• 89.02
  • 94.77
  • 0.95
  • 0.2

Между нашими странами укрепилось доверие – посол Узбекистана в КР Х.Мирзахидов

Интервью 2

Читайте и смотрите нас в

Две соседние страны Центральной Азии совсем недавно одна за другой отметили очередную годовщину своей независимости. В этой связи КНИА «Кабар» обратилось к Чрезвычайному и Полномочному Послу Республики Узбекистан в Кыргызской Республике Хуршиду Мирзахидову с просьбой ответить на вопросы агентства. Ниже приводятся полные ответы на заданные вопросы.

- Хуршид Мирсабирович, Вы были назначены в июне текущего года на должность Чрезвычайного и Полномочного Посла Узбекистана в Кыргызстане. Успели ли освоиться, ознакомиться с текущими делами, наметить планы на будущее?

- Здравствуйте. В первую очередь, хочу поблагодарить Кыргызское Национальное информационное агентство «Кабар» за организацию данного интервью – это мое первое прямое появление в СМИ Кыргызстана! Таким образом, «Кабар» стал первым информагентством страны пребывания, с представителем которого встречается вновь назначенный посол Узбекистана Хуршид Мирзахидов. Это во многом символически, так как у узбекской дипмиссии в Бишкеке традиционно близкие взаимоотношения с агентством, особенно, с его директором уважаемым Кубанычбеком Таабалдиевым. КНИА «Кабар» имеет прямые связи с аналогичными государственными учреждениями Республики Узбекистан.

Наша беседа проходит в дни, когда и в Узбекистане, и в Кыргызстане недавно отметили главный национальный праздник – День независимости. Пользуясь случаем, позвольте поздравить братский народ Кыргызстана с этим замечательным праздником и пожелать мира, благополучия и дальнейшего процветания.

- Ваше назначение пришлось на момент, когда наши страны оказались во власти пандемии коронавируса, и в этом вопросе Узбекистан оказал весомую поддержку Кыргызстану, за что позвольте поблагодарить народ Узбекистана и его руководство от имени всего Кыргызстана. Как Ваша страна справляется с коронавирусной инфекцией? Какова общая картина ситуации в стране в целом?

- Благодарю, что подняли этот вопрос. Дело в том, что и Кыргызская сторона неоднократно направляла гуманитарную помощь Узбекистану, за что мы искренне признательны Президенту Кыргызской Республики С.Ш.Жээнбекову, правительству и братскому Кыргызскому народу. Здесь также следует упомянуть, что соседний Кыргызстан протянул руку помощи в связи с прорывом дамбы в Сардобе Сырдарьинской области Узбекистана. Готовность оказать друг другу посильную помощь в трудные времена отвечает политике наших государств, проводимых Президентами Ш.М.Мирзиёевым и С.Ш.Жээнбековым, по отношению к ближайшим соседям по региону. Поистине, наше двустороннее сотрудничество на данный период вышло на исторически высокий уровень, обретя характер стратегического партнерства.

Что касается ситуации в Узбекистане с распространением коронавирусной инфекции, хотел бы привести официальную информацию Минздрава РУ, согласно которой, общее число инфицированных на 4 сентября с.г. достигло 42 903 чел. Количество выздоровевших в стране составляет 40 176 чел. Еще 2391 пациент продолжает лечение. Из них 351 находится в тяжелом состоянии, а 181 - в критическом. К началу сентября текущего года наблюдается спад числа инфицированных и тенденция к снижению их количества.

В настоящее время смягчены ранее введенные строгие карантинные меры. С 1 сентября в республике сняты ограничения на въезд и выезд граждан и автотранспорта с Кыргызстаном. Планируется постепенное возобновление авиа, железнодорожного и автодорожного сообщения с иностранными государствами.

В соответствии с решением Специальной республиканской комиссии по борьбе с коронавирусом с 5 сентября с.г. свою работу возобновили некоторые виды социальных объектов. В частности, речь идет об объектах общепита (рестораны, кафе, столовые, чайханы), которые теперь смогут принимать гостей и внутри заведений, при соблюдении необходимых санитарных требований.

