• 84.79
  • 98.58
  • 1.19
  • 0.2

Выборы 2021. Интерес к выборам со стороны гражданского общества растет с каждым годом

Интервью 0

Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Twitter, ВКонтакте и ОК

А также смотрите в YouTube

Представители общественного фонда «Общее дело» будут осуществлять наблюдение в период подготовки и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша. Подробнее о том, как будет осуществляться общественное наблюдение и о новых правилах избирательной системы, в интервью советника по выборам общественного фонда «Общее дело» Талайбека Асылбекова, которое он дал Биринчи радио.

- Нас ждет большое политическое событие - выборы депутатов Жогорку Кенеша. Представители общественного фонда «Общее дело» будут осуществлять общественное наблюдение наравне с международными наблюдателями и гражданскими активистами. Скажите, пожалуйста, в чем цель и задачи общественного наблюдения?

- Наблюдение в таком важном политическом событии, как выборы депутатов Жогорку Кенеша, является определенным защитным механизмом для проведения честных выборов. Наблюдение и отчеты независимых наблюдателей раскрывают всю полноту выборов, насколько выборы проводятся в соответствии с законодательством, соответствуют демократическим принципам и международным стандартам. Независимые наблюдатели по итогам общественного наблюдения все отображают в отчетах и дают свою оценку выборному процессу.

- Вы уже начали подготовку к выборам. Какую работу вы сейчас проделываете, как обучаете своих наблюдателей?

- Общественный фонд «Общее дело» имеет свою методологию проведения наблюдения. Наблюдатели делятся для долгосрочных и краткосрочных наблюдений. Долгосрочное наблюдение начинается с момента объявления выборов, после общественные фонды отслеживают все этапы – регистрацию кандидатов, формирование списков избирателей, предвыборную агитацию, сам момент голосования, когда подключаются краткосрочные наблюдатели.

Краткосрочные наблюдатели - это непосредственно те, кто находится на избирательных участках и отслеживают сам процесс голосования. Поствыборные период это уже подведение итогов, сам подсчет голосов и объявление результатов выборов.

У нас охватывается вся республика, в каждой области ОФ «Общее дело» имеет свои офисы с региональными координаторами и соответствующим штатом долгосрочных и краткосрочных наблюдателей. Все они проходят обучение на предмет избирательного права, избирательного законодательства и конечно же процедурных моментов. Все УИКи мы охватить не сможем, но при этом есть методология, которой мы обзорно покрываем большую часть избирательных комиссий.

- Сколько человек от вас будут присутствовать на избирательном участке от вашей организации?

- По долгосрочному наблюдению мы завершаем набор 116 долгосрочных наблюдателей, а по краткосрочным наблюдениям, окружные избирательные круга и границы были только недавно нарезаны, поэтому сейчас идет уточнение. Мы вырабатываем стратегию монторинга, будет в пределах 500-700 краткосрочных наблюдателей.

- В этот раз выборы в депутаты в Жогорку Кенеш пройдут по новым правилам. Давайте напомним какие это нововведения.

- С принятием новой редакции Конституции было сокращение число депутатов, исходя из этого другие законодательные акты приводились в соответствие с Конституцией. Были внесены изменения в конституционный закон “О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР”, согласно которым ключевым стало изменение избирательной системы. Раньше Жогорку Кенеш избирался по преференциальной системе с партийными списками, сейчас депутаты будут избираться по смешанной - 54 мандата по партийным спискам и 36 мандатов по одномандатным округам. Партийные списки будут открытыми, если раньше голосовали за партию и мандаты получали те, кто первым находился в партийном списке, то сейчас помимо определенной партии, избиратель может проголосовать за определенного кандидата в списке партии.

- Видите ли вы какие-то риски с вашей стороны?

- Мы предполагаем, что это первый опыт для избирателя по такой системе и могут возникнуть определенные трудности, вопросы, как разобраться, потому что надо будет получить 2 бюллетеня. Первый будет по одномандатным округам, второй бюллетень - по преференциальной пропорциональной системе, где в первой части надо будет проголосовать за политическую партию и во второй части будет 54 квадрата без фамилий. Эти механизмы избирателю надо понять. Процедура усложняется, и это может немного затянуть сам процесс голосования.

- А что относительно подсчета голосов?

- Процесс может быть немного усложнен. Раньше избирательные комиссии считали только голоса, отданные за политическую партию, теперь должны подсчитать голоса, отданные по одномандатным округам, потом за политические партии и кандидатов. Поэтому процедура подсчета голосов усложниться и может затянуться по временным параметрам.

- Скажите, пожалуйста, можно ли как-то смягчить эти риски для того, чтобы все прошло спокойно и гладко без очередей?

- Для этого мы призываем избирателей перед тем, как пойти на избирательный участок заранее ознакомиться со списком и кандидатом, за которого собираются проголосовать.

- Получается, большая ответственность ложиться на кандидатов и политические партии во время агитационной кампании, они должны быть более активными и давать знать своим избирателям о том, под каким номером они идут, кто входит в ту или иную политическую партию.

- У каждого кандидата есть свой электорат, и каждый кандидат должен донести до своего избирателя, под каким номером он находится в списке партии. Если избиратель проголосует за политическую партию, но не поставит галочку за кандидата, этот голос будет автоматически считаться голосом, отданным за партию, и бюллетень не будет считаться испорченным. Но если избиратель поставит 2 галочки в нижней части бюллетеня содержащего 54 квадрата, то бюллетень будет считаться испорченным.

- Мы говорим, что от выборов к выборам, нарушения становятся все более изощренными, как надо пресекать эти нарушения во время хода голосования и кому сообщать о них?

- При выявлении нарушений, наблюдатели это актируют. Есть 44 статья Трудового кодекса, где наблюдатели имеют право обжаловать нарушения и подать обращение председателю избирательной комиссии. При усмотрении подкупа, административного ресурса, угрозах - это компетенция правоохранительных органов. Наблюдатели не обладают компетенциями на проведение следственных действий.

В системе ЦИК есть довольно хороший институт - Координационная группа оперативного реагирования, в состав которой входят как и члены ЦИК, так и представители правоохранительных органов (МВД, ГП, ГКНБ). КГОР также представлен на уровне окружных избирательных комиссий во время выборов в депутаты и в территориальные избирательные комиссии во время выборов в аильные кенеши. Интерес к выборам все более усиливается, и уже гражданское общество следит за процессом с возрастающим интересом.

- Интересно услышать ваше мнение, что вы считаете сделано в нашей стране по усовершенствованию избирательной системы для того, чтобы выборы проходили чисто, прозрачно?

- Хорошим показателем стало внедрение АСУ, что было высоко оценено мировым сообществом. С внедрением АСУ вбросы стали практически исключены. Также дали результаты введение биометрических данных, что определило “Один избиратель – один голос”.

Комментарии

Оставить комментарий