• 84.8
  • 99.12
  • 1.17
  • 0.2

В КР предлагают расширить применение меры пресечения в виде залога

Парламент 0

Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Twitter, ВКонтакте и ОК

А также смотрите в YouTube

Бишкек, 04.09.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. На общественное обсуждение с 4 сентября выносится законопроекты «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс КР».

Инициатор депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев.

Как сообщается в справке обоснования, настоящий законопроект подготовлен в целях гуманизации уголовного судопроизводства, сокращения применения строгих мер и замены их экономическими рычагами воздействия.

Согласно норм международного права, права и законные интересы человека являются высшей ценностью в правовом государстве. Наиболее же ощутимо права и свободы человека и гражданина затрагиваются в такой сфере государственной деятельности, как уголовное судопроизводство, в частности при избрании меры пресечения.

Согласно действующей редакции Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики (далее по тексту – «УПК КР»), существуют следующие виды мер пресечения: подписка о невыезде, личное поручительство, передача под наблюдение командования воинской части, передача несовершеннолетнего под присмотр родителей или лиц и организаций, их заменяющих, залог, домашний арест и заключение под стражу.

Несмотря на то, что залог как мера пресечения известна давно, она практически не распространена в правоприменительной практике. В основном избирается две меры пресечения: подписка о невыезде и заключение под стражу, о чем свидетельствует информация, которая была запрошена у Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики. Согласно предоставленным данным, заключение под стражу в качестве меры пресечения была применено в отношении 5072 лиц в 2016 году и в отношении 4773 лиц в 2017 году, в то время как залог в качестве меры пресечения в этот же период не был применен ни разу.

Применение в большинстве случаев строгих мер пресечения не соответствует позиции международного сообщества, признающего исключительный характер заключения под стражу. Между тем, залог, будучи достаточно строгой, является, в то же время, наиболее щадящей мерой пресечения, из числа применяемых к лицам. В связи с чем, необходимо расширить применение меры пресечения в виде залога в качестве альтернативы заключению под стражу.

На сегодняшний день залог является альтернативой меры пресечения в виде заключения под стражу при совершении экономических преступлений. Так, часть 1 статьи 110 УПК КР от 30 июня 1999 года № 62 прямо указывает, что «заключение под стражу в качестве меры пресечения не применяется в отношении обвиняемого в совершении преступления в сфере экономики вне зависимости от вида и срока предусмотренного уголовным законом наказания при условии, что такой обвиняемый, иное лицо уплатили на специальный счет сумму залога, установленную абзацем вторым части четвертой статьи 109 настоящего Кодекса».

Необходимо учитывать изменения экономических отношений в обществе. В связи с тем, что физические лица, занимающиеся бизнесом, предпринимательской деятельностью, накапливают в своих руках денежные ресурсы, назрела необходимость пересмотреть применение такой меры пресечения как залог в направлении расширения его внедрения. По этой причине, такую меру пресечения, как залог, следует наиболее активно внедрять при избрании меры пресечения по делам, связанным с экономическими и должностными преступлениями, и преступлениями в сфере предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что основными причинами того, что такая мера пресечения как залог не носит массового характера, являются незначительные суммы залога и возможность закладывать исключительно денежные средства.

Отмечается, что более широкое применение залога в определённой степени могло бы пополнить государственный бюджет КР. К тому же подозреваемые и обвиняемые были бы заинтересованы не скрываться от следствия и суда, так как залог, не ущемляя непосредственно права и свободы человека, действует опосредованно, через имущественные интересы подозреваемых и обвиняемых. Эта мера позволила бы отчасти разгрузить переполненные следственные изоляторы, содержание в которых многие эксперты ООН приравнивают к пыткам.

Также необходимо отметить, что внесение поправок в УПК КР обеспечит положительный экономический эффект, так как позволит сократить расходы государства на содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей. Согласно полученной информации от Государственной службы исполнения наказаний при ПКР, средняя сумма, выделяемая из республиканского бюджета, для содержания лица, заключенного под стражу, в следственном изоляторе составляет 270 сомов в день. Среднее количество дней, которые лица проводят в следственном изоляторе ГСИН при процессе рассмотрения уголовных дел, составляет от двух до четырех месяцев.

Таким образом, на содержание лиц, заключенных под стражу, в следственных изоляторах из республиканского бюджета в 2016 году было выделено 200 млн 679тыс. 900 сомов, а в 2017 году 199 млн 244 тыс. 542 сома. С учётом предложенных мер совершенствования законодательства институт залога должен получить в КР более широкое распространение и приблизиться к международным стандартам.

Комментарии

Оставить комментарий