• 89.51
  • 97.09
  • 0.97
  • 0.2

"Silk Road Today": Кыргызстан на древнем Шелковом пути

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Silk Road Today. В исторической судьбе кыргызов, также как и других народов Центральной Азии, большую роль сыграл Великий Шелковый путь, появившийся в III веке до нашей эры и просуществовавший до ХVI века.

Он получил свое название из-за шелка, который являлся главным товаром китайских купцов: западные страны не знали способа его изготовления, и потому он ценился там на вес золота. Общая протяженность этой самой длинной торговой дороги составляла около 7 тыс. километров, и купцам требовалось три года, чтобы преодолеть ее на лошадях и верблюдах. По трассе Великого Шелкового пути из стран Востока в Центральную Азию доставляли огромный поток различных товаров. Здесь можно было купить шелка и другие ткани, железные изделия, посуду, золотые, серебряные и другие ювелирные украшения. Из Центральной Азии в другие страны перегонялись ферганские скакуны, вывозились особо ценные товары: шкуры диких животных, виноградные вина, гранаты, орехи. Продавались также рабы, которыми становились пленные, захваченные кочевниками во время нападения на другиеплемена.

В древности территория и народы нынешнего Кыргызстана находились у истоков и в центре формирования величайшего экономического и культурного феномена мировой истории Великого Шелкового пути. Занимая выгодное географическое положение на торговых путях и впитывая в себя культурные достижения Востока и Запада, Кыргызстан стал мостом, который соединял Восток и Запад. По нынешней территории Кыргызстана проходили три ветки древнего караванного пути - памиро-алайская, южная и северная, пролегавшие через высокогорные перевалы Тянь-Шаня и Памира.

Первый путь проходил из Термеза через Самарканд, вдоль притока Кызыл-Суу к Алаю и выходил на Кашгар через нынешний перевал Иркештам. Ферганская ветка шла через Ходжент к городу Ош. Ош был главным промежуточным торговым пунктом, откуда караваны шли дальше на Кашгар и Урумчи через перевал Торугарт. Третья ветка пролегала от Замин Рабата до Ташкента, Испеджаба, Тараза, Нузкета (Кара-Балта) и Баласагына (Бурана). Отсюда караваны шли через Боомский каньон на Иссык-Куль, и далее в Китай через Сан-Ташский перевал в Иссык-Кульской котловине.

На пути караванов стали возникать и расцветать богатые города, торгово-ремесленные поселения, караван-сараи - Джуль, Суяб, Новокент, Баласагын, Барскоон, Таш-Рабат, Ош, Узген. Таким образом, средневековый Кыргызстан стал одним из культурных центров древних тюркских народов.

Около 15 веков связывали эти дороги Восток и Запад. Характерно, что направления Великого Шелкового пути в течение тысячелетий постоянно изменялись, но маршруты следования караванных путей, пролегающих через земли кыргызов, всегда оставались неизменными, т.е. Кыргызстан являлся своеобразным «хра-
нителем горных ворот» этой древней караванной дороги.

До сих пор территория Кыргызстана хранит эти воспоминания в виде памятников, расположенных на Великом Шелковом Пути: Кумбез Манаса, караван-сарай «Таш-Рабат» (IX в.), Башня Бурана, Гора Сулеймана (Сулейман-Тоо), Узгенский архитектурный комплекс, мавзолей «Шах-Фазиль».

Великий Шелковый путь дал толчок не только развитию торговли, но и способствовал на протяжении столетий активному обмену духовными ценностями кыргызского народа с народами других стран. Веками шумели разноязычные восточные базары, сотни лет по пыльным караванным дорогам везли для продажи европейцам драгоценные шелка и каменья, пряности и красители, золото и серебро, экзотичных южных птиц и зверей.

Стоит также отметить, что наиболее протяженный и магистральный участок шелкового пути проходил через территории Центральной Азии, в том числе и Кыргызстана.

Наряду с традиционным кочевым скотоводством, в то древнее время начал развиваться новый тип хозяйствования — оседлое земледелие. Рост числа городов сопровождался появлением таких социальных групп в обществе, как ремесленники и купцы (торговцы). Города, селения и караван-сараи располагались вдоль дорог у подножия гор или у входа в ущелье на Шелковом пути.

В настоящее время появилась необходимость восстановить многое из древнего Великого шелкового пути, а охвативший всю планету процесс глобализации сделал проект Новый Шелковый путь самой привлекательной площадкой для реализации интеграционных мегапроектов.

"Шелковый путь сегодня", 02.03.2017№4
Эрмек Абдрисаев, ИА «Кабар», Бишкек
Фото Влада Ушакова

Комментарии

Оставить комментарий