• 89.51
  • 96.93
  • 0.97
  • 0.2

О стихийных бедствиях в ЦА, Аральском море и последствиях выхода США из Парижского соглашения

Новости стран ЦА 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 20 июля /Кабар/. Горные сообщества Центральной Азии по ряду причин (как природных, так и институциональных) остаются уязвимыми для последствий изменения климата и природных катаклизмов, пишет CAA NETWORK.

Помимо этого есть масса и других проблем по всему региону Центральной Азии – стихийные бедствия, слабая подготовленность властей к ним, высокие человеческие жертвы и сложность оказания медицинских услуг в изолированных районах, а также конфликты и сложные приграничные взаимоотношения усугубляют эту ситуацию еще больше. О стихийных бедствиях в Центральной Азии, Аральском море и последствиях выхода США из Парижского соглашения – в беседе CAAN с профессором Стефаносом Ксенариосом, главным исследователем Института исследований горных обществ Университета Центральной Азии

Какое влияние выход администрации Трампа из Парижского соглашения может оказать на Центральную Азию?

Выход США из Парижского соглашения был разочарованием для большинства стран, борющихся с изменением климата и стремящихся к более низкой зависимости от углеводородной энергии. С технической точки зрения вывод США из Парижского соглашения и Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИКООН) является довольно продолжительным процессом, и нынешнему правительству США, возможно, не удастся добиться этого в течении своего срока.

Тем не менее, вывод из соглашения может демотивировать те страны, которые еще не ратифицировали юридические документы, включая страны Центральной Азии. С другой стороны, вывод США из Парижского соглашения может обеспечить широкие возможности для стран ЦА в установлении более тесных связей с Европейским союзом, Японией и в настоящее время Китаем, которые стали сильными защитниками конвенции РКИКООН. Общие инициативы в области изменения климата уже ведутся во всем регионе ЦА с активными инвестициями в инфраструктурные и институциональные проекты для улучшения показателей стран ЦА и их действий, связанных с изменением климата.

Два государства из пяти в Центральной Азии еще не ратифицировали Парижское соглашение. Как это отразится на сотрудничестве в области климата в регионе? Существует ли сотрудничество в области изменения климата между государствами Центральной Азии?

Задержка с ратификацией договора в Кыргызстане и Узбекистане может быть обусловлена ​​техническими барьерами в соответствующей нормативной базе, а не преднамеренным отрицанием самого соглашения. Сотрудничество стран ЦА в общих инициативах по смягчению последствий изменения климата и адаптационным стратегиям постепенно развивается – об этом свидетельствуют во многие примеры по всему региону. Сочетание инициатив в области изменения климата с возможностями финансирования, предоставляемыми институциональными агентствами и частными донорами, представляет собой мотивацию для всех стран ЦА наладить более тесное сотрудничество и выполнять общие задачи.

В последние годы в Центральной Азии, кажется, наблюдается волна стихийных бедствий, таких как наводнения, оползни, разливы ледникового озера, а также необычные погодные условия (сильный дождь, таяние снега). Какое объяснение этому можете дать вы?

Центральная Азия и, в основном, страны, расположенные выше по течению (Кыргызстан, Таджикистан), склонны к стихийным бедствиям. Важнейшим факторам, способствующим стихийным бедствиям, является наличие самых высоких горных хребтов мира (Памир, Тянь-Шань) в Таджикистане и Кыргызстане, а также континентальный климат и другие геофизические условия.

В советский период существовали объекты и инфраструктура для частичного преодоления последствий стихийных бедствий и смягчения их последствий. В постсоветский период ситуация усугубилась из-за ухудшения способности стран противостоять серьезным опасностям. Изменение климата может потенциально усугубить частоту и масштабы стихийных бедствий в горных районах, а также в низинных районах. Однако в этой связи необходимо провести больше исследований для мониторинга условий микроклимата в высокогорьях, понимания связей между климатическими и гидрологическими взаимодействиями и анализа вклада существующих лишений в местных сообществах в воздействие изменения климата.

Похоже, что государства ЦА не готовы бороться с последствиями изменения климата. Кыргызская Республика — яркий пример. Как регион может адаптироваться под эти изменения?

Хотя Кыргызская Республика и не является полностью подготовленной ​​к решению проблем, связанных с изменением климата, она очень расположена к сотрудничеству и поддерживает новые инициативы, направленные на смягчение последствий изменения климата. Кыргызская Республика также, возможно, одна из самых открытых стран в регионе для технологий и опыта из Европейского союза, Японии и других организаций, активных в деле смягчения последствий изменения климата. Кыргызстан также поддерживает исследования по смягчению последствий изменения климата и адаптационные инициативы в неблагополучных районах страны и отдаленных горных общинах.

Следует обратить внимание на быстрое развитие городов в Кыргызстане, а также в большинстве стран Центральной Азии, что может непропорционально усугублять последствия изменения климата в городах.

Расширение городов за счет зеленых зон в крупных городах ЦА может ввести синдром «городского теплового острова» (UHI), где более высокие температуры происходят особенно ночью из-за изменений в землепользовании. Изменение климата неизбежно приведет к увеличению воздействия UHI в городах Центральной Азии, если здесь не начнут рассматривать более сбалансированное развитие городов.

Считаете ли вы, что Аральское море может быть спасено? Каковы ваши прогнозы по поводу Аральского моря?

Деградация окружающей среды в Аральском море является следствием хронического и интенсивного давления на основные речные бассейны, которые обеспечивают пресную воду для моря, провоцируя необратимый ущерб для бассейна. Множество национальных, региональных и международных организаций, созданных для восстановления бассейна, смогли вызвать большой общественный резонанс и, в конечном итоге, помогли возродить меньшую версию Аральского моря.

Тем не менее, в настоящее время во всем регионе растет давление и спрос на большее количество воды для нужд сельского хозяйства, энергетики, личного и промышленного использования. Абстракция воды происходит в значительной степени от двух основных рек (Амударья и Сырдарья), пополняющих Аральское море. Маловероятно, чтобы Аральское море получило свою первоначальную форму, пока этот спрос каким-то образом ограничат через введение технических и институциональных мер.

Ваши мысли о влиянии изменения климата на нефтегазовую промышленность Казахстана, Узбекистана и Туркменистана?

Три страны Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, естественно, стремятся к экономическому росту и улучшению благосостояния посредством эксплуатации своих природных ресурсов и экспорта углеводородной энергии. По своему усмотрению каждая страна выбирает средства производства для экономического роста в той мере, в какой это не мешает соседним странам и глобальной окружающей среде.

В настоящее время существуют технологии, позволяющие частично смягчить ущерб, вызванный углеводородами, также способные улавливать основные детерминанты изменения климата в случае, если страны ЦА будут и дальше основывать свой экономический рост на экспорте углеводородов.

Однако, пока новое поколение возобновляемых систем будет оставаться экономически привлекательным по сравнению с невозобновляемыми источниками энергии, для странах Центральной Азии будет сложно экспортировать невозобновляемые источники энергии в конкурентной среде. Нынешняя низкая цена на нефть уже вызвала серьезное воздействие на чисто экспортные страны, такие как Казахстан, который активно стремится диверсифицировать свою экономическую базу.

Комментарии

Оставить комментарий