ИАЦ «Кабар»: Текущие проблемы агропромышленного комплекса КР и пути решения

Аналитика 0

Сегодня, 19 ноября состоялся круглый стол, темой которого стало обсуждение текущих проблем в агропромышленном комплексе Кыргызстана. В своём приветственном слове Заместитель Министра сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации КР Жаныбек Керималиев отметил важность данного форума. «Главная задача, которая стоит перед всеми нами, это решение насущных проблем, коих накопилось немало. Необходимо прикладывать максимум усилий для развития сельскохозяйственной отрасли. Она, как и прежде является важнейшей составляющей экономики страны. Перед нами стоят задачи обеспечения внутреннего рынка качественной продукцией, чтобы мы могли создавать собственный задел для продовольственной безопасности. В этой связи нам всем необходимо целенаправленно и адресно развивать контакты с фермерами, непосредственными людьми от которых зависит то, о чём я упомянул выше. Как всегда мы возлагаем большие надежды на успешность сегодняшнего заседания».

В ходе данного форума представители крупнейших предприятий выдвинули острые и актуальные проблемы, возникающие в агропромышленной сфере. Таковыми являются проблемы связанные с координацией работы международных донорских проектов в сельском хозяйстве, с маркировкой товаров, ввозимых на территорию государства и с курсом валюты на экспортный потенциал и многие другие.

«На самом деле проблем действительно накопилось очень много. То, что за последние два года сельхоз производители показали довольно высокие результаты, это ещё ни о чём не говорит. Важно подходить к развитию сельского хозяйства системно. Кстати, говоря, о системе, я уверен в том, что многие согласятся с моим мнением, настало вновь время перевода данной отрасли к плановому ведению хозяйства. У республики имеется подобный и солидный опыт, который был накоплен за время существования СССР. Под планнововстью понимается проект государственного участия в отрасли, начиная от весенне-полевых работ, в которые входят планирование посевных площадей, качественный семенной материал, осуществление севооборота, до конечного результата, а именно сборке урожая. Государство должно быть регулятором во всей этой дорожной карте и ценовым, прежде всего. Многие фермеры готовы выращивать продукт, но при этом они хотят иметь уверенность в том, что выращенный урожай будет нужен стране. Следовательно, стоит продумать механизм государственных заказов на тот или иной сельхоз продукт. Также наступает время укрупнения фермерских хозяйств и создание так называемых кластеров. Это увеличит эффективность работы, площадь посевов, а значит, севооборот будет, как и раньше залогом успешных урожаев. Мелкие хозяйства, которые, по сути, сейчас занимаются мелкотоварным производством, не рентабельны и их доля в отрасли минимальна. Они в основном удовлетворяют свои личные нужды, не принося никаких дивидендов государству», - отметил эксперт в области сельского хозяйства Олег Ростоцкий.

Что же касается государственной кластерной политики, то этому разделу было уделено большое внимание. Докладчиком выступил советник премьер-министра КР Азамат Мукашев. Он в частности рассказал о том, что развитие конкурентоспособных ЦДС уровня кластера, будет способствовать раскрытию потенциала того или иного региона.

«Кластерная политика основана на взаимодействии бизнеса, государства, ОМСУ, научно-образовательных и финансовых учреждений. Такая политика создаёт стимулы для развития и повышение инновационного потенциала субъектов ЦДС», - отметил советник главы правительства.

Надо пояснить, что же такое кластер – это группа географически соседствующих, взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определённой сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Географические масштабы кластера могут варьироваться от одного города или штата (области) до целой страны или даже ряда соседствующих стран.

Как рассказал Мукашев, «кластер имеет характеристику: во-первых, географическая концентрация. Во-вторых, это взаимосвязанность участников и наличие существующего ЦДС. В-третьих, конкуренция между участниками ЦДС и их удельный вес. В-четвёртых, критическая масса МСБ, потенциал и темпы роста. В-пятых, непосредственно наука, трансфер знаний и доступ к инновациям».

Согласно Концепции Региональной политики Кыргызской Республики на период 2018-2022 годов, наличие концептуального подхода позволит бизнесу, инвесторам иметь ориентир и понимание в отношении развития различных отраслей, сфер деятельности и инфраструктуры на определенной территории.

Главная цель региональной политики - обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов республики для повышения благосостояния и качества жизни населения через фокусную поддержку развития опорных территорий, включающих в себя центры развития и соответствующие айылные аймаки.

Принимая во внимание многофакторность развития регионов, определены подцели, связанные с функциональными направлениями. Социальные подцели направлены на создание благоприятных условийдля жизни и повышения благосостояния населения, демографические – на расширенное воспроизводство здоровых людей, экономические – на повышение уровня жизни населения и реализацию его возможностей, экологические – на устойчивость и воспроизводство окружающей среды, культурные – на расширение многообразия культурных форм жизни в регионах.

Для достижения главной цели необходимо решение следующих основных задач:

- воспроизводство основных видов территориальных ресурсов: природных, человеческих, инфраструктурных, культурных, экономических;
- интеграция регионов через создание единого экономического рынка, обеспечение продовольственной безопасности, поддержание единой инфраструктуры, предоставление государственных и муниципальных услуг;
- формирование опорных территорий с центрами развития и созданием для них условий, необходимых для повышения инвестиционной привлекательности и общего делового климата;
- внедрение механизмов стимулирования развития регионов путем их специализации, формирования экономически конкурентоспособных кластеров, реализации инвестиционных проектов, в том числе в рамках государственно-частного партнерства;
- наращивание потенциала в регионах с целью расширения возможностей формирования будущего развития, его реализации, поиска источников и механизмов развития;
- формирование индивидуальных подходов к развитию каждого объекта управления;
- интеграция в регионах и на территориях механизмов обеспечения национальной безопасности.

Но для того, чтобы всё это было претворено в жизнь, правительство страны разработало инструменты кластерной политики. Как сообщил советник премьер-министра Азамат Мукашев, «следует внедрять программы по стимулированию развития кластеров, прилагать усилия всех участников по созданию и развитию кластеров в регионах. Необходимо запускать инвестиционные проекты, включающие маркетинговые, финансовые и прочие нововведения, направленные на интеграцию и повышение конкурентоспособности участников кластера. Следует добиваться повышению инновационности различных отраслей экономики, развитие МСБ, стимулирование инициатив, повышать конкурентоспособность и наконец, развивать взаимодействия между государством, бизнесом и наукой».

Ну а пока, существуют нерешённые текущие проблемы, о которых рассказал Председатель правления Ассоциации развития Агропромышленного Комплекса Туратбек Укубаев. В частности, он заявил, что «страна по-прежнему является импортозависимой по основным продуктам питания таким, как: мясо, мука, масло. В Кыргызстане размер пахотных земель на одного человека составляет менее 0,25 га/чел. Это катастрофически малая цифра. Увеличивается мелкотоварное производство, а количество сельхозпроизводителей не снижается. Главное же то, что применяемые технологии ведения хозяйства морально устарели, а энерготехнических мощностей не хватает».

Но есть надежда на то, что данный круглый стол задаст нужный вектор движения по направлению всецелого развития агропромышленного комплекса КР. Впервые за долгие годы были подняты злободневные проблемы и озвучены пути их преодоления.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий