнике, подорожание удобрений, упаковочные материалы, заработная плата и др.).

Для стабилизации ценовой ситуации и избежания дефицита продукции, в государствах - членах ЕАЭС в Беларуси, Казахстане, России для защиты внутренних рынков применяются такие меры, как государственное регулирование цен, запреты/ограничения и экспортные пошлины на ввоз/вывоз определенных товаров, или применяются другие защитные меры (дотации, товарные интервенции и др.), что в свою очередь повлияло на рост экспортных цен.

В ходе проводимой работы с торговыми сетями, производителями, импортерами и различными ассоциациями, Службой было установлено, что хозяйствующими субъектами производится импорт продукции, объем реализации которого на территории республики рассчитывается до одного месяца, а иногда и более в зависимости от сезона. Таким образом, поставщиками контракты были заключены на поставку товаров, когда цена доллара США изменялась (95 - 105 - 95 - 88 - 86 сом).

Также в ходе взаимодействия с импортерами было установлено, что экспортные цены продолжают расти в странах производителях и на каждую партию товара выставляется цена с удорожанием от 5 до 20%, что не позволяет пересмотреть цены даже с учетом того, что курс доллара США имеет тенденцию снижения.

В настоящее время, в рамках мер принимаемых кабинетом министров КР и государственными органами, в том числе с учетом .

Также способствовало спаду ажиотажа проведенная товарная интервенция растительного масла на внутреннем рынке. Службой, с учетом сложившейся ценовой ситуации на рынке растительного масла в целях защиты социально уязвимых слоев населения установлена цена на масло растительное - 130 сом/л.

Стоит отметить, что Службой в период роста цен, проводилась работа не только с торговыми сетями, но и руководством производителей муки, сахара, с администрациями рынков и торговцев социально значимыми товарами, так были охвачены в процессе проводимой работы более 3500 субъектов по республики, организованы и проведены рабочие встречи с торговыми сетями, импортерами и поставщиками 34.

По итогам работы были достигнуты договоренности:
- в рамках Соглашения о сотрудничестве на рынке реализации сахара-песка для населения между антимонопольным ведомством - хозяйствующими субъектами-производителями, импортерами и продавцами сахара-песка, в лице ОАО «Каинды Кант», ОАО «Кошой» и торговыми сетями, по которому - торговые сети будут реализовывать сахар-песок цене по дисконтным картам/картам лояльности. Сегодня сахар реализуется по 60 сом по картам лояльности и по 78 сом без ограничений за кг.
- в рамках Соглашения о сотрудничестве между Министерством экономики и коммерции, Минсельхозом и предприятиями мукомольной отрасли КР, которое способствует насыщению рынка качественной пшеничной мукой и кормами для животноводства по доступным ценам, а также мукомольные предприятия взяли на себя ряд обязательств по обеспечению республики мукой. Действует по август т.г.) сдерживаются цены на муку и хлеб.
- о снижение оптово-отпускных цен мукомольными предприятиями в Иссык-Кульской и Чуйской областях, продолжается аналогичная работа по другим областям.

Также во исполнение поручения заместителя председателя кабинета министров КР Б.Торобаева. Службой совместно с Ассоциацией мукомолов Кыргызстана, производителями организованы ярмарки по продаже растительного масла, муки и сахара. На ярмарках местная мука первого сорта реализуется по 1650 сом - 50 кг., сахар - 70-72 сом кг., растительное масло - 720 сом за 5 л.

Законом КР «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления» в компетенцию местной госрайадминистрации входит обеспечение ценовой и проведение единой антимонопольной и конкурентной политики. В связи с чем, а также в рамках поручения Кабинета министров КР

Мониторинг цен на социально значимые товары в апреле т.г. показал стабилизацию цен, а также отсутствие резкого роста цен по сравнению с мартом 2022 года.

Сегодня цены на социально значимые товары в Кыргызской Республики сложились ниже, чем в государствах – членах ЕАЭС и соседних странах, что говорит о достигнутом положительном эффекте в рамках проделанной работы.

Средние рыночные сравнительные цены на 13.04.2022г. в государствах-членах ЕАЭС и соседних странах (в сомах по курсу НБКР)

Наименование товара

Кыргызстан

Казахстан

Россия

Белоруссия

Армения

Таджикистан

Узбекистан

Сахар-песок (кг)

83

98

85

65

90

120

80

Масло подсолнечное рафинированное (литр)

167

170

140

130

230

230

225

* При мониторинге розничных цен не учитывалась реализация сахара в Российской Федерации по системе скидок (картам лояльности) в торговых объектах - 56 руб/кг и в КР - 60 сом/кг.

В рамках антимонопольного законодательства КР, Служба имеет право применить определенные действия в отношении субъектов естественных монополий, хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, а также субъектов, деятельность которых направлена на получение неправомерного дополнительного дохода путем ведения недобросовестной конкуренции, заключения антиконкурентных соглашений и иных действий (сговор, согласованные действия и т.д.), путем вытеснения конкурентов с рынка и ущемления прав потребителей.

Государственное регулирование цен (тарифов) допустимо только на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии, к которым относятся субъекты ЖКХ (централизованное водоснабжение и канализация), услуги Кыргызтелекома, Кыргызпочтасы, железнодорожные перевозки, аэронавигация воздушных полетов (взлет посадка). Подробнее можно ознакомиться на нашем сайте в разделе «Реестры» с субъектами естественной монополии.

На рынках, где присутствуют субъекты доминанты Служба осуществляет экономико-статистическое наблюдение за их деятельность в целях недопущения нарушения норм Закона КР «О конкуренции».

Цены и тарифы на конкурентных рынках, таких как реализация швейных ниток, мыло-моющей продукции (мыло, порошок и тд.), офисной бумаги, жалюзи, гвозди, перевозка грузов, мебели, технического оборудования для офиса и т.д. Службой не регулируются и складываются исходя из рыночных принципов. Рост цен на таких рынках связан с объективными причинами, основные из которых уже отмечены выше.

Служба ежегодно формирует План проведения анализа состояния конкурентной среды на товарных рынках, в который включаются также те рынки, на которых в течении года были зафиксированы колебания цен, для выявления возможной монополизации рынка.

Комментарии

Оставить комментарий