Трезвый взгляд на инициативу лишения русского языка официального статуса в КР и систему штрафов для госслужащих

Аналитика 0

Наряду с остальными странами бывшего Советского Союза Кыргызстан продолжает свой путь независимости и развития. В экономическом и политическом плане республика нашла привлекательными те модели развития, которые отличались от ее соседей по региону, что по сей день выделяет ее и дает возможность называться островком демократии в Центральной Азии. А будучи многонациональным государством, в стране используется русский язык, которому был дан официальный статус и закреплен в Конституции страны для международного общения, а кыргызский язык носит государственный статус. В настоящее время все делопроизводство ведется на двух языках – русском и кыргызском, где приоритет отдается государственному языку. Большая часть населения уже не испытывает трудностей при общении и переписке на государственном языке, а русский язык остается языком общения и взаимодействия у населения и при общении с гостями из заграницы – русский официально закреплен в ООН и является одним из шести официальных международных языков.

Тем не менее, в обществе появляются инициативы, направленные на лишение русского языка официального статуса, а также призывы к наказанию госслужащих за незнание государственного языка. Причина таких идей, как было озвучено инициаторами – незнание государственного языка. Однако экспертное сообщество не видит в этом никакой проблемы и, наоборот, они говорят о том, что уровень распространения государственного языка в стране значителен. Обозреватели также указывают на популизм подобных лозунгов, как и на желание отдельных политиков заработать политические очки перед потенциальными избирателями в преддверии парламентских выборов, запланированных на 2020 год.

О нерациональности лишения русского языка в стране уже высказались видные деятели культуры и политики, по словам которых каждый кыргыз должен знать как минимум три языка, а иначе не выжить в условиях быстро меняющегося мира и требований времени.

По мнению политолога Шерадила Бактыгулова подобные инициативы несут больше вреда государству, нежели выгоды. Он привел в пример тот факт, что Фонд Эберта в 2016-2017 гг. проводивший исследования в 4 странах Центральной Азии выявил, что у молодежи Кыргызстана в возрасте от 14 до 29 лет очень хороший показатель владения государственным языком.

«Порядка 90% респондентов сказали, что они знают кыргызский язык, разговаривают на нем, пользуются им. Еще 3% сказали, что пользуются кыргызским, русским и английским языками. Это при том, что 70% были этнические кыргызы. То есть проблема среди молодежи решается. Проблема знания кыргызского языка касается старшего поколения граждан страны, и то среди людей из городского населения Чуйской области. Поэтому когда возникают такие инициативы надо смотреть на то, какой вопрос мы пытаемся решить, и что будет дальше в случае полной отмены русского языка», - говорит он.

Он также добавил, что все делопроизводство хоть и ведется на двух языках, но приоритет отдается государственному языку, и в течение 5-7 лет все жители страны будут поголовно говорить на государственном языке. По этой причине Бактыгулов задается вопросом – зачем менять статус русского языка? Как и то, насколько процентов исполнение данной инициативы повысит ВВП страны?

«Все понимают, что из-за мигрантов русский язык нужен, что признают сами авторы данной инициативы. Единственная претензия поднимающих вопрос в том, почему мы должны вести делопроизводство на двух языках – кыргызском и русском языке? Но опять же, если не ведется делопроизводство на двух языках, то будет теряться навыки знания использования русского языка», - отметил политолог.

Со своей стороны профессор, политолог Алмазбек Акматалиев считает, что идея лишения русского языка официального статуса в Кыргызстане – не реальна и нецелесообразна.

«Во-первых, изъятие из Конституции русского языка в качестве официального языка станет тяжелой процедурой. И я уверен, что абсолютное большинство населения не поддержит такой инициативы, этому есть исторические экономические и другие причины и обстоятельства», - делится профессор.

Говоря об инициативе штрафования госслужащих за незнание государственного языка, политолог счел данное предложение неуместным. По его словам, знание кыргызского языка должно стать одним из элементов при подборе, постановке и продвижении государственных и муниципальных служащих.

Как отметил Акматалиев, в данное время созданы практически все условия для того, чтобы люди, которые хотят работать на государственной и муниципальной служб, смогли изучить кыргызский язык и получить соответствующий сертификат.

«Я считаю, что никаких разумных ограничений в этом вопросе нет. Созданы абсолютно все условия и говорить, что нет методики, курсов, нет возможности – это все от лукавого», - подчеркивает профессор.

Поэтому, говорит он, все кто реально хочет идти на государственную и муниципальную службу, они просто должны знать кыргызский язык в том объеме, который требует наше законодательство. «Отношение в этом вопросе должно быть абсолютно одинаковым ко всем претендентам, на таком же уровне, что и знания компьютерной грамотности и т.д. Вот на этом уровне должен и рассматриваться данный вопрос», - указывает профессор.


Как напомнил политолог, прошло уже почти 30 лет с момента принятия закона о государственном языке, и были созданы абсолютно нормальные условия для изучения языка и его продвижения в стране.


«Кто не хочет идти на государственную и муниципальную службу, тем этого и не надо. Им не обязательно знать государственный язык. Просто если мы будем предъявлять одинаковые требования ко всем поступающим на госслужбу людям, то и отношение будет другим. Если ты не владеешь государственным языком на уровне, требуемом законом, независимо от национальности, то ты не имеешь права работать на госслужбе. Это нормально», - делится политолог.

Акматалиев подчеркнул, что он против штрафования госслужащих за незнание госязыка.

Причина по его словам в том, что те люди, которые принимаются на работу, обязаны знать кыргызский язык, а те, кто работают в настоящее время на госслужбе, то им необходимо дать время и возможность для изучения госязыка, потом сдать тест и получить сертификат, подтверждающий знание кыргызского, в требуемом объеме.

«Надо наоборот поощрять тех, кто владеет государственным языком, вот тогда это будет нормальная система», - отмечает он. Профессор еще раз подчеркнул, что для вновь приходящих на работу в группу государственных и муниципальных служащих, тех, кто в первый раз устраивается на работу, требования должны быть однозначными.

Депутат ЖК КР Дастан Бекешев тоже публично озвучил свою позицию по вопросу идеи штрафования госслужащих за незнание государственного языка.

«Очередное сумасбродное, но возможно популярное среди определённой части населения, предложение», - написал на своей странице в соцсети Бекешев.

Такие инициативы, пишет депутат, уже были в пятом созыве и, слава богу, они не прошли. «Людям надо дать стимулы, дать контент, нужно, чтоб они полюбили язык. Штрафы вызовут ненависть, дискриминацию, превосходство одних над другими, отток кадров. Вместо штрафов надо предлагать доплаты тем, кто знает 2, а лучше 3 и более языка, разработать и внедрять бесплатные языковые курсы, рекомендовать литературу для прочтения, давать выучивать песни или стихи», - отмечает в своем посту депутат.

Отталкиваясь от вышесказанного можно сделать вывод, что охват государственным языком в стране растет, как и знание среди молодежи. Остается только надеется, что последующие инициативы у отдельных политиков будут подкреплены аргументами в пользу их идей и не будут направлены на привлечение к себе внимания.

ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий