• 84.8
  • 101.57
  • 1.12
  • 0.2

В КР предлагают внести изменения в Налоговый кодекс, чтобы снизить «крышевание» налоговиками предпринимателей

Экономика 0

Бишкек, 26.09.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство экономики выносит на общественное обсуждение законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс КР.

Как сообщается в справке обоснования, данным проектом предлагается внести изменения в статьи 4,50,100,108,353,358 и 369 Налогового Кодекса КР, а также дополнить статьей 114-1, в целях:

1) введения в законодательном порядке новых категорий налогоплательщиков для снижения коррупционных возможностей должностных лиц налоговой службы при взаимодействии с «самозанятым» населением и исключения риска коррупционного применения в отношении них мер воздействия.

Необходимость ранжирования индивидуальной деятельности по видам на трудовую и предпринимательскую продиктована сложившимися социально-экономическими предпосылками.

Индивидуально осуществляющие труд как нянечки, швеи, лекторы, эксперты и многие другие предлагают свои услуги и работу за вознаграждение в качестве оплаты их труда, а не в целях получения выгоды или прибыли.

Соответственно, привлечение таких граждан к налогообложению должно отличаться от существующих видов налогообложения.

Для чего, в целях налогообложения, указанным проектом предлагается:

- ввести понятие «индивидуальная трудовая деятельность» и «индивидуальная предпринимательская деятельность»;
- предусмотреть различие в налогообложении, поскольку доходы получаемые налогоплательщиком, осуществляющим предпринимательскую деятельность, не соизмеримы с вознаграждениями, получаемыми гражданами, за свой труд.

Таким образом, принятие предлагаемых норм, обеспечит соблюдение принципа справедливости налогообложения, регламентированного в Налоговом кодексе КР, и соответственно искоренит возможность коррупционного риска по применению мер в отношении «самозанятого» населения;

2) введения регламентирующих норм и процедур в отношении объектов имущества и других предметов, связанных с экономической деятельностью субъекта предпринимательства, занимающегося незаконной деятельностью или допускающего иные нарушения законодательства, в целях снижения коррупционных возможностей по «крышеванию» незарегистрированных предпринимателей.

Отсутствие более эффективных рычагов воздействия на лиц, незаконно занимающихся экономической деятельностью, приводит к увеличению числа «теневиков», что соответственно способствует увеличению «теневого сектора» и подрыву бюджета страны.

При ныне существующем порядке, должностные лица налоговой службы, в случае установления фактов осуществления экономической деятельности без разрешительных документов (отсутствие лицензии, налоговой регистрации, и т.д.), имеют право только вручить уведомление о необходимости прохождения налоговой регистрации и привлечь к административной ответственности. При этом, в рамках Кодекса об административной ответственности Кыргызской Республики, сумма административного штрафа для физических лиц составляет максимум 2000 сомов. Зачастую на практике, данные требования сотрудников налоговой службы игнорируются. К тому же, этим самым создаются коррупциогенные факторы для проявления коррупционных правонарушений в виде «крышевания» со стороны налоговых сотрудников.

В этой связи, предлагается предоставить должностным лицам налоговой службы право на опечатывание объектов имущества или других предметов, связанных с экономической деятельностью субъекта предпринимательства, в случае выявления факта деятельности без регистрации и/или иных нарушений действующего законодательства;

3) четкого определения и разграничения целей рейдового налогового контроля, позволяющих исключить коррупционное воздействие на субъекты предпринимательства при его осуществлении.

Непрозрачная процедура проведения рейдового налогового контроля, отсутствие четкого регламентированного перечня вопросов, подлежащих рейдовой проверке, способствуют превышению должностных полномочий со стороны сотрудников налоговых органов и проявлению корыстных целей при осуществлении ими контрольных функций. При рейдовом налоговом контроле к субъектам предпринимательства предъявляются требования по предоставлению документов, как при выездной налоговой проверке.

В целях искоренения вышеотмеченного, вносимым проектом предлагается

четко регламентировать цели рейдового налогового контроля;

4) упрощения администрирования единого налога, способствующего сокращению коррупционных возможностей по использованию неопределенных административных требований к предпринимателям.

Сложное изложение части 2 статьи 358 Налогового кодекса КР, создает излишние бюрократические препоны для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.

В связи с чем, проектом вносятся изменения, регламентирующие отмену ежегодного подтверждения о применении упрощенной системы налогообложения и отнесение таковых налогоплательщиков к субъектам малого предпринимательства;

5) наибольшая вероятность коррупционного риска возникает при непосредственном контакте налогоплательщика и налогового инспектора. Однако, полное исключение контакта невозможно в ходе проверок, в том числе выездных.

В целях искоренения коррупционных возможностей при проведении выездных проверок, на 2 этапе демонтажа предусмотрены разработка и утверждение Положения о порядке проведения выездных проверок.

Для чего, изначально проектом вносится в Налоговый кодекс КР ссылочная норма о полномочиях правительства КР по установлению порядка проведения выездных проверок;

6) обеспечения участия бизнес-ассоциаций в расчете первоначальной стоимости налогового контракта, что снижает коррупционные возможности при расчете первоначальной цены налогового контракта.

В целях обеспечения прозрачности процедуры расчета первоначальной цены налогового контракта, предлагаемым проектом вносятся изменения в Налоговый кодекс КР, предусматривающие участие представителей бизнеса в данном процессе. При этом, предполагается, что это будет препятствовать возможному сговору между субъектами предпринимательства и налоговыми инспекторами, а также объективному установлению сумм налоговых контрактов.

В целом проект направлен на упрощение налогообложения, устранения коррупциогенных факторов, порождающих и сопровождающих коррупционные риски в деятельности налоговых органов, а также соответственно на улучшение бизнес-среды.

Комментарии

Оставить комментарий