• 89.51
  • 96.93
  • 0.97
  • 0.2

К.Боконбаев: В чем опасность клерикализации кыргызского общества

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Сразу оговорюсь: я не против религий в той части, в которой всеми ими провозглашается приоритет морально-нравственных, духовных ценностей. К сожалению, как свидетельствует история человечества, часто идеи расходятся с жизненной практикой - они служат декорацией для достижения других, вполне земных целей.

С крушением социалистической идеологии на просторах СНГ образовался идеологический вакуум и в эту своеобразную «чёрную дыру» устремились различные религиозные течения. При политической, административной и финансовой поддержке извне в ряде стран СНГ идет процесс масштабной клерикализации общественных отношений. Однако, вопреки ожидавшейся консолидации в вере в Бога, отчетливо проявилось разделение общественной мысли на сторонников клерикализма и секуляризма; и, более того, атомизация общества по религиозным, конфессиональным и секулярным пристрастиям. Позвольте дать почерпнутую из Википедии краткую информацию об этих двух с древних времен соперничающих принципах политического и общественно-государственного устройства человечества.

Клерикализм (позднелатинский clericalis «церковный») - политическое направление, добивающееся лидирующей роли церкви в общественной, политической и культурной жизни общества. Секуляризм — концепция, согласно которой правительство и другие источники норм права (суды, другие правоохранительные органы) должны функционировать отдельно от религий. На протяжении тысячелетий с переменным успехом шла борьба за власть между этими двумя концепциями, и, одновременно за этот вожделенный приз сражались религиозные течения: иудаизм, христианство, ислам. Мало того: в русле этих главных течений шла ожесточенная междоусобная схватка с их конфессиональными ответвлениями: католицизмом, протестантизмом, православием, суннизмом, шиизмом и т.д. Не является большим секретом, что Гран-при в этой схватке за «истинную» веру является Власть и её оборотная сторона – Богатство (деньги, проще говоря). Было пролито море крови, и поэтому в большинстве цивилизованных стран церковь была отделена от государства, власти. Однако, в периоды кардинальных потрясений в результате войн, революций, вообще в смутные времена, когда рушатся государственные и морально-нравственные устои клерикализм возрождается, как последняя надежда на оздоровляющее вмешательство Бога через его посредников в лице церковников (Всемогущий Бог нуждается в посредниках?). И ещё: сомневаюсь в постулате, что «Бог создал человека по своему образу и подобию». Не мог Всемилостивый Бог создать такого человека - жесточайшего вида среди живых организмов, который в продолжение всей своей истории массово истреблял себе подобных и в настоящее время приступил к уничтожению биосферы – своей колыбели. Напротив, это человек создал СЕБЕ подобного бога.

В ряду стремительно клерикализирующихся стран находится и Кыргызстан. Достаточно того, что специальные помещения (намазкана) для совершения обязательных пятикратных молитв выделены в Парламенте и Правительстве светского по Конституции государства, а число мечетей и медресе превысило количество школ. Ислам становится влиятельной политической силой, а может стать и решающей. Проблема и в этом, и не в этом. Можно назвать много стран, в которых религия признается одним из столпов государственности - среди других. Беда в том, что в нашей стране образовалась целая армия неофитов (неофи́т - от древ. греч. - новообращённый приверженец какой-нибудь религии, учения, общественного движения), теологически малограмотных, а то и вовсе безграмотных молдо, имамов и даватчи (исламских миссионеров), толкающих людей в омут средневекового мракобесия. У кыргызов есть пословица: «Чала молдо - дин бузар» (полуграмотный мулла портит веру). Такие профанаторы учат всех жить по законам шариата в ИХ трактовке: так как они их понимают или как их «просвещают» иностранные миссионеры. Они, в отличие от нерасторопной властной бюрократии, действуют напористо и политологически грамотно, используя в качестве аргументов экономические трудности, коррумпированность властей и неосведомленность людей в истории становления и развития религий. Правоохранительные органы страны заявляют, что среди них есть «спящие» ячейки «исламских» террористов, экстремистов, обучившихся на Ближнем Востоке разнообразным формам джихада, в том числе информационным. Тысячи и тысячи детей обучаются в многочисленных легальных и нелегальных мектебах, медресе, мечетях

Часть кыргызов вопреки элементарной логике как бы по национальной традиции считают себя мусульманами по рождению. То есть, они рождаются уже мусульманами. Это весьма занятное утверждение, из которого следует, что ещё в утробе матери был произведен обязательный обряд обрезания. Но тогда зачем уже мусульманину после рождения повторно производится обряда суннет? Смею утверждать: НИКТО не рождается иудеем, христианином, мусульманином и т.д. Таковыми они становятся по разным причинам: по воле родителей, церквей, окружения, или в зрелом возрасте вследствие личных бед, или вследствие агностического мировоззрения (непознаваемости вселенной и зарождения жизни).

Одним из обязательных для исполнения пяти столпов ислама является паломничество в Мекку. Выходит, что тысячи наших дедов, пра-пра-пра дедов и бабушек (якобы по рождению мусульмане), по разным причинам не совершившие хадж НЕ правоверные мусульмане? Ремарка: надо признать, ХАДЖ - гениальное коммерческое изобретение. Саудовская Аравия ежегодно, не прикладывая особых усилий, пополняет свою казну на сотни миллиардов долларов за счёт паломников. От их наплыва свой гешефт также имеют индивидуальные арабы-торговцы. Вообще-то, надо бы, напротив, платить паломникам за святое дело - пропаганду ислама, рекламу Мекки и Медины по всему миру.

В настоящее время к имеющимся различиям добавился ещё один тектонический разлом: между приверженцами ислама и тенгрианства. Последние требуют официальной регистрации тенгрианства как исконной религии кыргызов. Вряд ли это продуктивная идея, так как реализация её неизбежно приведет к образованию ещё одной церковной бюрократии. Особенность кыргызов в том, что они не были ревностными последователями ислама и, вообще, религии, как таковой. Исторически у нас формировалась эклектичная культура: смесь язычества, шаманизма, тотемизма, ислама с обрядовыми элементами и традициями, привнесенными другими религиями, учениями, цивилизациями. Вообще-то кыргызы, как и подавляющее большинство тюркоязычных народов, были тенгрианцами – мироощущения на многие тысячи лет древнее всех религий мира. Основа Тенгрианства – поклонение Природе (Вселенной) и бережное отношение ко всему, что ею создано. Такое же мировоззрение характерно и для японского синтоизма. То есть, тенгрианство – это то, что на современном уровне знаний о Природе называется экологической этикой, и в этом контексте все прогрессивное человечество является тенгрианцами.

Как говорится, «ничто не ново под луной». Великий казахский ученый, просветитель Чокан Валиханов писал: «Мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем… У нас в Степи теперь период двоеверия, как было на Руси во времена преподобного Нестора… (курсивом выделено мной.- К.Б)». Угроза разъединения людей на основе двоеверия, о чём писал
Ч. Валиханов 150 лет тому назад, сегодня подходит к нам в форме противоборства между последователями религиозности и светскости. Более того, раскол идет не только по этим принципам (светскость – религиозность), но и по основным верованиям: мусульманство, христианство и их ответвлениям. В исламе, например, десятки течений с различными толкованиями правоприменительных норм хадисов. То есть, у нас в настоящее время не двоеверие, а многоверие. В научной терминологии такая ситуация называется хаосом в области бифуркации. В основе противоречий между этими религиями и их течениями, на мой взгляд, опять - таки борьба за власть. Замечу, кстати, наиболее агрессивны и опасны неофиты. Именно неофиты большевизма развязали кровавые репрессии против тех, кто не воспринимал их взгляды, а в настоящее время неофиты либерализма атакуют идею социализма. Между прочим, Иисус Христос и Мухаммад, почитаемые обеими религиями как пророки, по большому счёту были социалистами, провозглашали идею равенства, братства, справедливости. Другое дело, что их идеи были использованы церковниками – профанаторами для захвата власти и денег. Добавлю к этому тезису: парадоксально, но за основу Морального кодекса строителя коммунизма профанаторами от Компартии СССР были положены десять заповедей Бога Моисея.

Теперь об атрибутике той или иной цивилизации, культуры. В последние несколько лет в политическом и гражданском сообществе Европы, Америки, России активно дискутируется проблема демонстративного ношения в их странах приверженцами ислама «мусульманской» одежды. Конечно же, новообращенные в ислам кыргызы, как народ склонный к инновациям (без сарказма!), не остались в стороне. Всё чаще и чаще можно видеть щеголяющих в арабских, пакистанских одеждах женщин, мужчин, девушек, юношей, детей. Эти одежды, как и бороды у мужчин, становятся модными, особенно среди молодежи. Разумеется, каждый/каждая имеет право носить одежду, которая нравится. Проблема в том, что носители арабо-пакистанской одежды искренне убеждены, что эти наряды угодны Аллаху и автоматически делают их истинными правоверными. Они глубоко заблуждаются. Тому, кто наверху, если он есть, безразлично во что одеваются его создания: в роскошные царские одежды или в рубище дервиша. Ему важна морально-нравственная чистота своих «детей». Наукой однозначно доказано, что физический облик, физиологические, биохимические и генетические особенности одних и тех же видов растительного и животного мира, в том числе, разумеется, и человека, во многом определяются климатом. Также и образ жизни (менталитет) формируются под воздействием физико-химических условий среды обитания. Значение климата кратко и ёмко прокомментировал еще в XVI веке знаменитый французский философ Ш. Монтескье: «Власть климата есть первейшая в мире власть». В этом контексте вернемся к арабо-пакистанской одежде. Арабы жили и живут в пустынях и полупустынях севера Африки. В этих условиях наиболее функциональны именно такие, подобные платью просторные одежды, образующие между телом и одеждой воздушную термоизоляцию. В пустынях Северной Африки и Аравии часто разражается Саму́м (по-арабски - знойный ветер) – сухой, горячий песчаный ураган. В воздух поднимаются тучи мелкого песка, от которого можно спастись, только прикрыв рот и глаза универсальными для таких условий головными уборами – платками, которые носят и женщины, и мужчины. Очевидно, что горный резко континентальный климат диктует иные одежды населению. С особым удовлетворением хочу подчеркнуть, что подавляющая часть кыргызов стали негативно относится к арабо-пакистанским облачениям; и предпочитают общепринятую «европейскую» или национальную одежду, прекрасно сочетающуюся с их физическим обликом. В этом отношении радуют успехи наших дизайнеров, разрабатывающие современные модернизированные национальные одежды.

К сожалению, реакция властей Кыргызстана на радикальные толкования устоев ислама и хадисов Пророка (повторюсь радикализм – порождение неофитов) все еще никак не выражена. Напротив, ярые «проповедники» ортодоксального ислама, шариата получили широкий доступ к телевидению и другим СМИ. Как видно, наши власти ещё не в полной мере осознают опасность. К слову: в Казахстане, в Узбекистане и, особенно, в Таджикистане, где до запрещения функционировала исламская политическая партия, осознали её и начали предпринимать меры, хотя и фрагментарные, по ограничению клерикализации общества.

На международной конференции «Ислам в современном светском государстве», состоявшейся 15 ноября 2019 года, президент Сооронбай Жээнбеков предложил основать в Кыргызстане исламскую академию. Основная цель и задача академии - предупреждение радикализма и противостояние распространению экстремистских течений. Что же, несмотря на неоднозначность названия конференции (ислам в светском государстве) ею провозглашается благородная цель – просвещение неофитов. Возможно, в противодействии радикализму, экстремизму ортодоксов пытаются применить принцип «клин вышибают клином», но мировой опыт показывает, что этот метод не эффективен. Или, с древних времен, когда надо было спасти от падения в пропасть обезумевших от страха табун лошадей, опытный табунщик на быстром коне обгонял табун и, возглавив их бег, отворачивал табун от пропасти. Только три вопроса: кто будет финансировать, на каком языке будут учить будущих академиков и почему речь только об исламской академии? Разве радикализм, экстремизм, терроризм свойственны только исламу? Очевидно, нет! Эти проявления имеют место и в других религиях, конфессиях. Тогда почему бы не создать Академию Истории Религий мира?

Изложенное выше – первая часть статьи автора о религиях. Продолжение следует и будет посвящено зарождению тенгрианства.

Автор - Кулубек Бокомбаев,

член-корр. НАН КР

Комментарии

Оставить комментарий