Президентская или парламентская республика? – депутат предлагает провести 4 октября референдум

Парламент 0

Бишкек, 01.04.20. /Индира Камчыбекова-Кабар/. На общественное обсуждение с 1 апреля 2020 года выносится законопроект «О назначении референдума по определению государственного устройства КР (всенародного голосования)».

Инициатор - депутат Жогорку Кенеша К.Зулушев.

Согласно справке обоснования, Кыргызстан, став независимым и самостоятельным, при проведении референдума предлагал ряд готовых вариантов государственного устройства.

Законопроект разработан в целях создания условий для определения народом государственного устройства.

Каждое государство при проведении согласованной и качественной работы требует от государственной власти четкой организации. Форма государства должна отвечать на ряд вопросов, на основании каких принципов и каким было территориальное устройство государственной власти, как формировались высшие органы власти, их взаимодействие и какие методы используют при связях с гражданами. Если форма государства не будет соответствовать своему содержанию, то негативно отразится на дальнейшем развитии государства.

Поэтому мы, всенародно избранные депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, на референдуме (всенародном голосовании) должны спросить у народа Кыргызстана, являющегося носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Кыргызской Республике: “Какую форму государственного управления Кыргызской Республики Вы поддерживаете?”

Имеются 2 основные формы управления республикой - Президентская республика или Парламентская республика – свой выбор граждане должны определить прямо на референдуме.

Как известно, перечисленные формы государственного управления имеют ряд положительных и отрицательных сторон.

Парламентская республика - разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. При такой форме управления Правительство формируется из депутатов партий, получивших большинство голосов в парламенте. Основные недостатки – быстрая сменяемость Правительства, политическая нестабильность, ухудшение дисциплины парламентских фракций, в свою очередь приводит к нарушениям принципов партийной ответственности.

Президентская республика – государство, в котором президент имеет огромные полномочия. Президент избирается народом на основе прямых выборов. Он регулирует отношения между государственными ветвями власти, формирует Правительство и сам руководит им, вносит проекты законов в законодательный орган, является Главнокомандующим Вооруженных Сил, от имени государства выходит на международную арену.

Особенностью Президентской республики является стабильность и эффективность, поскольку, президент, обладая большими полномочиями, определяет государственную политику. Основной недостаток – концентрация власти в руках одного человека, не правильное ее использование, во многих случаях, злоупотребление властью, приводит к превращению в суперпрезидентскую республику.

В соответствие с информацией опубликованной на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики 6 декабря 2019 года очередные выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики возможно будут назначены на 4 октября 2020 года.

В этой связи, руководствуясь частями 1, 2 и 4 статьи 12 Закона Кыргызской Республики “О референдуме Кыргызской Республики”, предлагается проектом закона назначить референдум (всенародное голосование) на 4 октября 2020 года. Поскольку, практиковалось уже проведение двух выборов в один день (в 2016 году в один день были проведены выборы в 405 местные кенеши вместе с референдумом), по основным мероприятиям по организации подготовки и проведению выборов и их финансовому обеспечению будет экономия средств (принятие проекта закона потребует дополнительные средства из республиканского бюджета лишь для изготовления избирательных бюллетеней).

Вместе с тем, проведение вместе с очередными выборами депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики референдума создаст предпосылки политическим партиям, участвующим в парламентских выборах, подробнее выразить свое мнение при выборе той или иной формы государственного управления и, самое основное, обеспечит наблюдение при проведении референдума на высоком уровне.

Комментарии

Оставить комментарий