• 89.51
  • 97.5
  • 0.97
  • 0.2

ИАЦ «Кабар»: Цифровизация в КР. Современные технологии в сфере образования в условиях коронавируса

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Мир столкнулся с серьёзным вызовом. Коронавирус уже породил в обществе новую систему ценностных ориентиров. По причине пандемии вируса жизнь буквально замерла. В том числе отменены все занятия в школах и в высших учебных заведениях. Многие задались риторическим вопросом: что делать?

Министерство образования и науки КР предварительно дало пояснение. В частности, в целях предотвращения распространения коронавируса и обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности граждан Министерство образования и науки будет принимать заявления и обращения граждан онлайн. Поэтому министерство рекомендует гражданам обращаться из дома. Оставить обращение или заявление можно онлайн на разработанном ведомством портале http://kat.edu.gov.kg/. На портале http://kat.edu.gov.kg граждане могут выбрать соответствующее подразделение министерства, заполнить необходимые поля и направить заявление в электронном виде. «Обращения или заявления поступают на электронные адреса соответствующих подразделений министерства. В свою очередь, специалисты обязаны отвечать на письма в сроки, предусмотренные законом», - говорится в сообщении.

Также необходимо отметить, что Колледжи и ВУЗы Кыргызстана перешли на дистанционное обучение. Об этом говорится в приказе Министерства образования и науки. Руководителям средних и высших профессиональных учебных заведений вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности приказано на время преждевременных каникул организовать для студентов образовательный процесс с применением дистанционных технологий и онлайн-курсов, а также разработку планов самостоятельной работы студентов.

Президент Сооронбай Жээнбеков в своё время подчеркивал, что граждане должны почувствовать результаты цифровой трансформации в повседневной жизни. Как отмечал Президент, исключение человеческого фактора при предоставлении государственных услуг является важнейшей задачей.

Как отмечает методист, кандидат философских наук Эдвард Роор, «как раз сейчас настал тот момент, когда внедрение цифровых технологий может показать реальный пример того, насколько своевременно Президент Жээнбеков затеял столь серьёзные преобразования. Пандемия коронавируса, такое впечатление, даёт возможность людям изменить своё собственное сознание. Отчасти цифровизация может вывести наше поведенческое бытие на новый уровень. Сейчас по причине опасного заболевания практически все заточены в своих домах и как раз теперь главная, я считаю, инициатива Президента страны должна оправдать себя».

Любые изменения в жизни общества неизменно влекут за собой изменение духовной культуры, представленной системой образования и науки. Задача государства в том, чтобы эти изменения были направлены в созидательное русло. Но любой исторический период не следует рассматривать однобоко. За последние годы в Кыргызстане система образования была пущена на самотёк. Предыдущие Президенты за годы их правления не уделяли этой сфере достойного внимания. В отличие от своих предшественников, Сооронбай Жээнбеков поднял этот вопрос на самый высокий уровень, и теперь надо полагать образованию будет уделяться повышенное внимание и в дальнейшем.

Образование – это основа основ любого государства. Необходимо обращать внимание на уровень образовательного процесса для того, чтобы он в конечном итоге приносил свои плоды. Ведь людской ресурс, его образованность и есть ощутимая и прочная основа дальнейшего развития, как общества, так и государства в целом. Данному вопросу серьезное значение придаёт Президент КР Сооронбай Жээнбеков.

Стоит напомнить, что глава государства обсуждал все вышеуказанные вопросы с министром образования и науки республики Каныбеком Исаковым. Президент напомнил, что сфера образования занимает важное место в процессе развития страны. Обсуждены вопросы улучшения качества образования в соответствии с международными стандартами. Были затронуты вопросы ускорения процесса цифровизации в сфере образования, развития системы профтехобразования. Министр образования и науки Каныбек Исаков представил информацию о проводимых мероприятиях по развитию сферы образования и решению актуальных проблем. Он сообщил, что проведен тщательный анализ сферы образования.

Разработан проект Стратегии развития образования на 2020–2030 годы. «По всей стране созданы и продолжают создаваться электронные карты школ и Единая база управлений образования. Это позволит оперативно получать соответствующую информацию о школах в стране и анализировать ситуацию», - отметил Каныбек Исаков.

Как подчеркнул министр, цифровизация сферы образования будет продолжена. Начнется процесс электронной выдачи лицензий организациям сферы образования, будет ускорено подключение школ к интернету. Цифровые технологии в виде электронной очереди, электронных дневников будут повсеместно распространены, есть планы по запуску образовательного проекта «Алиппе ТВ».

«Скажу, что цифровизация сферы образования будет иметь колоссальное значение для развития образования в нашей стране. Необходимо ускорить процесс подключения школ к бесперебойному интернету, а также в скором времени начать разработку методик дистанционного обучения. Актуально, как никогда», - заявил Эдвард Роор.

Стоит добавить, что для повышения квалификации учителей будут введены дистанционные методы обучения. В рамках проекта «Школа будущего» планируется подготовка учеников к международным олимпиадам. Инновационный проект, реализуемый в 30 школах республики, будет распространен по всей республике. Главное, планируется до 2024 года добиться целей по включению вузов Кыргызстана в международные рейтинги высших учебных заведений.

В продолжение темы, необходимо отметить, с целью повышения качества образования и обеспечения безопасности учащихся компания MegaCom и Министерство образования и науки Кыргызской Республики не так давно подписали меморандум о стратегическом сотрудничестве в создании электронной системы контроля образовательных процессов в школах столицы.

Внедряемые цифровые технологии управления и контроля будут включать следующие функциональные особенности:

Во-первых, это доступ школьников и учителей в здание школ, когда приход и уход фиксируются с помощью специальных чипов, специальных браслетов и через распознание лица. В последующем информация о времени пребывания детей в образовательном учреждении будет своевременно поступать родителям в виде SMS-сообщений.

Как говорит методист дошкольного и школьного образования Антонина Фадеева, «мы начинаем говорить о будущем уже сегодня. Подобные пилотные проекты пойдут на благо и, по-крайней мере, дадут толчок к реальному продвижению цифровых технологий в Кыргызстане, да и на всём постсоветском пространстве. Но есть и скептики, которые пока говорят о том, что пока рано внедрять столь сложные технологии, особенно в регионах, где по объективным причинам нет соответствующей инфраструктуры, а кадры пока не совсем квалифицированы, а значит, реализация данного проекта может быть заметна снижена. Но в любом случае, подобный проект откроет потенциал роста и стремление подтянуться к лучшим образцам. Может спровоцировать волну прогресса в регионах. Это очень актуально в новых реалиях, с которыми столкнулся мир, столкнулись мы. Во время роста распространения коронавируса внедряемые технологии могут открыть новые возможности, а главное продолжить процесс обучения в новых, доселе невиданных условиях».

Также, в школах появятся электронные журналы и дневники, которые позволят отслеживать успеваемость учеников, смотреть их оценки, количество пропусков в режиме реального времени. Немало важным аспектом будет внедрение видеоконференцсвязи и дистанционного обучения в виде вебинара, при котором у учащихся из регионов появится возможность получать знания у преподавателей.

«Вот этот пункт чрезвычайно полезен для эффективности достижения высоких показателей для каждой школы. Важно выводить наше среднее и высшее образование на более высокий уровень. Мы об этом говорим практически каждый год, но только сейчас сфера образования может принципиально преобразиться. Дистанционное обучение и его эффективность уже доказана западными образовательными институтами. В нынешних условиях мы также можем протестировать его эффективность на деле. Но нужно учесть и то, что технологии технологиями, а важно ментальное сознание каждого учителя. Я думаю, что мы к этому придём и коронавирус, как раз может создать такой прецедент. Это неизбежность и та мера, которая по-настоящему сможет изменить уровень дошкольного, школьного и высшего образования в нашей стране», - подчеркнула методист.

На данный же момент, 210 учителей Бишкека готовятся к онлайн-обучению в связи с карантином. Онлайн уроки по основным предметам будут проходить на местных телеканалах, среди них: «ЭЛТР», «Баластан» по специально разработанному расписанию. Кроме этого, видеоуроки будут и на Youtube. Формируется расписание виртуальных уроков для более 60 муниципальных и более 10 частных школ.

Важно помнить то, что образование – это главная сила государства, и когда речь идет о развитии страны, невозможно изолированно брать только развитие экономики и других отраслей, так как развитие – это синтез системы управления, практической деятельности, совершенствования образования, а также и научных изысканий.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий