ИАЦ "Кабар": Образование Кыргызстана: Ученье - свет

Аналитика 0

Кыргызстан пока не является оплотом и раем для получения передового образования. Существующие проблемы пока создают значительные помехи для роста уровня образования, повышения привлекательности студентов из других стран получать высшее образование именно в Кыргызстане. Но проблемы имеются не только в ВУЗах, но и в школьных и дошкольных образовательных учреждениях.

Так что же нужно изменить и улучшить в системе, чтобы получать образование в КР было делом престижа?

Первая ступень – Детский сад

За последние годы в развитии дошкольного образования наметились положительные сдвиги.

Министерство образования и науки при поддержке проекта Всемирного банка «Дошкольное образование в Кыргызской Республике» открыло к 1 сентября 100 новых детских садов. Стоит отметить, что учреждения расположены в отдаленных селах труднодоступных районов.

Это может оказать ключевое значение для потенциала республики. Поскольку дошкольное образование - это своеобразный фундамент для последующих ступеней.

Хотя и здесь существуют различные проблемы.

Как заявила руководитель детского сада «Колосок» Антонина Злобина, одна из проблем – большое количество детей в группах, из-за чего страдает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Поэтому строительство и сдача в эксплуатацию как можно большего числа детских садов позволит со временем закрыть существующую проблему, и качество дошкольного образование в разы увеличится. Соответственно, это позволит детям, которые выпускаются из детского сада, быть более подготовленными к школьной программе.

Вторая ступень - школа

В 2 027 средних образовательных учреждениях КР, по данным Министерства образования и науки, до сегодняшнего дня не хватало 2340 учителей, в основном - математиков, физиков, преподавателей русского языка. В регионах встречаются случаи, когда один учитель проводит по 3-4 предмета: например, биологию, географию, русский язык и литературу в придачу.
Чтобы привлечь опытных педагогов на рабочие места, было принято решение о повышении зарплаты. По данным управления финансовой политики и бюджетного анализа министерства образования КР, на данный момент размер часовой ставки учителей 5-11 классов повышен на 50 %, учителей 1-4 классов - на 80%.

Но заработная плата – это немаловажная проблема, и, к сожалению, не единственная.
По мнению эксперта в области школьного образования Людмилы Демянчук, «не хватает и учебников: часть приходится покупать родителям, часть - брать в аренду. Большинство книг - ещё советские, особенно в регионах. Новые учебники печатать республика пока не в состоянии, а книги, попадающие в КР по грантам, распределяются в основном по школам Бишкека и Чуйской области». Сейчас по всей стране не хватает около 12 млн. книг для школьников, но на их закупку выделено всего 100 млн. сомов из необходимых 600.

Также стоит подчеркнуть, что, как и в детских садах, школьные классы также сталкиваются с проблемой перенасыщенности детей. Чтобы решить эту задачу, в Бишкеке каждый год будут строить по 2-3 школы для разгрузки уже существующих. Об этом мэр Бишкека Албек Ибраимов рассказал на конференции по социально-экономическому развитию города Бишкек на 2017-2020 гг.

По словам мэра, уже есть подписанные проекты по строительству школ с международными донорами.

К слову и при имеющихся проблемах школьники Кыргызстана показывают поразительные результаты на международной арене. Так, на днях в Бангкоке (Тайланд) состоялась Международная олимпиада по ментальной арифметике, где 15 школьников из Кыргызстана заняли призовые места.

Ментальная арифметика — это форма вычисления, основанная на системе устного счета.

Как прокомментировал декан Факультета Международных отношений КРСУ Салават Усманов, «подобные результаты свидетельствуют о том, что в республике существует много талантливых детей, которым нужна всяческая поддержка. Только благодаря образованному поколению государство может выйти на принципиально новый высокий уровень. Очень важно развивать таланты и навыки детей, которые имеют нестандартные способности ещё в школьный период. Дабы, перейдя в ВУЗ, такой ребёнок мог ещё больше раскрыть свой дар».

Третья ступень - ВУЗ

Через 54 высших учебных заведения республики проходят ежегодно около 240 тысяч студентов. Но количество заведений - не показатель качества работы. Как заявил заведующий кафедрой философии и социально-политических наук КРСУ Виталий Панков, «учёная степень есть только у 10% преподавателей. Из-за маленькой зарплаты многие профессора и академики читают лекции в нескольких университетах, что сказывается на качестве преподаваемого материала. К тому же, сам материал изрядно сокращён из-за перехода Кыргызстана на двухуровневую Болонскую систему «бакалавр-магистр» с 1 сентября 2012 года».

Что же такое Болонская система, и какие изменения должны произойти?

В ее стержне есть нижеследующие особенности: вместе с основным образованием готовит специалистов узкого круга, для студентов появляется возможность продолжать образование в любом регионе, студент составляет удобное для себя время учебы, университеты выпускают магистров и бакалавров.

Как пояснил Салават Усманов, «в 1999 году в Болонье (Италия) министры образования 29 государств подписали декларацию о создании единой системы высшего образования в Европе. Сейчас более 1000 университетов 60-ти стран мира работают под эгидой Болонской системы. В Кыргызстане самым первым подписал данную декларацию в 2002 году Международный университет Кыргызстана (МУК). Стоит отметить, большинство вузов республики выполняют требования Болонской декларации. Это - Кыргызско-Российский (Славянский) университет, Американский университет в Центральной Азии, Медицинская академия».

Предполагалось, что система сократит ненужные предметы и покроет потребности рынка труда. Статистика же говорит иное: по данным Министерства труда КР, трудоустроиться по-прежнему могут лишь около 10% выпускников вузов. В 2017 году 70% спроса на рынке труда составили заявки на рабочие профессии и специалистов в области сферы услуг: поваров, парикмахеров, водителей, работников СТО, строителей, официантов.

В связи с этим в 2017-2018 годах внедрится принцип госзаказа на специалистов, а также будет проведён мониторинг эффективности ВУЗов.
Как видится из всего вышесказанного, проблем в образовательной системе Кыргызстана более чем достаточно. Но и пути выхода из сложившейся ситуации вполне прозрачны и реальны. Осталось дело за малым - начать реализовывать различные проекты по строительству детских садов, школ, повышению уровня квалификации специалистов - и тогда получать образование в Кыргызстане будет на самом деле престижно.

Образовательная система должна стать главным инструментом продвижения социального и политического развития Кыргызстана и обеспечит его конкурентоспособность в региональных и международных процессах.

Антон Кубицкий

ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий