Религиозные течения в Кыргызстане – оценка теолога

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

За последние годы в Кыргызстане усилились религиозные течения. В интервью агентству «Кабар» ректор Исламского университета в Кыргызстане Марс Ибраев дал оценку данной тенденции и указал, какую реакцию ей нужно оказывать.

- Что стало началом усиления религиозных взглядов в Кыргызстане?

- После обретения Кыргызстаном суверенитета появилась возможность для свободы вероисповедания. В этом плане заметно было политическое ослабление. И нужно сказать, что это повлекло за собой как положительные, так и негативные последствия.

В негативном плане появилось очень много религиозных течений, и некоторые из них в нашу страну шагнули впервые, что вызвало определенные разногласия в обществе. Стоит отметить, что с 2014 года теме религии государство стало оказывать усиленное внимание, и это стабилизировало ситуацию роста религиозности населения. Я думаю, что продолжение данной политики стабилизации в последующем вызовет только положительное влияние на жизнь общества.

- Как вы при этом оцениваете взаимосвязь национальной культуры и религии? Не выходит ли религия на передний план?

- Религия никогда не выступала против культуры, и эти два понятия не должны друг другу противоречить. У нас в последние годы данный тандем развивается должным образом. Стоит признать, сегодня наблюдается картина, что некоторые приверженцы ислама отказываются от национальных традиций, находя в них противоречия своим взглядам. К примеру, некоторые отказываются носить национальную одежда, отдавая предпочтение религиозной одежке. Но над этим сейчас ведется информационная работа. Работа ведется в таком плане, что культура и традиции являются духовным отголоском нашего народа, и они не имеют никаких разногласий с вероисповеданием. Имеется в виду культура в исконном ее зарождении, потому что наши предки тоже жили теми принципами, которые заложены в исламе.

- Чем может обернуться усиление религиозной ситуации среди населения Кыргызстана?

- Если религиозная ситуация будет и дальше усиливаться, то она должна взяться под хороший контроль. Это должно производиться интеллектуальным образом. Мы должны создать религиозную элиту, которая будет иметь влияние на общественность в плане распространения просветительской информации в целях предотвращения социально-бытовых проблем. У кого возникают такие проблемы? У тех, кто, не зная сути религии, но думает, что исповедует ее. А те, кто понимает ее основы и философию, они строят свою жизнь гармонично и не сталкиваются с проблемами и конфликтами в повседневной жизни.

Я могу сказать, что государством сейчас очень активно ведется работа над этим. В обществе можно наблюдать, что эта элита и появляется. Они имеют несколько дипломов светского образования, они работают, занимаются благотворительными мероприятиями, но при этом они остаются верны своей вере. Они думают о своем будущем поколении. И о каких негативных сторонах тут может идти речь?

Здесь, главное, создать гармонию между теологическим и светским образованием, потому что, если будет делаться акцент только на теологическое образовании, то тут существует угроза усиления радикализма. Если усилится светское образование, то будет очень много сомнений в обществе. Поэтому религиозное и мирское понятия должны балансироваться.

- Насколько велика угроза радикализма у нас в стране?

- Нельзя дать точный прогноз. Но есть вероятность обострения конфликтов между самими же мусульманами. Нельзя сказать, что мы превратимся в зону боевых действий, но дестабилизация в обществе возможна.

- Как правильно бороться с радикализмом?

- Силовыми и финансовыми путями радикализм победить невозможно. Нужно воспитывать население уже с малых лет. К примеру, когда говорят исламский или религиозный детский сад, то многие начинают опасаться. Это вызвано с неправильной подачей религиозного начала. Нельзя с малых лет взять и учить ребенка Корану. Ребенок должен сначала понять, что это и построить правильное отношение и мировоззрение к нему. Поэтому будет правильно разработать общегосударственную программу, которая будет учить гармонии в построении взглядов религиозного и социального характеров. В садах и школах должна быть внедрена программа, которая правильно и достойно объясняла бы все это.

- А что если основные принципы религии сделать частью таких дисциплин, как этика или культура, которые уже внедрены в учебные заведения?

- Можно, но нужно иметь ввиду, что педагоги, которые преподают эти предметы, не являются теологами. И подавая эту информацию, они будут исходить из своих взглядов и отношений к религии. Поэтому это может оказаться безрезультатным. Нужна совместная работа теологов и специалистов светских дисциплин, чтобы они слышали друг друга и выработали правильную подачу информации.

- Стоит ли вмешиваться правоохранительным органам в борьбе с радикализмом на данном этапе?

- Борьбу силовыми путями нужно вести только в крайнем случае. То есть взять и заключить человека под стражу только из-за религиозных заблуждений - это неправильно. С ним надо беседовать. Может, он просто не понимал, что ему давали, и, поняв, он решит отказаться от этого. Нужно давать шанс. Есть сказание: «Одного парня задержали, когда он с чужого сада срывал финики, и его хотели наказать за это. Но здесь вмешался мудрец, который осудил толпу: «Почему вы осуждаете его? Спросите лучше, почему он на это пошел?» На что парень ответил: «Когда я голодал, ни один из вас не изъявил желания мне помочь, и никто не сказал, что нельзя срывать финики с чужого сада». Мудрец на это дал такой ответ: «Вы его не кормили и не объясняли ему ничего. Теперь вы хотите его наказать?»

Нам нужно сначала дать знания, а потом только придумывать наказания уже осведомленным нарушителям.

- Можно ли принудить человека верить?

- В исламе нет принуждений. Человек сам вправе выбирать, чему ему верить. Но если он пришел в ислам, то он уже должен следовать всем принципам. К примеру, человек не может выбрать нацию, он рождается уже представителем одной нации. Но при этом он вправе выбрать, гражданином какого государства ему быть. Став гражданином желаемой страны, он уже обязуется следовать всем законам, действующим в этой стране. Так и в религии, человек вправе выбрать ту веру, которая близка ему, но придя к ней, он обязуется следовать всем ее законам.

Комментарии

Оставить комментарий