• 89.51
  • 97.12
  • 0.97
  • 0.2

ИАЦ "Кабар": Кыргызстан и ЕАЭС: Вызов на перспективу

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Два года, как Кыргызстан является членом регионального объединения, которое по началу называлось Таможенный Союз (ТС), а в 2013 году был переформатирован в Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС).

Что предшествовало вступлению Кыргызстана в ЕАЭС?

Переговорный процесс по вступлению длился долго, поскольку Кыргызстан хотел добиться определенных преференций. К тому же, руководству Кыргызстана нужно было заручиться поддержкой большинства населения, поскольку изначально было довольно много критических мнений и опасений о целесообразности присоединения страны к этому интеграционному объединению, в том числе среди предпринимателей.

8 мая 2015 года Президент Алмазбек Атамбаев в ходе визита в Москву подписал документы о вхождении Кыргызстана в ЕАЭС. Значительная часть жителей Кыргызстана восприняла это событие позитивно, связывая с интеграцией надежды на улучшение экономики, на возможности увеличения экспорта, развития производства внутри страны и создания рабочих мест.

Факты, достижения и недостатки вступления Кыргызстана в ЕАЭС.

12 августа 2017 года исполнилось два года с момента вступления в силу договора о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС. Своеобразная дата, вектор для подведения итогов, оценки текущей ситуации и перспектив. Уже сейчас можно отметить существенные позитивные изменения по целому ряду направлений.
Изменилась к лучшему ситуация с прямыми иностранными инвестициями в экономику республики, их объем вырос с 727 091 тыс. долларов до 1 573 243,7 тыс. долларов, или на 216%, за истекший период.

Значительно увеличились инвестиции из Белоруссии: с 90,5 тыс. долларов до 40 678,4 тыс. долларов или в 449 раз. Это связано с оптовой поставкой белорусского оборудования в Кыргызстан.

Несмотря на серьезный экономический кризис, возросла доля стран ЕАЭС во внешней торговле республики.

Значительно вырос спрос на российскую сельхозтехнику. ООО «Трактор» из Челябинска по итогам бизнес–миссии в феврале текущего года начало поставки мини–тракторов. Перспективные и совместные проекты по строительству теплиц, развитию капельного орошения, созданию логистических центров.

Отдельно стоит отметить, что удельный вес России во внешнеторговом обороте республики составляет почти 20%. Россия является основным поставщиком в Кыргызстан нефти и нефтепродуктов, чугуна и стали, природного газа.

Один из основных аспектов членства Кыргызстана в ЕАЭС – гуманитарный. Трудовые мигранты из Кыргызстана получили равные экономические права с гражданами других стран Союза. Гражданам Кыргызской Республики, работающим на территории других стран ЕАЭС, не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности, отменено требование о получении квот на трудоустройство. Граждане Кыргызстана и России на территории России и Кыргызстана соответственно вправе не регистрироваться в компетентных органах, если срок их пребывания не превышает 30 суток со дня въезда.

Действует норма о взаимном признании дипломов практически по всем профессиям. Договором о ЕАЭС предусмотрено применение государствами-членами национального режима в области социального обеспечения, в том числе медицинского обслуживания. С первого дня работы по контракту или договору граждане, работающие на территории другого союзного государства, облагаются налогом на доходы по резидентской ставке. В перспективе планируется реализовать закрепленное в договоре о ЕАЭС обязательство стран-участниц об экспорте пенсий.

Российско-Кыргызский фонд развития, созданный в рамках вступления Кыргызстана в ЕАЭС, уже одобрил финансирование более 350 проектов в различных отраслях экономики на сумму около 118 млн. долларов. Общий капитал фонда составляет 1 млрд. долларов.

На рынке Кыргызстана стало заметно больше товаров из России, Казахстана и Беларуси. Это привело к расширению ассортимента товаров и снижению цен на отдельные их виды, например, муки.

Существуют и минусы, так сказать, процессы, которые требуют достаточно больших доработок.

Они связаны с низкой эффективностью государственного управления (строительство современных лабораторий идет крайне медленно), неумением использовать открывающиеся возможности, неразвитостью сельского хозяйства и промышленности (республика пока не может дать больших объемов продукции и обеспечить ее высокое качество), завышенными ожиданиями населения от вступления в Союз и жесткой конкуренцией с производителями из других стран-участниц интеграционного проекта.

Исходя из всего вышесказанного, ненавязчиво, рождается посыл о том, что впереди Кыргызстану предстоит непочатый край работы по устранению недочётов, которые в основном появились из-за недостаточно самостоятельного опыта ведения работы в новых условиях региональной и мировой политики и экономики.

Тем не менее, место для положительной динамики улучшения рабочих процессов уже имеет под собой реальную почву.

Так, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) готовит рекомендации по взаимодействию органов государственного контроля и надзора стран Евразийского экономического союза, а также с таможенными органами при выявлении на едином рынке Союза продукции, не соответствующей требованиям техрегламентов ЕАЭС. Об этом было заявлено в рамках V Международного форума «Антиконтрафакт-2017» в Бишкеке.

В соответствии с Договором о ЕАЭС принципы и подходы к гармонизации законодательства стран-участниц в сфере государственного контроля/надзора за соблюдением требований техрегламентов Союза должны определяться международным договором. Однако до его принятия ЕЭК совместно со странами сформирует подходы и механизмы, предусматривающие организацию взаимодействия органов государственного контроля/надзора государств-членов. Кроме того, рекомендации будут предусматривать процедуры урегулирования споров (разногласий) по результатам государственного контроля, унификацию принципов и правил применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля, а также установление принципов и подходов к изъятию с рынка ЕАЭС опасной продукции.

Надо отметить, что развитие взаимодействия органов госконтроля и унификация механизмов осуществления надзора и защиты рынка ЕАЭС от небезопасной продукции – один из приоритетов деятельности Комиссии.

Итог

Кыргызстан впервые в своей истории столкнулся с полномасштабной работой в рамках евразийской интеграции и взаимодействия с другими государствами на уровне новых объединений. Это первый полноценный опыт, как уже было упомянуто выше, самостоятельной работы. И надо признать, что руководство страны и граждане республики по истечении двух лет подобной работы добились определённых успехов в налаживании различных механизмов для более эффективной работы в рамках новых вызовов, которым определённо стало вступление в ТС и ЕАЭС. Адаптация – это вполне нормальный процесс и надо полагать, что Кыргызстан с честью преодолеет эту нелёгкую, но очень важную для дальнейших перспектив, страницу в истории.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий