В КР предлагают начать строительство железной дороги Балыкчы – Кочкор – Кара-Кече

Общество 1

Бишкек, 19.08.20./Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство транспорта и дорог КР выносит на общественное обсуждение проект постановления правительства о строительстве железной дороги «Балыкчы-Кочкор-Кара-Кече».

Как сообщается в справке обоснования, ГП «НК «Кыргыз темир жолу» выступает с инициативой о начале в 2020 году строительства железной дороги по маршруту Балыкчы - Кочкор – Кара-Кече за счет мобилизации внутренних ресурсов и средств Кыргызской железной дороги.

В рамках проекта планируется строительство железной дороги, протяженностью 186 км: Балыкчы – Кочкор, протяженностью 63 км и Кочкор – Кара-Кече, протяженностью 123 км.

Отмечается, что данный проект имеет важное социально-экономическое значение, в первую очередь, за счет создания наименее затратного пути транспортировки угля при разработке буроугольного месторождения Кара-Кече для обеспечения населения и ТЭЦ города Бишкек углем в осенне-зимний период.

На сегодняшний день уголь с месторождения Кара-Кече перевозится автотранспортом до ст. Балыкчы с дальнейшей транспортировкой по железной дороге до г. Бишкек и других населенных пунктов на севере республики.

Перевозка угля автотранспортом приводит к значительному удорожанию угля и преждевременному разрушению дорожного покрытия и, в долгосрочной перспективе, обходится дороже, чем перевозка по железной дороге.

Кроме того, угольная пыль, разносимая постоянными ветрами района г. Балыкчы, где производится загрузка привозимого с месторождения угля, наносит соответствующий вред экосистеме озера и приозерным территориям.

Немаловажно отметить естественную убыль массы угля на каждую перевалку и на каждую перегрузку.

В связи с этим строительство железной дороги от ст. Балыкчы до угольного месторождения принесет как экономические выгоды, так и обеспечит экологическую безопасность региона.

Следует отметить, что согласно предТЭО, разработанному в 2019 году АО «Институт экономики и развития транспорта» (дочернее предприятие ОАО «РЖД»), стоимость строительства на участке «Балыкчы – Кочкор» составила 5,3 млн. долл. США за 1 км по российским стандартам, а также 4,3 млн долларов США за 1 км в ценах реализации аналогичного проекта в Афганистане (проект Мазари-Шариф – Герат).

Компания ТОО «Транспроект-К» (Казахстан) – являющаяся разработчиком первоначального рабочего проекта в 1992 году и ответственная за его обновление в 2001 году, в 2015 году представило обновленные данные по объему работ и стоимости проекта. Согласно данным казахстанской компании стоимость строительства составила 5,2 млн долларов США за 1 км.

Также примером может служить опыт Монголии по строительству железнодорожной линии Зуунбайан – Таван-Толгой, протяженностью 414 км.

Согласно информации, полученной по итогам визита делегации Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики в Монголию 26-27 декабря 2019 года, основной целью проекта является присоединение одного из крупнейших в мире месторождений угля Таван-Толгой к существующим линиям Трансмонгольской железной дороги для дальнейшего экспорта угля в Китай и другие страны. В связи с привлечением собственных сил и средств достигается экономия расходов на строительство. Так, стоимость 1 км пути составляет около 1,3 млн долларов США за 1 км по сравнению с оценкой в 3-3,5 млн долларов США за 1 км, которую предоставили иностранные инвесторы и подрядчики.

В связи с этим ГП «НК «Кыргыз темир жолу» предлагает начать реализацию проекта строительства железной дороги «Балыкчы – Кочкор – Кара-Кече» за счет мобилизации внутренних и внешних источников финансирования, в том числе средств Кыргызской железной дороги.

В этих целях предлагается использовать чистую прибыль предприятия с освобождением от обязательств по уплате 50% прибыли в государственный бюджет, установленных постановлением Правительства Кыргызской Республики от 11 сентября 2019 года № 468 «Об упорядочении деятельности государственных предприятий».

Следует отметить, что ГП «НК «Кыргыз темир жолу» в период с 2010 года по 2019 год перечислило в государственный бюджет 2,4 млрд сомов в качестве отчислений от чистой прибыли.

При этом в течение последних 5 лет ежегодно средний размер чистой прибыли предприятия составляет 662 млн сомов или 9.5 млн долларов США.

Данные средства могут быть полностью направлены на проведение строительных работ по проекту либо погашение задолженности в случае привлечения дополнительных (заемных) средств на реализацию проекта.

Кроме того, проект строительства железнодорожной магистрали Балыкчы-Кочкор-Кара-Кече включен в Стратегический план развития Государственного предприятия «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики на 2020 год и среднесрочный период, утвержденный приказом Министра транспорта и дорог Кыргызской Республики от 29 апреля 2020 года.

Также отмечаем, что данный вопрос был обсужден и одобрен со стороны Президента Кыргызской Республики С.Ш.Жээнбекова, на проведенной встрече 17 июня 2020 года с участием министра транспорта и дорог Кыргызской Республики, министра иностранных дел Кыргызской республики и генерального директора Государственного предприятия Национальная компания «Кыргыз темир жолу».

Комментарии

  • Рустам

    Рустам 1 month ago

    Хороший проект, поддерживаю. Перспективный. Дорога может стать начальной артерией для логистических центров.

Оставить комментарий