В начале мая этого года стало известно, что в Кыргызстане Государственная комиссия по делам религий КР совместно с представителями Духовного управления мусульман (ДУМК) и других религий разработали положение о религиозном образовании. Положение разработано в целях реализации концепции государственной политики, которая была инициирована в 2014 году. На данном этапе положение находится на общественном слушании в правительстве.
Основной задачей положения является исполнение норм, прописанных в концепции государственной политики в религиозной сфере. Точнее положение содержит в себе нормативно правовые механизмы, которые должны упорядочить и узаконить те или иные вопросы религиозного образования, которые до этого времени были нерешенными. Вкратце в положении действительно приведены нормы, которые эффективно могут контролировать процесс религиозного образования в стране. В свою очередь, сами религиозные учреждения получают хоть какую-то правовую документацию, согласно которой могут проводить процессы обучения. По мнению экспертов в сфере образования, актуальность положения о религиозном образовании назрела давно ввиду того, что в последние годы в Кыргызстане наблюдается рост религиозных образовательных учреждений, большинством из которых являются медресе.
Как рассказал агентству «Кабар» глава религиозных учебных заведений ДУМК Акимжан ажы Эргешов, разработанное положение может стать первым документом, обеспечивающим хоть какую-то правовую основу религиозного образования в стране.
«С первых дней независимости вопросам религиозного образования в стране внимание не уделялось. Лишь с момента принятия концепции государственной политики в религиозной сфере в обществе всерьез начали обращать внимание на проблемы религиозного обучения. Теперь благодаря государственной комиссии по делам религий и экспертам на основе концепции государственной политики разработано положение. В свою очередь положение как правовой документ охватывает все стороны религиозного образования. К примеру, там указано, что для открытия медресе можно брать в аренду здания. До этого мы этого не могли. Таких примеров в положении немало и это радует», - сказал он.
Таким образом, в положении указано, что правом обучаться в средних школах религиозных образовательных учреждений могут лица, окончившие 9 классов средней школы. В высшие религиозные образовательные учреждения могут поступить лица, окончившие 11 классов обучения. Между тем, несовершеннолетние дети могут получать религиозное образование только по согласию родителей или же опекунов. В свою очередь образовательные учреждения должны предоставить списки учеников в орган по делам религий. Образовательные процессы и программы обучения должны пройти экспертизы уполномоченного органа и не должны противоречить или же выходить за рамки законодательства страны. Также религиозные образовательные учреждения могут предоставлять краткосрочное обучение до одного года. Если же лицо несовершеннолетнее, то в качестве дополнительных курсов можно проводить по определенным дням занятия или же краткосрочные лагеря. Опять же только с согласия родителей или опекуна и под контролем органа по делам религий. Ответственность за процессы обучения и учеников несут образовательные учреждения и орган по делам религий.
Кроме этого, в положении предусмотрено получение религиозного образования за рубежом. Получить зарубежное религиозное образование может любой желающий, окончивший 11 классов обучения. При этом лицо обязано оповестить об этом орган по делам религий, предоставить информацию об учебном заведении и по прибытию на место зарегистрироваться в диппредставительстве Кыргызстана.
В вопросе религиозного образования также важным составляющим является техническое и учебно-методическое оснащение образовательных учреждений и сама программа обучения. В частности идет упор на то, что программы обучения должны быть комбинированными, то есть в программе должны присутствовать религиозные и светские предметы. Положение все эти моменты охватывает, соответственно, следует полагать, что все религиозные образовательные учреждения будут выстроены и укомплектованы по единой системе обучения.
Важный момент, который не указан и не охвачен положением, – это официальное лицензирование медресе на право выдачи аттестатов, что говорит о том, что лица, окончившие медресе, по-прежнему не смогут поступить в высшие учебные заведения. Как выход, лица, учащиеся в медресе, обучаются и в светских школах на вечерних занятиях с целью получения аттестата государственного образца. По этому поводу экс-министр образования Каныбек Осмоналиев предлагал, чтобы в стране открыли общеобразовательный исламский лицей на базе Министерства образования. Тогда, по его мнению, и ученики могли бы получать аттестат, и преподаватели имели бы государственный статус.
Между тем, в начале этого месяца известный Булан институт, который занимается исследованиями в области образования, провел круглый стол, где все заинтересованные стороны смогли обсудить подготовленное положение. Как рассказала агентству «Кабар» директор Булан института Чолпон Орозобекова, данное положение только выставили на общественное обсуждение и пока его не утвердили. До этого Булан институт проводил исследование на тему религиозного образования в стране, в частности по медресе. По итогам исследования Булан институтом был обнаружен ряд нарушений в медресе страны. А именно, в некоторых медресе были такого рода нарушения, когда там обучались несовершеннолетние дети, в некоторых были тяжелые санитарные условия, также программа обучения не везде соответствовала требуемым стандартам.
«На мой взгляд, принятие положения ускорит темпы реализации концепций по реформированию религиозного образования и государственной политики в религиозной сфере. Но нужна более четкая работа, чтобы конкретизировать некоторые пункты положения. К примеру, не приведены четкие механизмы реализаций тех или иных задач. Например, кто будет преподавать светские предметы, кто будет оплачивать их труд? По каким критериям их будут брать на работу? Эти стороны не указаны. Кроме этого, нужны четкие рычаги контроля, чтобы в медресе шли учиться только дети, окончившие 9 классов. За этим должны вести надзор соответствующие органы, включая Министерство образования», - заключила Орозобекова.
ИАЦ «Кабар»
Аман Алымбеков
Комментарии
Оставить комментарий