Новый шелковый путь. Что необходимо учесть и какие выгоды для Кыргызстана

Аналитика 0

Новый шелковый путь это очень масштабный и перспективный проект, который охватывает много стран и людей. О проекте ведется множество разговоров, многие ждут не дождутся его полноценного старта. Кыргызстан находится на пути и несомненно будет его участником, но в какой роли пока не ясно. Только транзит товара через страну может увеличить ВВП республики почти в 2 раза, об этом сообщил посол Литвы в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане, доктор социальных наук Витаутас Наудужас. Также Наудужас поделился о своем видении нового шелкового пути, его возможных проблемах и перспективах.

«Шелковый путь, это не только путь торговли товара, это путь традиций, путь культуры, гастрономии, это дорога жизни. Что открывает шелковый путь? Прежде всего он открывает сотрудничество. Шелковый путь охватывает страны, в которых проживает 4,5 миллиарда человек. Это больше половины человечества. Кроме того, шелковый путь - это треть валового продукта мира. Само слово сотрудничество имеет множество определений. Но это, прежде всего мост, который объединяет разделенные страны. Сотрудничество нельзя потерять, но его можно испортить конфликтами, конфузами, ошибками и другими вещами», - делится Витаутас Наудужас.

Несомненно, в ходе реализации столь большого проекта многие говорят и о возможных рисках, но это абсолютно нормальная практика. Кроме того, если не учитывать на стартовых этапах всех рисков, тогда можно оказаться в беде.

«Часто можно слышать, что новый шелковый путь это риск на большой скорости. За последние десятилетия рост грузов идет не на проценты, он идет на разы. Идет быстрейший рост дохода. А шелковый путь в свою очередь предлагает большую экономию времени при перевозке товара. С новым шелковым путем в странах могут появиться новые бренды, которые могут интегрироваться на рынках. Понятно, что страны имеют свои определенные традиции. Но дороги границ не имеют, так как если дорога имеют границу, то это уже не дорога. Шелковый путь, который уже работает сегодня, уже соединяет 35 китайских города с 34 городами Европейского союза. Торговля идет и растет огромными шагами», - продолжает доктор.

Шелковый путь - это большой глобализационный проект, а глобализация заметна во всех отраслях.

«Когда мы говорим о глобализации, то необходимо отметить, что она сейчас абсолютно везде без исключений. Например, взять кофе. Что бы приготовить одну чашку кофе необходимо около 10 литров воды. Вы подумаете - «как так, это же всего одна чашка». Но этот кофе необходимо вырастить, собрать, транспортировать и так далее. Происходит масса процессов. Не стоит также в мировых торговых процессах забывать и про транспорт. Он находится в аренде приоритетов международных организаций. Подписано множество договоров и соглашений по транспорту. Но какой результат? Юридические джунгли. Даже эксперты уже теряются, где что и как должно работать и что необходимо исправить. В итоге мы получаем большие затруднения с законодательством и ещё большие затруднения с применением договоров и соглашений. После принятия международного соглашения, что мы получаем? Мы получаем справедливость», - делится посол.

И действительно, на границах время от времени происходит бардак. И это не только в Кыргызстане, но и во всем мире. Транспортные автомобили могут стоять больше суток, чтобы пересечь границу. Проблемы с логистикой действительно сильно тормозят торговые процессы. И стоит одному небольшому механизму выйти из строя, транспортный поток начинает тормозить. Причем виной тому не только бытовые вопросы, но и политические.

«Но стоит обратить внимание также на транспортную эффективность. Что такое эффективность? Это результаты, но не просто результаты. Эффективность должна быть поделена на издержку. Когда мы хотим добиться транспортной эффективности, что нам необходимо делать? Когда речь идет об эффективности, всегда надо иметь ввиду, что лучше всего говорить не об максимизации проектов и минимизации издержек, а лучше говорить о оптимизации проектов. Когда речь идет о транспорте, то в этой отрасли лучше всего делать максимально безопасно, либо же не делать вообще. Необходимо помнить, что 40% всего времени, которые занимается транспортировкой уходит на пересечение границ. Люди на границах не только теряют время, они в простое также теряют и деньги. Когда вы платите больше деньги за одежду, продукты питание и так далее, это связано с тем, что грузовики стоят на границах», - продолжает Витаутас Наудужас

Ситуация обстоит так, что необходимо сокращать транспортные расходы, так как от этого напрямую зависит стоимость товара в итоге. Как сообщил посол, если посмотреть на цены на различные товары в Центральной Азии, то около 44% этой цены это расходы на логистику. Если учесть налоги и другие расходы, то в конечном итоге люди получают товары в 2 раза дороже.

«Многие говорят, что шелковый путь может провезти более 1 триллиона долларов в виде товаров. Шелковый путь может дать множество результатов – безопасность, устойчивость, техническую безопасность, сбережение денег. Почему же большинство грузов перевозится не шелковым путем, а с помощью морских путей? Это связано с ценой. Но если облегчить правила и оптимизировать их, то ситуация может кардинально измениться», - подытожил Витаутас Наудужас.

«Один пояс - Один путь» планирует создать путь от Китая до Европы. Разговоры об этом проекте начались ещё в 2013 году. Проект охватывает большую часть Евразии, объединяя развивающиеся страны и новые экономики. Предположительный экономический масштаб проекта 21 триллион долларов.

Глеб Куренев
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий