• 89.51
  • 97.41
  • 0.98
  • 0.2

Политическая воля президента Кыргызстана открывает большую дорогу к развитию

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Говорили об этом 30 лет, но реальные шаги сделаны только теперь. Нет ни одного бывшего президента, кто бы в разное время не размышлял и не говорил о проекте железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Со времен Аскара Акаева были исключительно благие намерения, которые до последнего временили таковыми и оставались. Бесконечные разговоры и переговоры, встречи и консультации были безрезультатны.

Вспомните, сколько разных слухов ходило по поводу реализации проекта, что наши соседи якобы не дадут нам ее построить, чтобы не потерять часть транзита из Китая в Европу. Информационные вбросы были разные, то Кремль был против, то Акорда. Недавно был заброшен фейк о том, что железную дорогу не хотят строить местные олигархи и воротилы, завязанные на автоперевозках или контрабанде из Китая. Негативные ожидания подогревались разными способами.

Противодействие проекту было, и, вероятно, с нескольких направлений, в том числе с обратной стороны планеты. Но путем конструктивного диалога и прямых контактов с ключевыми партнерами Садыру Жапарову удалось отстоять национальные интересы. Эта тематика многократно затрагивалась во время визитов президента Кыргызстана в Пекин и Москву. Колоссальная работа профильных министерств, рабочих групп и экспертов предшествовала тому, что сегодня в Самарканде на саммите ШОС было заключено трехстороннее соглашение о переходе к конкретным шагам и началу строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан.

На двусторонней встрече с Си Цзинпином Садыр Жапаров подчеркнул: «Уверен, что подписание соглашения о взаимопонимании по данному проекту в рамках данного Саммита ШОС станет важной основой для дальнейших практических совместных действий между китайской, кыргызской и узбекской сторонами. Данный документ закрепит единство намерений Китая, Кыргызстана и Узбекистана в строительстве дороги».

Председатель КНР также подтвердил заинтересованность в запуске новой трансконтинентальной железнодорожной магистрали, благодаря которой будут сопряжены крупные транспортные системы от европейской части континента до Азиатско-Тихоокеанского региона. «Кыргызстан в рамках «Сообщества единой судьбы Кыргызстана и Китая» — один из самых дружественных соседей и близких партнеров КНР. Ваша Республика будет занимать более важное место во внешней политике КНР. Мы готовы усилить взаимную поддержку и укреплять взаимовыгодное сотрудничество», - подчеркнул лидер Поднебесной.

Подписанное в Самарканде соглашение эксперты уже назвали историческим – способным оказать позитивное влияние на геополитический ландшафт на Евразийском континенте. «В Евразии появляется новый коммуникационный коридор, который свяжет Китай через страны Центральной Азии с портами в Персидском заливе и Европой. В обратном направлении будет действовать железнодорожный маршрут с запада через Узбекистан и Кыргызстан в Китай с выходом в Азиатско-Тихоокеанский регион. Это очень сильно меняет геополитическую ситуацию и будет способствовать развитию Центральной Азии и росту благосостояния населения.

По предварительным оценкам, строительство участка железной дороги через Кыргызстан будет продолжаться 3-4 года, а сумма вложений в проект может достигнуть 7 млрд долларов. И нет сомнений в том, что будут найдены паритетные и взаимовыгодные условия для стран, участвующих в осуществлении этого проекта. Главное, что на глобальном уровне, под эгидой ШОС дан старт глобальной инициативе, которую, однозначно, поддержат граждане Кыргызстана и Узбекистана. Строительство железной дороги даст мультипликативный эффект в развитии всех отраслей экономики. Вспомните слова президента Садыра Жапарова о том, что только международный транзит ежегодно будет приносить в наш бюджет около 200 млн долларов», - подчеркнул политолог Март Сариев.

Эксперты считают, что строительство железной дороги - это проект, который открывает Кыргызстану возможности перейти на новый уровень развития. Согласие Си Цзинпина посетить с визитом Бишкек указывает на то, что потенциал для экономического сотрудничества явно не ограничится несколькими проектами, их может быть сотни. «Наши многие хорошие проекты сейчас находятся в состоянии ожидания. И, конечно, визит Си Цзиньпина ускорит решение многих наших проблем экономического характера, особенно железной дороги. Потому что сотрудничество с Китаем позволит нам не только развивать нашу экономику, но и резко ее поднять. В частности производство, переработку сельского хозяйства, импорт, экспорт и так далее. Для нас это очень важно», - считает Бакыт Бакетаев.

Реализация проекта железной дороги принесет Кыргызстану миллиардные инвестиции, создаст тысячи рабочих мест как для строителей, так и для путейцев. Бюджет будет солидно пополнять поступления от международного транзита из материкового Китая. В Кыргызстан будут поступать товары с минимальными транспортными издержками. Отечественная продукция получит прямой выход в страны Персидского залива, откуда через порты будет расходиться по всему миру. По большому счету для Кыргызстана это большой стартап, открывающий новые горизонты.

Кирилл Степанюк

Комментарии

Оставить комментарий