Учебный год в общеобразовательных школах Узбекистана начнется с 14 сентября. Учебный процесс в школах будет организован в традиционной форме (за - 76% опрошенных родителей) и дистанционной (за которую высказались 24%). Решение о возобновлении работы школ будут принимать местные кенгаши, исходя из эпидситуации в своем районе.

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 августа 2020 года утвержден План практических действий на 2020-2021годы по восстановлению и продолжению структурных реформ экономики, а также основные меры для поддержания населения и экономики в острый период распространения коронавируса, этапы восстановления и ожидаемые итоги.

- Какие направления двусторонних связей между РУ и КР получат большее внимание в новых условиях, на что будет делаться акцент в сотрудничестве между нашими странами?

- С провозглашением Президентом Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёевым новой открытой политики в отношении соседних стран, реализации принципа «Главный приоритет внешней политики Узбекистана - Центральная Азия», проведением активной региональной политики в отношениях со странами региона создана благоприятная политическая атмосфера, укрепляются взаимосвязи, основанные на взаимном доверии и добрососедстве.

Одним из главных результатов реализации обновленной внешней политики, инициированной и проводимой Президентом Республики Узбекистан, является наметившаяся позитивная тенденция развития связей с Кыргызстаном по всему спектру отношений.

В определенной степени укрепилось доверие между странами, начала проявляться готовность к поиску компромиссов по проблемным вопросам. Благодаря обоюдным усилиям удалось выйти на подписание договора о госгранице и мерам доверия на Государственной границе.

Впервые в истории двухсторонних отношений созданы Комиссия по межпарламентскому диалогу и Совет сотрудничества глав приграничных областей двух стран.

Главными направлениями двустороннего сотрудничества между нашими странами на ближайшую перспективу являются:

I. Сотрудничество в политической сфере

За последние годы наблюдается полное взаимопонимание между нашими странами в различных сферах сотрудничества. Этому способствует близкие и доверительные отношение между Главами государств – Президентом РУ Шавкатом Мирзиёевым и Президентом КР Сооронбаем Жээнбековым. Наши руководители посетили соседнее государство с государственными визитами, состоялись двусторонние переговоры в рамках участия Сторон в различных площадках международного и регионального формата. Во время пандемии коронавируса Руководители наших государств общались по телефону для обсуждения насущных проблем двусторонней и многосторонней повестки дня, обмена опытом и принятия совместных мер по предотвращению распространения COVID-19 в регионе.

Предстоящий период отличается насыщенными мероприятиями с участием Президентов – это очередные встречи на высшем уровне в рамках саммита СНГ в Ташкенте, Третьей консультативной встречи глав государств Центральной Азии в Бишкеке, участие Сторон в саммите ШОС и других международных структур.

Насыщенной будет предстоящая программа и для глав внешнеполитических ведомств Узбекистана А.Камилова и Кыргызстан Ч.Айдарбекова. Планируется их совместные переговоры «на полях» различных международных мероприятий, а также в рамках очередного заседания Межмидовских политконсультаций РУ и КР.

II. Парламентская дипломатия

Развивая инструменты парламентской дипломатии для решения отдельных проблем узбекско-кыргызских отношений, планируется провести третье заседание узбекско-кыргызской Комиссии по межпарламентскому сотрудничеству, организовать взаимные визиты председателей Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, разработать Программу мер по приданию системного характера контактам между депутатами Законодательной палаты и местных кенгашей приграничных областей и районов, инициировать проведение Форума регионов под эгидой парламентов двух стран, проводить регулярные (не менее двух раз в год) встречи парламентариев двух стран в приграничных районах с целью обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес.

III. Межправительственное взаимодействие

В целях активизации политического диалога, укрепления взаимного доверия, дальнейшего наращивания торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, а также достижения конкретных договоренностей на высшем и высоком уровнях по вопросам, требующим скорейшего решения, планируется проведение очередного заседания совместной Межправительственной комиссии по двустороннему сотрудничеству, межмидовских политконсультаций, очередного заседания Совета хокимов приграничных областей РУ и полномочных представителей Правительства КР в приграничных районах.

Торгово-экономическое сотрудничество:

В последние годы наблюдается небывалая активизация двустороннего торгово-экономического взаимодействия и заметный рост двустороннего товарооборота. С 2017 года по 2019 год объём торговли между нашими странами вырос более чем в 3,2 раза (в 2017 году - 253,7 млн. долларов США, в 2019 году - 829.0 млн. долларов).

За январь-июль 2020 года объем взаимной торговли между странами составил 470,2 млн. долларов (-7.5%), в том числе экспорт – 399,6 млн. долларов (-6.3%), импорт 70,5 млн. долларов (-13,9%).

Следует отметить, что данные показатели основаны на официальных статистических данных узбекской стороны. При этом статданные Кыргызстана заметно отличаются. В этой связи Стороны договорились создать совместную рабочую группу для изучения методологии расчетов объемов взаимного товарооборота с тем, чтобы приравнять публикуемые сведения о взаимной торговле.

Узбекистан выступает за принятие действенных мер для сохранения этой динамики и достижения новых высоких показателей, в т.ч. путем активного развития транспортно-логистического потенциала региона, создания совместных транспортно-логистических компаний по оказанию услуг по железнодорожным и автомобильным грузоперевозкам.

IV. В вопросах водопользования и землепользования

Узбекистан выступает за конструктивное решение вопросов, которые долгое время препятствовали сближению двух братских народов: трансграничное водопользование, эксплуатация водохозяйственных сооружений, использование пастбищ приграничных районов и другие.

Мы предлагаем активизировать работу с кыргызской стороной по согласованию и утверждению Положения о Совместной водохозяйственной комиссии, создать постоянно действующие совместные рабочие группы из представителей водохозяйственных организаций приграничных областей для проведения мероприятий по очищению рек и каналов, протекающих через территории двух стран, провести межправительственные переговоры с выходом на конкретные результаты по налаживанию сотрудничества в области развития пастбищного животноводства, подписать Соглашение об организации использования пастбищ между уполномоченными органами двух стран с согласованием площадей, оплаты и другие.

- На каком уровне находятся переговоры по вопросам демаркации и делимитации границ между Кыргызстаном и Узбекистаном? Сколько осталось согласовать, какие имеются спорные участки и каковы перспективы этого вопроса, когда ожидать его полного решения?

- Как известно, Узбекистан, находясь в центре региона, имеет общую границу со всеми странами Центральной Азии, протяженность которой составляет более 7100 км, в том числе с Кыргызстаном 1476,12 км.

С 2016 года, наряду с активизацией сотрудничества Узбекистана с Кыргызстаном в других важных сферах, переговорный процесс
по вопросам делимитации и демаркации границы приобрел непрерывный характер.

Основным результатом переговоров по оформлению границы можно отметить подписание в ходе государственного визита Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева в Кыргызскую Республику 5 сентября 2017 года Договора об узбекско-кыргызской Госгранице на ее согласованную часть.

После подписания вышеуказанного Договора правительственные делегации Узбекистана и Кыргызстана активизировали переговоры по урегулированию оставшихся участков. В данный период времени состоялись более 30 встреч, как на рабочем, так и на уровне премьер-министров и их заместителей.

Последние переговоры Правительственных делегаций на уровне заместителей премьер-министров двух стран состоялись в Ташкенте совсем недавно - 25-27 августа 2020 года.

В рамках встречи стороны урегулировали вопросы прохождения линии границы на одном из оставшихся участков узбекско-кыгрызской границы, а также согласовали график встреч до конца 2020 года.

- Что делается в вопросе водно-энергетического сотрудничества Узбекистана с Кыргызстаном?

- В ходе официального визита Президента Кыргызстана в Узбекистан в конце 2017 года были достигнуты договоренности о создании Совместной двусторонней водохозяйственной комиссии.

В настоящее время продолжаются переговоры по подписанию Соглашения о сотрудничестве по водохозяйственным вопросам между двумя странами и Положения о водохозяйственной комиссии.

Кроме того, странами-учредителями Международного фонда спасения Арала (МФСА) ведется работа по совершенствованию деятельности Фонда, в том числе его институциональной и договорно-правовой базы. По настоящее время МФСА остается единственной региональной площадкой для обсуждения вопросов в данной сфере.

- Рассматривается ли вопрос участия Узбекистана в строительстве ГЭС Камбар-Ата и других масштабных энергетических проектах в Кыргызстане?

- Между АО «Узбекгидроэнерго» Республики Узбекистан и ОАО «Национальная энергетическая холдинговая компания» Кыргызской Республики подписан меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области реализации проекта строительства Камбаратинской ГЭС-1.

Во исполнение положений данного документа, сформирована рабочая группа и правительствами Узбекистана и Кыргызстана утвержден ее состав от обеих сторон. В настоящее время рассматривается проект Комплексной программы по сотрудничеству и взаимодействию Сторон по реализации проекта строительства Камбаратинской ГЭС-1 в Кыргызской Республике.

- С начала года много говорится о возможном вступлении Узбекистана в ЕАЭС. Не могли бы рассказать, что вообще делается в этом вопросе, какой позиции придерживается руководство Узбекистана и есть ли в перспективе планы у страны по вступлению в данное интеграционное объединение?

- В своем послании к Парламенту 24 января 2020 года Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев назвал развитие всесторонних отношений со странами Центральной Азии приоритетом нашей внешней политики.

Поэтому приобретение статуса наблюдателя в этой интеграционной организации, безусловно, свидетельствует о последовательности внешней политики, проводимой уважаемым Президентом Республики Узбекистан.

28 апреля 2020 года на очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса был рассмотрен вопрос налаживания сотрудничества между Республикой Узбекистан и Евразийским экономическим союзом. Было одобрено заключение Рабочей группы при Законодательной палате. Тем самым, участие Узбекистана в ЕАЭС в качестве «государства-наблюдателя» признано целесообразным, в связи с чем приняты соответствующие постановления Нижней палаты парламента и Сената РУз.

Сегодня в мире насчитывается более 300 интеграционных объединений, в рамках которых сотрудничество между странами основывается на определенных правилах.

Поэтому, после получения Узбекистаном статуса наблюдателя в Евразийском экономическом союзе основной задачей станет глубокое изучение опыта Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и стремление к снижению возможного негативного влияния будущего сотрудничества в рамках организации на интересы Узбекистана.

Самое главное, сотрудничество Узбекистана в рамках этой интеграционной организации основано исключительно на экономических интересах, и политизация участия Узбекистана
не допускается. Этот аспект полностью отражен во внешнеполитической концепции Узбекистана.

-Спасибо большое за ваши ответы и желаем вам успехов Кыргызстане.

- Спасибо большое!

Справка ИАЦ "Кабар":

До назначения Послом в Кыргызстане Х.Мирзахидов возглавлял Национальнцю телерадиокомпанию Узбекистана (2017), до этого был министром по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан (2015–2017).

Хуршид Мирзахидов родился в 1971 году в городе Ташкенте. В 1995 году окончил Ташкентский электротехнический институт связи по специальности «инженер радиосвязи, радиовещания и телевидения», а в 2004 году — Высшую школу бизнеса при Академии общественного и государственного строительства при Президенте РУз. Хуршид Мирзахидов имеет степень магистра управления бизнесом. Указом Президента РУз в 2015 году он был назначен главой Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, и возглавлял его до 2017 года.

ИАЦ «Кабар»,

8 сентября 2020 года

Комментарии

  • alex

    alex 4 years ago

    Узбекистан для Кыргызстана важный сосед и от посла обеих стран много зависит. Мирзахидов получил хороший пример от посла в КР до него. Важно, чтобы он продолжил проложенный курс.

  • Izzat

    Izzat 4 years ago

    Он молодой Посол, хотя почти 50 лет. Но он знает СМИ и ТВ. Как это поможет в работе дипломата - надо подождать.

Оставить комментарий