• 89.01
  • 94.71
  • 0.94
  • 0.2

Омбудсмен о коррупции: Президентом поставлен правильный диагноз, пора приступать к лечению

ОБ-КОМ 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 12.02.18 /Кабар/. Президентом поставлен правильный диагноз, теперь пора приступать к срочному лечению, сказал омбудсмен Кубат Оторбаев, комментируя выступление президента Сооронбая Жээнбекова на заседании Совета безопасности, где обсуждали вопрос «Об актуальных мерах по борьбе с коррупцией в судебных, правоохранительных и надзорных органах».

По словам омбудсмена, на Совете безопасности рассматривался давно ожидаемый гражданами вопрос – коррупция в судебной системе, в правоохранительных органах и органах прокуратуры.

Ниже приводим мнение омбудсмена Кубата Оторбаева, которое было распространено его пресс-службой:

Можно с уверенностью считать, что это день стал ключевым не только в президентстве Сооронбая Жээнбекова, но и для дальнейшего развития Кыргызской Республики в целом.

Я, как Омбудсмен страны, и сотрудники аппарата Акыйкатчы, наверное,как никто другой и лучше многих, осведомлены о том, что на самом деле происходит в государственных органах, которые должны сами не только бороться с коррупцией, но и, как правильно отметил уважаемый президент, быть базисной структурой в государственной системе.

Еженедельно, в каждую среду, я принимаю людей, которые приходят за помощью, за защитой и восстановлением их нарушенных прав, за оказанием со стороны института Омбудсмена содействия в решении их споров или проблем с представителями государственной власти. И однажды ко мне пришел аксакал из села Кочкор, который сказал простые, но в то же время гениальные слова, с которыми я абсолютно согласен: «Кубат, – сказал он, – те, кто сидят во власти и имеют деньги, свои вопросы решают в органах прокуратуры и в судах, а у кого нет ни денег, ни власти в поисках справедливости и за соблюдением закона приходят в Институт омбудсмена» («Кубат, кимдин колунда бийлиги, чөнтөгүндө акчасы болсо алар ишин прокуратура, сотто бүтүрүп алат экен,бийлиги, акчасы жоктор акыйкат, мыйзам издеп омбудсменге келет экенбиз»).

В 2016 году в адрес Омбудсмена обратились около 16000 человек, из которых 3800 – письменно. В прошлом году количество обратившихся было меньше – около12881 граждан, из них 3242– письменно. Большинство заявителей жаловались на действия или бездействие сотрудников правоохранительных органов, прокуроров и судей.

За прошедшие два года наши сотрудники провели около 4000мониторинговсудебных заседаний, что позволяет нам иметь очень четкую картину того, что творится в правовой и правоохранительных сферах Кыргызстана.

Я благодарен президенту Сооронбаю Жээнбекову за то, что он свою деятельность в качестве главы государства начал именно с этого вопроса. В борьбе с коррупцией в государственных органах нужен системный подход, потому что, если в цепочке «следствие-обвинение/надзор-наказание/оправдание» хоть одно звено выполняет свои обязанности не добросовестно или злоупотребляет своим положением, то обязательно от этого будет страдать не только конкретный человек и его близкие, родственники, но и государство как таковое.

Нам известно, что некоторые сотрудники ГКНБ и МВД злоупотребляют своим должностным положением, и совершают незаконные действия – подбрасывают наркотики или иные запрещенные предметы, литературу. Таким образом, они ломают судьбы невинных людей.

По логике и самое главное – по Закону, в такой ситуации справедливость и законность должны восторжествовать с помощью прокуратуры и судей. Но на практике этого не происходит. Я сам принимаю участие в мониторинге судебных процессов и неоднократно становился свидетелем несоблюдения самими судьями принципов судебного разбирательства, таких как: состязательность, законность, открытость, справедливость.

В соответствии с НПА, прокуратура должна бороться за права человека и за соблюдение всеми гражданами (независимо от чина, занимаемых должностей, положения в обществе и толщины кошелька) каждой «буквы Закона». Однако на практике прокуратура превратилась в карательно-обвинительный орган. А что касается судей, то они, зачастую, поступают так, как скажет обвинение. Здесь слово «обвинение» я употребил вполне осознанно, так как органы прокуратуры сами ослабили свои позиции «борца за справедливость и законность» и превратились в целенаправленно обвинительный орган.

Судебная практика Кыргызстана показывает, что большинство прокуроров не следят за качеством следственных материалов и не вникают в детали. Но если они не вникают в детали, то как они могут полноценно следить за процессуальными нормами и законностью? В результате мы имеем то, что и имеем на сегодняшний день – сырые, сфальсифицированные и сфабрикованные дела передаются в судебные органы, которые тут же выносят «какие надо» приговоры и постановления.

Поэтому считаю, что качеству и законности следствия надо уделять особое внимание. Каждое возбужденное уголовное дело должно основываться на неоспоримых фактах, уликах и материалах. Полагаю, что никого в Кыргызстане не удивишь и не шокируешь утверждением, что сотрудники правоохранительных органов, не имея в своих руках достаточных и весомых материалов, торопятся возбудить уголовные дела, а потом, пытаясь «замять» свои неправомерные действия, начинают «подгонять» следственный материал надуманной и ничем не обоснованной информацией.

В 2015-2016 годах судами были окончательно оправданы около 406 граждан! Я считаю, это вопиющим фактом – когда следственные действия и судебные процессы длятся по два-три года, а условия содержания заключенных в нашей стране несравненно жестокие и унижающие человеческого достоинство. И не было возбуждено ни одного уголовного дела в отношении следователей, которые незаконно возбуждали уголовные дела. И это несмотря на то, что в Уголовном кодексе КР есть соответствующие статьи (321-1 – «за незаконное возбуждение уголовного дела», 322 – «привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности», 324 – незаконное задержание или заключение под стражу).

Президент нашей страны также правильно заметил, что в стенах закрытых учреждениях Кыргызстана люди годами ждут решения суда. Как Омбудсмен, я побывал во всех СИЗО. В некоторых из них не только по два, а и по десятку раз. Я посетил почти все ИВС республики, где разговаривал с обвиняемыми, которых, в буквальном смысле, следователи забыли посетить. Конечно, я переживаю и предпринимаю все законные меры, чтобы защищать права граждан, которых «подставили» сотрудники силовых органов и превратили их в источник своего дохода. Надо кардинально реформировать МВД, органы прокуратуры и всю судебную систему в целом. Иначе государство и государственные органы будут и дальше восприниматься нашими гражданами также негативно, а уровень доверия к властям не поднимется ни на йоту.

Особо хотелось бы остановиться на качестве состава судей и системе отслеживания деятельности судей. Несмотря на новшества, введенные в процесс отбора судей, как показывает практика, от реформ не видно никаких результатов, а это с каждым днем всё негативнее отражается на настроении и позиции граждан.

Основываясь на изученных делах, участвуя в судебных заседаниях, нами были выявлены вопиющие нарушения со стороны отдельных судей. В соответствии с законом, в таких ситуациях мы, в поиске справедливости, направляли соответствующие Акты реагирование в Совет судей, указывая на незаконные и неправомерные действия представителей Фемиды, надеясь, что недобросовестные судьи, на законных основаниях получат заслуженное наказание. Но, что получили в результате? От Совета судей почти в 99 из 100 случаев мы получили формальный ответ.

Однажды мне пришло письмо на имя... Бакыта Аманбаева! И это через 12 месяцев после смены в стране омбудсмена. Тогда я, не скрывая своего гнева, позвонил в Совет судей, а они не скрывали формальный подход к своим обязанностям, указывая, что... «секретарь ошиблась». Но, куда смотрел Председатель совета судей и остальные члены этого влиятельного органа, когда они ставили свои подписи? И это происходит когда приговоры и решения Верховного суда «окончательные и обжалованию не подлежат».

Надо усилить теперь роль приемника Совета судей - Дисциплинарной комиссии, которая также не особо активно действует в плане реформирования судебной системы. И это в то время, когда кризис судебной системы налицо.

Парадокс заключается еще и в том, что когда из бюджета выделяются огромные средства и со стороны государства уделяется большое внимание материально-технической базе судебной системы, уровень доверия граждан, наоборот, падает.

В последние годы из республиканского бюджета в судебную систему дополнительно были выделены более 5 млрд сомов, увеличилась заработная плата судей. В рамках различных проектов со стороны международных организаций были выделены огромные суммы. Но, тем не менее, кардинальных изменений в судебной системе не видно, доверие граждан не растет. Выросли только размеры взяток и аппетиты судей. Об этом известно не только сотрудникам ГКНБ и прокуратуры, но и высокопоставленным чиновникам из аппаратов президента и правительства. И некоторые из них поощряют такие неправомерные действия судей.

Во время заседания президент страны Жээнбеков, указывая на недостатки в работе судебной системы, отметил, что «если будут факты нарушения, ущемления прав человека, причинения ущерба народу, то я, как всенародно избранный президент, буду вмешиваться, независимо оттого, в какой сфере это происходит». Глава государства также отметил, что судьи позволяют себе вседозволенность, освобождая членов ОПГ, осужденных за убийство человека.

В последнее время неправомерные действия в судебной системе происходят, к сожалению, не редко. Во время приема граждан ко мне обратилась одна женщина, чей 20 летний сын, из-за преступной халатности врачей из отдела челюстно-лицевой хирургии Национального госпиталя, умер. Молодой человек, обратился к врачам, чтобы ему удалили зуб.

После моего обращения в соответствующие органы было возбуждено уголовное дело и по результатам проведенного служебного расследования заведующий отдела А.К. был уволен. Однако врач, вместо того, чтобы отвечать за свои действия и нести уголовное наказание, успешно восстановился на прежнюю должность по решению... суда.

Возникает вопрос: как можно бороться системно и эффективно с коррупцией, а также с недобросовестными врачами, халатность которых не только ущемляют права пациентов, но влечет за собой человеческие жертвы, и когда судебная система сама коррумпирована?

Я думаю, во время заседания Совета безопасности президент Кыргызстана Жээнбеков поставил правильный диагноз и теперь необходимо приступить к срочному лечению.

Действия Жээнбекова не являются спонтанными, поскольку его жизненное кредо основывается на его собственном колоссальном опыте работы, на ключевых постах республики. Всем известно, что он в течение 5 лет работал губернатором Ошской области и, как никто другой, он хорошо осведомлен в том, как работают на местах судьи, прокуроры и сотрудники правоохранительных органов. Общество ждет от него кардинальных шагов, так как у него есть мандат народа, который доверил ему не только свою судьбу, но и судьбу страны в целом.

Ко всему вышесказанному хочу добавить, что на прошлой неделе была широко распространена информация об увелечении почти в 2 раза объемов таможенных сборов. Значит, подтвердились озвученные ранее данные о том, что объемы сбора на кыргызско-казахской границе в 3 раза больше декларируемых.

Думаю, правоохранительные органы, претворяя решения Совета безопасности, в скором времени должны возбудить уголовные дела, в рамках которых станут известны «серые схемы» бывших руководителей таможни. Это подтвердило бы в глазах общественности решимость властей и теперь уже практические шаги в борьбе с коррупцией, которую люди ждут после Заседание Совета безопасности.

Такой же подход должен быть и в отношении расследования фактов, связанных с многомиллионным кредитом для ТЭЦ г. Бишкек, авария на которой негативно повлияла на настроение горожан, ущемляя их права.

Комментарии

Оставить комментарий