ИАЦ «Кабар»: Уникальность самобытного писателя

Аналитика 0

Уникальность великого писателя Чынгыза Айтматова невозможно раскрыть в одном материале. Его феномен гораздо глубже. Он навсегда вошёл в нашу жизнь и никогда её не покинет.

Как рассказала литературовед Татьяна Тележкина, «Айтматов стал одним из самых популярных писателей XX века, причём достиг этого почти сразу, на заре своего творчества. Уже в середине 80-х годов его произведения были изданы на 150 языках мира общим тиражом в 40 млн. экземпляров. Ныне эта цифра продолжает расти. Столь повышенный интерес к творчеству Айтматова объясняется, прежде всего, мощью его литературного таланта и актуальностью проблем, поднимаемых им в своих произведениях».

Через сложную систему созданных им образов с богатейшим духовно-нравственным потенциалом Айтматов последовательно оказывал активное влияние на формирование общественного мнения не только в бывшем СССР, но и за его пределами, что существенно сказалось на развитии отечественной прозы.

Как говорит Тележкина, «время изучения воздействия Чынгыза Айтматова, его философии, эстетики, художественной практики на современный литературный процесс насчитывает не один десяток лет. По мере углубления литературоведения и критики в духовный, нравственный и художественно-философский мир писателя все больше появляется вопросов и неизученных аспектов его творческих поисков. Для творчества Айтматова как писателя-билингва характерно широкое и многообразное использование этнопоэтики, фольклорных и этнографических элементов. Примечательно, что в его произведениях фольклорно-мифологические элементы имеют полифункциональный смысл».

Предельно ясное осознание мира, бытия, той среды обитания, в которой мы живём, позволило писателю выйти на принципиально иной уровень народного сознания. Поистине прав тот, кто говорит, что ни география определяет величие. Его величие соизмеримо с планетарным масштабом.

С большим удовольствием можно констатировать тот факт, что Айтматов глубинно постигает человеческую душу. Муки, поиски самих себя, грехи и раскаяния, и конечно любовь - всё это можно найти в произведениях великого писателя.

Как заявила литературовед Татьяна Тележкина, «Чынгыз Айтматов в своих произведениях выступил как мастер создания «многоголосия жизни». Из-под его пера выходили произведения, исполненные необычайной жизненной силы, а его даже самые романтические образы никогда не воспринимались как оторванные от реальной жизни. Вместе с тем, нравственно-этическая проблематика, возникнув на страницах его первого произведения, прошла затем через все творчество великого кыргызского писателя. Подход Айтматова к этой проблематике расширялся от произведения к произведению, поднявшись в его последних романах до поистине космических высот».

«Если окинуть мысленным взором весь творческий путь великого писателя, то можно определить его главное жизненное кредо - человек только тогда человек, когда он строит свою жизнь на принципах высокой морали и нравственности, а человеческая цивилизация не может успешно развиваться, если она одновременно с техническим прогрессом не совершенствуется в нравственном отношении. Можно напомнить слова самого Айтматова, который подчеркивал это: «Нравственный прогресс немыслим без умения вопрошать себя и без умения отыскивать на эти вопросы ответы, которые должны носить характер высочайшего морального максимализма», - отметила Тележкина.

Огромная заслуга Чынгыза Айтматова состоит в том, что он, со всем свойственным ему талантом и страстью истинно великого художника, поставил в центре своего творчества проблематику гармоничного нравственного развития отдельной личности, одновременно увязал этот вопрос с судьбой всего человечества. По Айтматову, гармоничное нравственное развитие отдельной личности является залогом и необходимым условием дальнейшего общественного прогресса.

Особенно важной эта задача представляется ему на рубеже XX и XXI веков, когда небывалые достижения научно-технического прогресса порой создают иллюзию всемогущества человеческой цивилизации. Вера в собственное могущество порождает также пренебрежительное отношение к предкам, чья жизнь напрямую зависела от тех же сил природы. Писатель убежден, что достижение полной нравственной гармонии невозможно без преодоления нигилизма по отношению к собственной истории и культуре прошлого, а также и к природе.

Таким образом, можно заключить, что в прозе Чынгыз Айтматова на протяжении всего творчества сформировалась единая система духовно-нравственных представлений, имеющих концептуальный смысл. Духовная парадигма айтматовской концепции в сочетании с новаторским взаимодействием с фольклорно-мифологической традицией оказались весьма актуальными и востребованными для других национальных литератур.

В этом и заключается феномен Чынгыза Айтматова. Он писатель – Вселенная. Чынгыз Айтматова смог расширить рамки, границы своей собственной географии и вынести свой космический дар далеко за пределы стратосферы. Можно бесконечно рассуждать о его достижениях, уровне, таланте, но один факт точен, как никогда – Чынгыз Айтматов, это пример для подражания всем нам, это великое наследие, которое мы просто обязаны сохранить и приумножить.

Сегодня 12 декабря великому писателю исполнился бы 91 год. Его наследие останется навсегда. Его бесценный дар вывел кыргызскую литературу на особую орбиту. О Чынгызе Айтматове можно говорить много, и нельзя подвести хоть какой-то итог. Скорее в этом и заключается его уникальность.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий