ИАЦ «Кабар»: Важность информирования населения во время запуска механизма реформ в КР

Аналитика 0

В октябре в Кыргызстане сменилась власть, вместе с этим появилась риторика, которая направлена на изменение жизни к лучшему. Реформы должны будут коснуться всех областей жизнедеятельности. Главная тема – это Конституционная реформа. По мнению многих экспертов, отсутствие политической стабильности в стране является несовершенство основного свода законов республики. О данной инициативе заявлял на тот момент и.о. Президента и Премьер-министр КР Садыр Жапаров. Что должно быть изменено в Конституции? Как эти изменения смогут исправить положение дел в Кыргызской Республике?

Как говорит российский политолог Марк Антонов, «прежде всего, следует заняться массовым информированием населения обо всех намеченных реформах. Следует, в буквальном смысле, отпечатать буклеты, журналы, в которых нужно подробно расписать о всевозможных изменениях в стране, чтобы не вызывать патологического страха среди народа. Как правило, на постсоветской территории у людей сложился комплекс того, что с ними никто и никогда не советуется. Но судя по последним событиям, кыргызский народ и гражданское общество в Кыргызстане достигает такого уровня, когда следует прислушиваться к так называемому гласу народа. Я знаю, более того, я вижу, как некоторые активисты, общественные деятели и обыкновенные граждане делают различные сториз в социальных сетях. Там они делятся своими умозаключениями по поводу новой редакции Конституции. Кто-то даже пытается сделать какое-то подобие мини опроса. Но так ли широко население Кыргызстана осведомлено с предлагаемой новой редакцией главного свода законов страны? Над этим вопросом следует, как можно серьёзнее задуматься. Поэтому, говоря о намеченных реформах, главной из которых станет Конституционная, нужно заняться незамедлительно широким информированием населения. В конце концов, это может послужить неким толчком и в культурном, поведенческом, психологическом, эмоциональном развитии людей, которые будут считать себя не толпой, а воистину гражданами своей страны».

Надо напомнить о том, что в Кыргызской Республике проводились неоднократные Конституционные реформы, которые характеризовались противоречивостью и незавершенностью результатов. Поэтому в этот раз, если нынешние власти всерьёз заговорили об этом, как об острой необходимости следует исправить всё то, что доселе мешало всестороннему развитию государства и общества.

«Надо сказать, что заявленное проведение Конституционной реформы в Кыргызстане вполне подоспело и с точки зрения временного континуума. Мир в последнее время стремительно начал меняться. Меняется и вектор развития международных отношений. В это время как раз стоило заглянуть в основной закон Кыргызстана. Многие аспекты будут изменены, тут нет сомнений. Главное, чтобы они были эффективны. Важно внести ясность в регламентацию обязанностей, в частности, это касается президентских полномочий. Я был одним из тех, кто в своё время выступал с критикой относительно перехода КР к парламентской форме правления. Парламентаризм, это сложный, долгий эволюционный период. Ни одна из стран бывшего Советского Союза по объективным причинам не готова к такому повороту в государственном управлении. Парламентаризм, это ментальная готовность и чистое осознание всего того, что будет возложено на алтарь государства. Я не говорю о том, что парламент и весь депутатский корпус в КР недееспособный, но он пока объективно не готов быть основополагающим в решении многих жизненно важных аспектов политической и общественной жизни», - сказал Марк Антонов.

Восприятие в обществе намеченной реформы пока далека от спокойного психологического понимания того, что само время нам диктует важность изменений. Но ведь надо подчеркнуть и то, что эта попытка вновь изменить основной свод законов КР, не нацелена на узурпацию власти, возврату диктатуры, а лишь очередное желание найти идеальное, насколько это возможно для общественного и политического уклада.

«Иногда внесённые поправки в основной свод законов государства несут дополнительную нагрузку по их пониманию и восприятию, как самими разработчиками, так тем более обыкновенными гражданами. Плохо то, что основам Конституции в странах бывшего СССР не учат, начиная со школьной скамьи. Отсюда гражданская безграмотность, которая порождает полное незнание своих прав, свобод, обязанностей. Конституция должна стать настольной книгой во всех семьях Кыргызстана, а не тем, чем она сейчас является, неким заоблачным сводом мифов. Если Конституционная реформа пройдёт удачно, то новому руководству страны необходимо учесть то, что я сказал выше и начать приближать граждан и гражданское сознание к знанию Конституции», - подчёркивает Антонов.

Многие эксперты, как местные, так и зарубежные отмечали, что Конституция Кыргызстана не совершенна, поэтому внесение изменений, поправок имеет регулярную основу. Конституционная реформа в КР назрела, это требование времени. Но важно не проявить спешки, которая, как показала история, ни к чему хорошему не привела. Если вновь в воздухе повис вопрос Конституционной реформы, значит, основной свод законов Кыргызстана неэффективен, и теперь нужно грамотно сесть и выделить именно те моменты, которые смогут по-настоящему изменить ход вещей, который повлияет, в свою очередь, на дальнейшую, как политическую, так и общественную стабильность и развитие.

По мнению российского политического обозревателя Евгения Донченко, нет ничего страшного в самой попытке вновь изменить Конституцию. «Сейчас, как никогда важно понять это, что Конституционная реформа – это не поле для конфронтации. Не стоит из этого вновь начинать разделять страну на правых и виноватых, сторонников и оппонентов. Страна одна для всех, между прочим. Нужно объединить весь интеллектуальный фонд Кыргызстана, консолидировать все силы и направить их в одно русло», - подчеркивает российский эксперт.

Донченко также склонен считать, что, если в очередной раз возникла причина изменения главного закона страны, значит не всё в нём идеально. «Стоит ещё раз проанализировать все за и против, все плюсы и минусы, довести, что называется, до идеала Конституцию, которая и будет локомотивом в дальнейшем развитии страны, прежде всего в политическом аспекте. Нет стабильности, значит снова стоит задуматься о том, что следует изменить и как правильно расставить акценты в новой уже редакции. Но самое важное в этом времени, это не спровоцировать новую волну недовольства», - говорит он.

Те события, которые произошли сразу после парламентских выборов 4 октября этого года, по словам эксперта, вновь показали слабость самой системы. «Значит нужно задуматься над причинами этого. Стоит поработать в направлении создания самой нерушимой системы власти, чтобы она не выглядела, как средоточие зла, которая будет преследовать методы узурпации, а сделать её просто эффективнее. Эффективность власти – в её действенности, открытости. Именно на это и следует сделать акцент при утверждении новой редакции Конституции. Я также всегда подчёркиваю ту идею, которая основывается на создании государственной идеологии. Не утопической, а реальной. Человеку нужна идея, он так устроен. Так дайте ему эту идею, которая будет закреплена на законных основаниях», - заметил российский политический обозреватель Евгений Донченко.

Если говорить об основной миссии, об информированности населения обо всех намеченных реформах, то накануне под председательством вице-премьер-министра Кыргызстана Максата Мамытканова состоялось совещание с правоохранительными органами по вопросам реализации судебно-правовой реформы. Это ещё одна из самых главных реформ, которые были начаты в КР. Вице-премьер-министр отметил, что, несмотря на то, что реформирование судебно-правовой системы продолжается уже достаточно долгое время у общественности нет четкого понимания целей и задач проводимых реформ, а информированность населения остается на низком уровне.

«Необходимо донести до населения суть проводимых реформ, каждый гражданин страны должен знать, как в повседневной жизни на него повлияют эти реформы», - сказал Мамытканов.

Также, вице-премьер-министр отметил большой объем работы, выполненный госорганами в рамках судебной-реформы по внедрению автоматизированных информационных систем и новых подходов работы правоохранительных органов. При этом у общественности большие ожидание от реализации судебно-правовой реформы, в связи, с чем правоохранительным органам необходимо активизировать работу в данном направлении.

Далее согласно повестке совещания, были обсуждены актуальные проблемы и недостатки в работе правоохранительных органов и возможные пути их разрешения. В завершение, вице-премьер-министр дал соответствующие поручения по исполнению дальнейших мероприятий, в том числе по выработке новых инициатив и предложения по совершенствованию законодательства в рамках проводимых реформ, при этом особое внимание уделил оперативности и своевременному принятию решений

«Все мероприятия должны исполнятся в установленные сроки, а также необходимо рассмотреть возможность создания информационной площадки для информирования общественности о проводимой работе Правительства в рамках реализации судебно-правовой реформы», - заключил Мамытканов.

Страна вновь находится в процессе, которые должны привести к изменениям. Это на самом деле хорошо, не просто как банальная оценка деятельности. Любые изменения – это эволюция. Следует всем проявить интерес к намеченным планам. В самом деле, народ Кыргызстана желает лучшую жизнь, он её достоин, а значит, всем придётся серьёзно потрудиться, поскольку без труда невозможно рассчитывать на положительные результаты.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий