• 89.51
  • 97.12
  • 0.97
  • 0.2

Бизнесмены Кыргызстана обнародовали главные «капканы» коммерческой индустрии

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 21 апреля /Кабар – Нуркыз Сабырова/. Успешные предприниматели страны раскрыли самые частые ловушки, которые встречаются в бизнес-среде Кыргызстана и на территориях ее экономических союзниц, в частности в Казахстане и России.

Речь о бизнес-провалах была затронута вчера, 20 апреля, в ходе мероприятия «FuckUp Night” в Бишкеке, где шесть именитых спикеров представили на всеобщее внимание свои истории о неуспешном опыте в сфере предпринимательства. Среди них прозвучали полуторамиллионные потери в условных единицах из-за геополитических обстоятельств, проблемы менталитета местных жителей и жителей ближайших республик, а также разрывы дружеских отношений и еще целый ряд черных полос из жизни бизнесменов.

В связи с этим редакция агентства «Кабар» подготовила четыре содержательных бизнес-притчи, которые смогут предостеречь читателей от повторного фиаско в осуществлении коммерческих проектов.

Как бизнес пересадил друзей с карусели на мель?

Первым спикером неформального вечера выступил Борис Глобус, который из-за бизнеса потерял и деньги, и друзей:

«Мы с друзьями сидели на карусели, покачиваясь в разные стороны. И тут у нас возникла идея о создании собственного дела, чем мы потом и занялись. Мы зарегистрировали компанию ОсОО «Новел Трейд» и всё у нас поначалу ладилось. Но идиллия длилась недолго.

Ключевая проблема наших партнерских отношений зародилась тогда, когда кто-то начал ловить себя на мысли, что выполняет больше работы, чем другой.

Со временем, абсолютное доверие и воодушевленные порывы начали давать слабину, что сильно расшатало партнерские и дружеские отношения. В итоге наша компания просуществовала на рынке три года, а потом распустила нас в разные стороны».

Моралью своей истории Б. Глобус определил следующее: «Прежде чем сходиться с кем-то, нужно договориться о том, как вы будете расходиться. Потратьте как можно больше времени для того, чтобы предусмотреть все ситуации и варианты, как могут обернуться обстоятельства».

Как дань славы Атая Омурзакова стала платой за его мечту?

Эстафету по рассказам о неудачах вторыми переняли руководитель ивент-компании «Асылбашев креатив» Дарика Асылбашева и танцор Атай Омурзаков, которые раскрыли историю траты выигранных Атаем 100 тысяч евро на конкурсе талантов в Чехословакии в 2011 году.

«Все думают, что Атай нажил состояние на проведении фестиваля «Я танцор», но истина, которая стоит за всем этим, имеет совсем другой окрас.

Фестиваль «Я танцор» - это полностью заслуга Атая, потому что он продумал каждую деталь по его реализации и сам во всем принимал участие.

В 2012 году нам было сложно собрать международных танцоров и певцов. Они отказывались приезжать в Кыргызстан из-за революций предыдущих лет. Они думали, что у нас здесь идет война и боялись за свою жизнь. Атай по полгода уговаривал их и всё же смог добиться своего.

На первом фестивали «Я танцор» мы собрали 20 тысяч человек, хотя планировали 12 тысяч, то есть 8 тыс. зрителей были «зайцами». Так, при бюджете в 250 тысяч долларов, прибыль от проведения фестиваля составила лишь 220 тысяч и 30 тысяч долларов ушло в минус.

Но это не остановило Атая, потому что за нашим коммерческим провалом таился большой социальный успех. Это сподвигло нас на проведение в 2013 году фестиваля «Я танцор» на Иссык-Куле. Здесь бюджет фестиваля составил 300 тысяч сомов, а убытки – 180 тысяч сомов.

Следующий фестиваль в этом же году был проведен в Бишкеке с участием мировой звезды Крейга Дэвида. И тут убытки фестиваля побили предыдущие рекорды и составили 200 тысяч долларов».

Ответ Атая на вопрос, почему же он не остановился после первого же провала, был предельно прост:

«Я делал всё это из-за веры в свое творчество и не просчитывал то, что стоило бы».

Как неизученный менталитет пустил на ветер 700 тысяч долларов?

Речь о потере такой большой суммы сразу же обретает серьезный посыл, поэтому следующий спикер в лице врача и бизнес-консультанта Эркина Джаманбаева в своем рассказе о коммерческом крахе был предельно сдержан:

«Бизнес по медицинскому обслуживанию готовился в южном регионе Казахстана и все моменты по его запуску были тщательно спланированы. Этому свидетельствовали все разработанные планы, необходимые для ведения серьезного бизнеса. Мы закупили лучшее на тот момент оборудование и проводили курсы по обучению квалифицированного персонала. Для этого были привлечены 500 тысяч долларов начальных инвестиций.

В бизнесе принимали участие люди, которые имели об этом предельно четкое понятие. Инвесторы тщательно проверяли все процессы и проводили оценки возможного риска.

Мы делали ставку на важные, по-нашему мнению, ориентиры в сфере здравоохранения. Нам казалось, что ценности, касательные здоровья человека, будут иметь такой ряд: точность диагностики, скорость выдачи их результатов, цена, люксовый сервис, а также возможность получать услуги в удобное время в удобном месте.

Мы изучили конкурентов, подключили СМИ для распространения информации о нас, но, несмотря на все проделанные ходы, где-то через год мы поняли, что что-то идет принципиально не так. Мы пригласили специалистов, чтобы выявить наши ошибки. Но они никаких ошибок не обнаружили. Так в скором времени закончились деньги, пришлось брать кредит, закладывая имущество партнеров и соучредителей для того, чтобы реинвестировать бизнес и принять меры для его развития. Но дело не изменило свой ход, стремясь вниз».

Э. Джаманбаев признался, что после банкротства бизнеса желание разобраться в причине краха не давало ему покоя. И на сегодня своей ошибкой он называет следующий момент:

«Выходя в тот регион, мы не предполагали, что ценностные ориентации и ценности человеческие могут отличаться. Оказывается, людям совершенно не нужны скорость, точность, качество, ценность, касающаяся их здоровья. Для нас это был великий шок, но нам пришлось это принять. Менталитет и культура той географической зоны, где мы работали, принципиально и напрочь отличалось от той, которая была знакома нам. И только на такой мягкой вещи, как менталитет, мы потеряли чуть меньше одного миллиона долларов».

Когда бизнес в кабале геополитики?

В завершении всего финальная точка вечера была поставлена Генеральным директором кондитерского дома «Куликовский» Денисом Гайворонским, который рассказал о провале на сумму в 1,5 миллиона долларов впоследствии экспорта.

«Вся наша потеря началась в декабре 2014 года, когда мы во всех социальных сетях показали, что в центральных районах Москвы начали работать наши фирменные магазины. Буквально через месяц после нашего открытия происходят кризис, санкции и рубль падает в два раза. Тогда всю продукцию мы возили отсюда, из Бишкека, и сложилась такая ситуация: если вчера торт стоил 600 рублей, то сегодня с надбавкой валютной разницы его стоимость должна составлять 1000 – 1100 рублей. Такие изменения вызвали на рынке недовольства со стороны покупателей, нам пришлось установить цены как у конкурентов с надбавкой лишь 100 рублей и работать в минус. Мы несли колоссальные убытки, порядка 30 тысяч долларов ежемесячно, в итоге эта ситуация привела к закрытию магазинов.

Такая же история через год повторилась и в Казахстане. Из кризисной ситуации тогда нам удалось выйти только за счет кыргызстанского рынка, доходы от которого смогли покрыть долги за рубежом».

Объяснением же данной череде неудач Д. Гайворонский определяет одним обстоятельством, рычаги которого в руках сильных мира сего:

«Есть такой фактор, которому нельзя противоречить. И это геополитика».

Мероприятие по разбору громких бизнес-провалов в Кыргызстане было проведено впервые и в дальнейшем организаторы планируют продолжить его реализацию. По словам главного инициатора по проведению “FuckUp Night” в Бишкеке Данияра Эмилова, следующее подобная встреча намечается на грядущие летние месяцы.

Концепция “FuckUp Night” произросла из Мексики и впервые была проведена в 2012 году. Со временем она настолько понравилась публике, что теперь они проводятся в 200 городах 70 стран мира. «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает», – гласит слоган мероприятия.

Бишкекский FuckUp Night организуют Курс “Предприниматель” и Исследовательский центр CAFMI. Агентство «Кабар» на прошедшей встрече выступило информационным партнером мероприятия и проекта «На пределе».

Комментарии

Оставить комментарий