• 89.51
  • 96.93
  • 0.97
  • 0.2

ИАЦ «Кабар»: Год развития регионов. Дороги, как важнейший фактор.

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Автомобильные дороги являются важнейшим звеном инфраструктуры любой страны. Автодороги играют, и будут играть важнейшую роль в экономическом развитии того, или иного региона. Качество дорог не менее важно. Но понятие высококачественные автодороги в стране и их важность пока никак не идёт в ногу с другими государственными процессами. А ведь на долю автомагистралей приходится основной объем перевозок грузов и пассажиров. Проложенные через многочисленные перевалы, они являются единственными транспортными путями, соединяющими экономические районы различных селений. В долинах дороги играют несколько иную роль. Это транспортировка сельхозпродукции. В Кыргызстане давно сложилась опорная сеть автомобильных дорог, которая связывает все регионы и области республики и обеспечивает выход в соседние страны Центральной Азии и далее – в Казахстан, в Россию и европейские страны, а также в КНР и транзитом в Пакистан и в Индию.

Но приходиться констатировать тот факт, что техническое состояние автомобильных дорог общего пользования республики по-прежнему находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Особенно плохи автодороги в регионах. И на это стоит обратить особое внимание особенно в этом году, который был объявлен Президентом КР Сооронбаем Жээнбековым как Год развития регионов.
Основной целью развития сети автомобильных дорог республики должно стать обеспечение устойчивого автомобильного сообщения между всеми населенными пунктами, приведение дорог в соответствие с международными техническими требованиями. Ещё одна немаловажная задача, которую стоит безотлагательно решить - необходимо заняться вплотную разработкой стратегии развития автомобильных дорог. Нужно создать механизмы обеспечения достаточного технического обслуживания дорожной сети и частичного ее улучшения. Не будем забывать, что автомобильные дороги играют первичную роль во всей транспортной инфраструктуре Кыргызстана.

В Чуйской области есть дорога, которая имеет название ЭМ-07. Она связывает сёла Верхний Белек, который находиться у подножия Киргизского хребта, и село Камышановка, которое граничит с Казахстаном. Эта дорога в конце 90-х годов рассматривалась, как альтернативная артерия для грузового транспорта Кордайского направления. Более того, трасса ЭМ-07 имеет большую перспективу по части развития некогда богатого сельскохозяйственного региона.

Эта дорога начинает свой стратегический путь от посёлка Романовка, следом пересекая БЧК (Большой Чуйский Канал) проходит через село Селекция. Это довольно крупное село. Главное его предназначение в советское время, да и по сей день то, что на его базе была создана сельскохозяйственная селекционная станция, которая занималась опытным и экспериментальным посевом зерновых культур, сахарной свёклы и другой сельхозпродукции, а также генным семеноводством. После того, как вы проезжаете Селекцию, по этой дороге следующим населённым пунктом будет село Чат-Куль. На базе этого села располагался колхоз-миллионер «Дружба», который до сих пор имеет инфраструктурные площади, которые сейчас, либо полностью ликвидированы, либо простаивают. Но воскресить их, разумеется, можно. Нужны средства и желание работать. Село Чат-Куль имеет огромное количество гектаров высокоплодородных пахотных поливных земель. Недалеко от трассы располагается один из самых крупных искусственных водоёмов «Джалыгач», который сейчас используется в поливных целях и разведения в нём рыбы.

Следом за Чат-Кулём находится село Тюзь. Сравнительно небольшое село, но с большим земельным потенциалом. Практически в трёх километрах от Тюзя находится старый и заброшенный аэродром, который был базой для лёгкой сельскохозяйственной авиационной техники с большими складами, в которых хранились различные удобрения и ядохимикаты. Этот аэродром и самолёты типа Ан-2 «Кукурузник» выполняли стратегически важную работу. Пилоты обрабатывали земли ядами, предотвращая появления различных вредителей, в частности саранчи. Этот аэродром, как и взлётно-посадочная полоса до сих пор сохранились в надлежащем виде, но требуют вложений для реконструкции.

Следом идут сельскохозяйственные станы села Шопоков. Далее по этой дороге находятся сёла Жаны-Пахта и Жаны-Жер. Затем село Нижне-Чуйск и наконец, село Камышановка, которое граничит с Казахстаном. Стоит сказать, что населённый пункт Нижне-Чуйск – это очень интересное и некогда богатое село. А интересно оно своим расположением. Оно буквально со всех сторон окружено озёрами.

Как мы видим, трасса ЭМ-07 может не только раскрыть некогда существовавший потенциал этого региона, но и придать ему ещё больший толчок к развитию.
Как заявил глава чат-кульского айыл окмоту Улан Айсаев, «этой дорогой в разные годы интересовались многие высокопоставленные чиновники. В 2008 году даже был начат капитальный ремонт этого транспортного узла. По проекту задумывалось полное вскрытие старого асфальтового покрытия, расширение самой дороги и укладки нового асфальта. Но по какой-то непонятной причине ограничились только наименее затратной технологией «холодного асфальта». Правда, дорогу перед этим немного выровняли. Но решить до конца проблему качества дорожного покрытия так и не смогли. Этого ремонта хватило буквально лет на 5. Затем наша трасса стала разваливаться на глазах, стали образовываться большие ямы. В последние годы на этой дороге проводится ямочный ремонт, которого хватает только на один сезон. А планы были «наполеоновские». Ведь хотели на территории села Чат-Куль после приведения дороги в идеальное состояние строить и открывать томатный завод. Но всё это было забыто и теперь пылится где-то на архивных полках».

«Вы сами понимаете, что это могло дать селу и его развитию. Во-первых, качественная дорога уменьшила бы амортизацию транспорта, ведь у нас есть регулярный маршрут №338, водители которого постоянно жалуются на то, что у них уходит достаточно много денег на постоянный ремонт своих микроавтобусов. Во-вторых, наше село располагает большими территориями плодородных пахотных земель. Многие фермеры занимаются выращиванием зерновых колосовых культур и сахарной свёклы. Вывозить же эту продукцию по дороге с большими ямами очень неудобно, а иногда и опасно. В-третьих, хорошая дорога поспособствовала бы строительству какого-либо завода или перерабатывающей фабрики, что решило бы проблему трудоустройства большинства сельчан», - отметил глава айыл окмоту.

Стоит отметить, что этот регион является озёрным краем. Это ещё одна ветвь перспективного развития - рыболовецкие хозяйства. Только в одном водоёме «Джалыгач» сейчас занимаются разведением нескольких видов рыбы. А таких прудов по этой трассе десятки. Местные предприниматели закупают тонны рыбы в соседних странах, в частности в России, для продажи её в сетях крупных супермаркетов столицы Кыргызстана, когда у республики имеется свой довольно большой потенциал для развития данной отрасли.

Практически в каждом регионе страны есть свои преимущества, свои промысловые направления, особенности природного ландшафта. Каждый регион в своё время играл ключевую роль в развитии республики. Не нужно изобретать велосипед, стоит просто поднять старые архивы и больше узнать о том, чем славились регионы страны. Так будет легче вновь воссоздать всю, некогда работающую инфраструктуру и придать новый импульс в развитии.

Само же развитие любого региона начинается с качественных дорог. Поэтому многие жители сёл испытывают большую надежду на то, что Президент КР Сооронбай Жээнбеков провозгласил 2018-й год – Годом развития регионов. Острую необходимость в качественных автомобильных дорогах Кыргызстан испытывает довольно давно. Наступило время конкретно взяться за развитие регионов и пролегающих там дорожных артерий.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий