• 89.02
  • 94.77
  • 0.95
  • 0.2

В Ташкенте обсудили влияние китайско-пакистанского экономического коридора для развития региона ЦА

Новости стран ЦА 0

Читайте и смотрите нас в

Ташкент, 11.09.20. /Толонбай Курбанов – Кабар/. На международной видеоконференции «Китайско-пакистанский экономический коридор и Центральная Азия: развивающиеся возможности взаимосвязанности», которая состоялась в среду, обсуждены влияние данного транзитного коридора для развития стран региона Центральной Азии. Об этом сегодня сообщили в пресс-службе институте стратегических и межрегиональных исследований при президенте РУз.

Руководители и эксперты аналитических и исследовательских центров Китая, Пакистана, Афганистана, Ирана, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана обменялись мнениями о складывающейся ситуации в регионе Центральной и Южной Азии, реализации китайской инициативы «Пояса и пути», «Китайско-пакистанского экономического коридора» и других проектов, призванных укреплять взаимосвязанность стран региона.

В частности, руководитель отдела ИСМИ при президенте РУз Садулло Расулов отметил о заинтересованности Ташкента в реализации энергетических и транспортно-логистических проектов, способных обеспечить формирование сети устойчивых стратегических коммуникаций между регионами Центральной и Южной Азии.

В этой связи С.Расулов напомнил, что Узбекистан выдвинул целый ряд инициатив, направленных на повышение взаимосвязанности в Центральной Азии. Среди них важная роль отводится строительству железной дороги «Узбекистан – Кыргызстан – Китай», которая призвана раскрыть транспортный потенциал региона и сформировать экономический коридор «Китай – Центральная Азия – Западная Азия».

Важность данной дороги заключается в том, что она – кратчайший путь из Китая в страны Европы и Ближнего Востока. По сравнению с действующими маршрутами, расстояние сократится на 900 км, а время доставки грузов на 7-8 дней.

Узбекистан также продвигает ряд проектов, которые свяжут кратчайшим путем Центральную Азию через Афганистан с Пакистаном и Ближним Востоком, предоставит возможность выхода государствам Южной Азии и Ближнего Востока на рынки СНГ и Европы.

Первый, это строительство железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» с выходом на пакистанские порты Гвадар и Карачи. Второй, прокладка железной дороги «Мазари-Шариф–Герат – Кандагар» с выходом к иранскому порту Чобахар.

Эксперт ИСМИ указал в этой связи на перспективу возможного сопряжения коридора до Пешавара с флагманским проектом «Пояса и пути» - «Китайско-пакистанским экономическим коридором». С учетом развивающейся в Гвадаре инфраструктуры, данный порт будет иметь все основания стать ключевым региональным хабом.

Он особо подчеркнул, что Узбекистан поддерживает реализацию таких энергетических проектов, как ТАПИ, CASA-1000 и ЛЭП-500 Сурхон – Пули-Хумри, не ограничиваясь прокладкой транспортных коридоров.

По его оценкам, транспортные коммуникации и единая энергетическая инфраструктура решают не просто проблемы взаимосвязанности, они создают новые рабочие места, стимулируют торговлю, мотивируют развитие, формируют тем самым необходимую социально-экономическую базу процесса политического урегулирования кризиса в Афганистане.

Кроме того, программы экономического развития региона будут служить ключевым фактором формирования консенсуса между региональными странами о необходимости скорейшего достижения долгосрочного и устойчивого мира в этой многострадальной стране.

Данную точку зрения поддержали и другие участники онлайн-дискуссии. Постоянный представитель Организации Исламского Сотрудничества в Афганистане Хуссайн Ботсани отметил, что на сегодня афганский кризис является одним из главных барьеров, препятствующих укреплению взаимосвязанности в Центральной и Южной Азии. При этом он высоко оценил усилия Узбекистана, направленные на вовлечение Афганистана в торгово-экономические связи в Центральной Азии посредством реализации транспортных и энергетических проектов.

По его информации, правительство Афганистана активизировало переговоры с КНР и ИРП по развитию сотрудничества в рамках «Китайско-пакистанского экономического коридора». Кабул также выражает заинтересованность в налаживании сотрудничества со странами Центральной Азии как в рамках «Пояса и пути», так и в двустороннем формате.

Х.Ботсани считает, что более активное вовлечение Афганистана в региональные процессы в Центральной и Южной Азии будет способствовать сохранению долгосрочной стабильности в этой стране.

В свою очередь директор Центра Южно-азиатских исследований Фуданского университета КНР Лин Минвинг отметил, что Китай достиг значительных результатов в своем развитии и готов оказать всестороннее содействие соседним странам. Одной из ключевых целей инициативы «Пояса и пути» является укрепление взаимосвязанности в регионах вокруг КНР. Это, по мнению китайского эксперта, позволит обеспечить безопасность и стабильное развитие не только Китая, но всех близлежащих регионов.

По оценке председателя Лахорского Центра исследований мира Шамшад Ахмед Хана, «Китайско-пакистанский экономический коридор» представляет уникальную возможность для совместного развития и экономического процветания. По его информации, до настоящего времени КНР и ИРП завершили реализацию более 30 проектов в рамках строительства этого коридора. В настоящее время ведётся работа по созданию 2 индустриальных парков и завершению других масштабных инфраструктурных проектов.

«Китайско-пакистанский экономический коридор» является наиболее успешным среди 60 крупных проектов, реализуемых Китаем во всем мире в рамках инициативы «Пояса и пути». Исламабад и Пекин рассматривают этот коридор в качестве важного проекта, направленного на укрепление взаимосвязанности в Южной и Центральной Азии.

Посол Кыргызстана в Пакистане Эрик Бейшембиев подчеркнул наличие кратчайшего автомобильного пути из Центральной Азии через пограничные пункты Иркештам и Торугарт в Китай и далее в Пакистан. Он сообщил, об эффективности участия Бишкека в «Четырехстороннем соглашении между Пакистаном–Китаем–Кыргызстаном–Казахстаном по транзитному транспорту».

Однако, как считает дипломат, планируемый проект железной дороги «Китай–Кыргызстан–Узбекистан» откроет качественно новые возможности для стыковки транспортных путей Пакистана и Китая с Центральной Азией через территорию Кыргызстана.

В то же время директор института Ближнего Востока и стратегических исследований Исламской Республики Иран Кайхан Барзигар заявил о заинтересованности Тегерана в развитии сотрудничества со странами Центральной и Южной Азии в рамках реализации проектов инициативы «Пояса и пути».

По мнению эксперта, Китай должен более активно вовлекать Тегеран в это сотрудничество и использовать географическое расположение Ирана в формировании трансрегиональных коридоров.

В целом видеоконференция стала продолжением серии мероприятий, направленных на изучение вопросов взаимосвязанности в Центральной и Южной Азии. Вебинар продемонстрировал наличие заинтересованности стран Центральной и Южной Азии, а также Китая к дальнейшему углублению взаимосвязанности, говорится в сообщении.

Комментарии

Оставить комментарий