• 89.12
  • 95.1
  • 0.95
  • 0.2

ИАЦ «Кабар»: Произведения Чынгыза Айтматова в кино

Ч.Айтматов 0

Читайте и смотрите нас в

В этом году страна отмечает 90-летие со дня рождения великого советского и кыргызского писателя Чынгыза Айтматова. Айтматов – это большая вселенная. Человек получил редкий дар, которым он сполна воспользовался. И этот дар смог раскрыться в стране с жёстким тоталитарным режимом. Но внутренняя свобода окрылила талант, благодаря которому мы имеем с вами уникальную возможность прикасаться к нему. Удивительное сознание привело его к написанию глубокомысленных произведений. Книги написаны мудрым, но понятным для всех языком. Эти произведения в свою очередь вдохновляли и кинорежиссёров. Некоторые картины стали классикой и вошли в золотой фонд Советского и мирового кино.

Философские, душевные и, самое главное, жизненные произведения народного писателя Чынгыза Айтматова внесли огромный вклад в становление кыргызского кино. Истории и образы, созданные писателем, заставляют задуматься об окружающем нас бытии, заняться поисками самих себя, анализировать и прийти к некоторым выводам о собственном месте в этом мире.

Как рассказал культуролог Владимир Куринский, «в основе произведений писателя лежат простые жизненные истории людей, пронизанные трогательными, чистыми человеческими отношениями. Поэтому его произведения имеют поразительную ценность. Ведь все мы хотим найти самих себя в каком-то рассказе, и подобные образы сближают нас с автором, с тем, что он хотел сказать и донести. Может, поэтому все любят и с удовольствием пересматривают добрые и искренние фильмы, снятые по произведениям Айтматова».

12 декабря в этом году великому писателю исполнилось бы 90 лет. В данном материале мы предлагаем вам вспомнить некоторые фильмы, которые были сняты по его произведениям. Он стал истинным вдохновителем отечественного кино.

«Белый пароход»
Режиссёр: Болотбек Шамшиев
1975 год

Рассказывает Куринский: «Что может быть хуже, чем трагедия брошенного ребёнка? Когда писатели затрагивают эту тему, это всегда трогает душу. Однако, для этого нужно быть тонким писателем и истинным конструктором человеческих душ, кем и являлся Айтматов. Он по-особенному чувствовал судьбы людей, имел пронзительный писательский взгляд. Посему, когда читаем его книги, или смотрим кино, мы верим его каждому слову. «Белый пароход» - это картина о мальчике Нургазы - сироте, который жил в ожидании чуда. Родниковая душа маленького мальчика не переставала надеяться на проведение, которое сможет вернуть ему родителя. Несмотря на жизненные обстоятельства, Нургазы мог уловить и прочувствовать счастливые моменты своей жизни. Однако он увидел, как сказки несовместимы с реальным миром. Фильм правдоподобно показал одиночество ребёнка, а замечательная игра актёров воспаляет душу с ещё большей силой. Это кино до сих пор не утратило свою чувственность. Драматические моменты сыграны очень точно, что позволяет полностью проникнуться происходящим».

«Красное яблоко»
Режиссёр: Толомуш Океев
1975 год

«Фильм «Красное яблоко» отражает внутренний мир, переживания, проблемы личной жизни и несчастную любовь главного героя. Темир, которого блестяще сыграл Суйменкул Чокморов, в молодости встречает девушку редкой красоты. Он долгое время наблюдает за ней со стороны и восхищается ею. Наконец-то он решается подойти к ней и дарит ей символ своей мечты - красное яблоко и сталкивается с непониманием. Проходит несколько лет, и у героя появляется семья, но он никогда не забывает о возлюбленной, что приводит к семейным проблемам. Фильм показывает, с одной стороны страсть любви, а с другой, к чему эта страсть может привести в семейном очаге. Это поучительная история, которая актуальна до сих пор. Также надо отдельно упомянуть великого кыргызского актёра Суйменкула Чокморова. Этот актёр был и остаётся истинным символом отечественной киноиндустрии. Его поразительный талант, его умение перевоплощаться открыли новые горизонты для Айтматовских произведений в кино. Разноплановость и необыкновенная харизма Чокморова ещё сильнее подняли уровень восприятия написанных Айтматовым книг» - поделился культуролог.

«Джамиля»
Режиссёр: Ирина Поплавская
1968 год

«Это непросто выдающийся фильм о любви и ненависти, о войне и судьбах героев, это настоящее «человеческое» кино, которое трогает душу. Фильм рассказывает историю любви молодой замужней женщины Джамили к раненому фронтовику Данияру. Помимо этого, фильм показывает силу женщин во время войны, как они трудились в тылу, чтобы обеспечить всем необходимым людей, которые сражались на фронтах страшной войны», - отмечает Куринский.
«Также «Джамиля» - это отличная иллюстрация быта и культуры кыргызских кочевников. Кадры уникальны достоверным воспроизведением жизни кыргызской глубинки. Этот фильм, как наглядное свидетельство той исторической данности кыргызов, которая досталась им от предков. Картина прекрасная во всех отношения: сюжет, смысл, игра актёров, кадры и места где они были сняты. Вообще надо сказать, что «старое» кино особенное и очень трудоёмкое. Раньше режиссёр не только должен был воплотить на экране все образы писателя, но и найти идеальные съёмочные площадки, поставить и настроить свет, донести до исполнителей ролей всё то, что хотел продемонстрировать в своём произведении мастер пера. Это большая работа», - говорит Куринский.

«Первый учитель»
Режиссёр: Андрей Кончаловский
1965 год

«Фильм о том, как один человек и знания изменили мир простой девушки из кыргызского села. Действие кинофильма проходит в первые годы Советской власти в Киргизии. Красноармеец учитель Дуйшен приезжает работать в кыргызский айыл. Он собирается построить школу, но местные жители смеются над ним, утверждая, что школа их детям не нужна. Прекрасная игра актёров, Натальи Аринбасаровой и Болота Бейшеналиева, еще больше помогают зрителю попасть именно в то время, когда люди не понимали важность знаний, когда была совсем другая жизнь и мировосприятие. Замечательная режиссерская и операторская работа, отличный актёрский состав, а также присущая Айтматовским произведениям жизненная и правдоподобная история привлекает многих зрителей. Стоит сказать, что Андрей Кончаловский проникся не только этим произведением Айтматова, но и многими другими. Он планировал снять ещё, но по ряду обстоятельств сделать ему этого не удалось. Но то, что свет увидел «Первого учителя» уже можно считать большим успехом и немалой удачей», - рассказал культуролог.

«Я - Тянь Шань»

Режиссёр: Ирина Поплавская
1972 год

Как отметил Владимир Куринский, «фильм был снят по мотивам повести Чынгыза Айтматова «Тополёк мой в красной косынке». Сюжет картины о трагической любви юного шофёра Ильяза. Вся трагедия состоит в том, что слабость характера и проделанные ошибки героя разрушают его семейную жизнь. В итоге он остается один, без любимой жены, сына и друзей. Картина рассказывает о том, что всего лишь один поступок человека может сильно изменить его жизнь и разрушить семейное счастье. И это глубокая мораль, которая актуальна и по сей день. Мораль человеческих отношений и взаимоотношения между мужчиной и женщиной очень тонко описывались Айтматовым. В период, когда ценности нивелируются можно настоятельно рекомендовать молодому поколению вновь сесть за прочтение произведений великого писателя. Ведь Айтматов – это ещё и кладезь социальной и семейной психологии, можно и так сказать».

Произведения Айтматова не имеют временного определения. В них искусно отражены тонкости внутреннего мира человека, уделяется огромная роль личности, нашей с вами индивидуальности и внутренних переживаний человека. Айтматов очень внимателен к своим героям и внимателен к своему читателю, что немало важно. Для писателя это вообще большая редкость, потому, что он старается абстрагироваться от внешнего мира и придаётся только своему Орфею. Но всё это не про него. Чынгыз Айтматов – уникален и эту его уникальную способность смогли передать также и в кино.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий