ИАЦ «Кабар»: Цифровая модернизация таможенных пунктов для исключения коррупции

Аналитика 0


В связи с проведением работ по оптимизации таможенных процессов, в рамках Соглашения с ВТО (Всемирная торговая организация) по упрощению процедур торговли в начале текущего года утвержден новый Порядок взаимодействия уполномоченных государственных органов КР в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС от 21 февраля 2019 года. Согласно этому документу осуществляется совместный досмотр государственных контролирующих органов, в целях уменьшения времени выпуска товаров на автомобильных пунктах пропуска.

В частности, с 12 февраля 2016 года, совершение таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, ввозимых автомобильным транспортом на таможенную территорию ЕАЭС в Кыргызской Республике, осуществляется только после представления предварительной информации в отношении товаров, ввозимых автомобильным транспорта.

Порядок ввоза товаров через границу

Согласно порядку заинтересованные лица в срок не ранее чем за 30 дней и не позднее, чем за 2 часа до ввоза на территорию КР товаров и транспортных средств международной перевозки представляют в таможенные органы предварительную информацию в электронном виде.

После прибытия товаров и транспортных средств, в пункт пропуска перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в установленные сроки.

Предварительная информация используется для получения таможенными органами сведений о товарах, планируемых к перемещению через таможенную границу Союза для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, до прибытия товаров на таможенную территорию Союза.

Вместе с тем, отмечаетcя, что с 2013 года все таможенные операции в пунктах пропуска и в местах таможенного оформления таможенных органов Кыргызской Республики осуществляются посредством единой автоматизированной информационной системы ГТС.

Как сообщили в таможенной службе КР, для участников внешнеэкономической деятельности предоставление предварительной информации значительно ускоряет время прохождения товаров и транспортных средств на границе, так как сведения о прибывающих товарах и транспортных средствах вносятся в ЕАИС до прибытия товаров на пункт пропуска.

«Предварительную информацию можно подать из любой точки мира посредством Интернета. Данная система позволяет сократить время прохождения грузов на пунктах пропуска, заблаговременно получать сведения о необходимых разрешительных документах для завершения таможенных формальностей, а также провести оценку о существующих рисках. Кроме того, подача предварительной информации обеспечивает надлежащее применение форм таможенного контроля», - сообщил начальник МТО «Кант» Азамат Абдувалиев.

Также на ГТС возложены функции по радиационному контролю товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в Кыргызскую Республику. Радиационный контроль в пунктах пропуска направлен на соблюдение международного режима нераспространения ядерного оружия и ядерных материалов, предотвращение нарушений таможенных правил при перемещении через государственную границу радиоактивных материалов, товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения. Радиационному контролю должны подвергаться все без исключения физические лица, товары и транспортные средства, пересекающие государственную границу Кыргызской Республики.

Радиационный контроль осуществляется ГТС в соответствии с положением о проведении радиационного контроля в пунктах пропуска, на государственной границе КР.

Следует отметить, что в соответствии с соглашением между правительствами КР и РФ об оказании технического содействия Кыргызской Республике в рамках процесса присоединения к ЕАЭС российской стороной проводятся мероприятия по модернизации пунктов пропуска. В рамках этих мероприятий пункт пропуска «Торугарт» оснащен стационарным оборудованием - портальными мониторами радиационного контроля, дезинфекционным барьером для осуществления санитарно-карантинного контроля, а также пункты оснащены инспекционно-досмотровыми комплексами сканирующими большегрузные автомобили, проходящие через границу.

Необходимо отметить, что в рамках поручения первого вице-премьер-министра КР Кубатбека Боронова подписано соглашение между ГТС и Министерством транспорта и дорог КР о межведомственном обмене информацией посредством системы межведомственного взаимодействия «Тундук». Целью указанного соглашения является обмен данными результатов весогабаритного контроля транспортных средств, взвешивание которых осуществлено на пунктах пропуска внешней границы ЕАЭС и внутренних стационарных постах, для эффективного обеспечения транспортного и таможенного контроля.

Так, после осуществления взвешивания транспортного средства в автоматическом режиме формируется акт весогабаритного контроля с указанием результатов взвешивания на динамических весах. Акт весогабаритного контроля распечатывается и передается перевозчику. Дополнительно по пути следования до места таможенного оформления осуществляется контрольное взвешивание транспортного средства во внутренних стационарных постах транспортного контроля.

Кроме того, разработан сервис для информационного обмена, он размещен в каталоге системы межведомственного взаимодействия «Тундук». В настоящее время осуществляется информационный обмен в промышленном режиме. Таким образом, результаты осуществления весогабаритного контроля передаются в автоматическом режиме в ГТС и МТиДКР посредством системы «Тундук».

Стоит отметить, что ввод в эксплуатацию инспекционно-досмотровых комплексов позволит наиболее быстрым и удобным способом, анализировать товары для обнаружения возможного перемещения запрещенных предметов, оружия, взрывчатых и наркотических веществ, а также проводить проверки содержимого груза на соответствие товарно-сопроводительным документам. Тем самым, при определении видов коридора, эта мера позволяет максимально сократить необходимость проведения физического досмотра, что в свою очередь значительно сокращает время прохождения таможенного контроля.

Вместе с тем, при проведении таможенного контроля в зависимости от объектов таможенного контроля таможенные органы вправе применять меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, в том числе таможенное сопровождение.

Порядок таможенного сопровождения товаров, транспортных средств и документов, а также сроки и последовательность действий должностных лиц в сфере таможенного дела при проведении таможенного сопровождения определены положением о таможенном сопровождениии.

После завершения вышеперечисленных действий, посредством ЕАИС ГТС товары и транспортные средства помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита. При этом формируется транзитная декларация на основании предоставленной предварительной информации, до пункта назначения в место таможенного оформления.

При этом, все имеющиеся документы в отношении товаров и транспортных средств помещаются в сейф-пакет и вручаются перевозчику. В дальнейшем товары и транспортные средства по акту приема-передачи передаются от должностного лица совершившему выпуск товара должностному лицу осуществляющему таможенное сопровождение.

По прибытию товаров из пункта пропуска в места таможенного оформления и для завершения таможенной процедуры «таможенный транзит» товары помещаются на склад временного хранения для проведения таможенных операций, связанных с выпуском.
Последовательность осуществляемых операций при выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой:

  1. Прохождение весогабаритного контроля на СВХ;
  2. Передача сейф-пакета с товаросопроводительными документами от инспектора таможенного сопровождения к инспектору МТО путем акта-приема передачи;
  3. Закрытие инспектором транзитной декларации, после чего формируется «документ временного хранения» (далее – ДВХ);
  4. На основании ДВХ транспортное средство с товарами помещается на СВХ;
  5. Декларант (представитель декларанта по доверенности) у инспектора получает сейф-пакет с товаросопроводительными документами, при этом сделав запись в журнале о получении товаросопроводительных документов;
  6. Декларант или его представитель обращается к услугам таможенного представителя для формирования «декларации на товары» (далее – ДТ) путем программного обеспечения «АРМ Брокер» с идентификационным номером;
  7. После формирования ДТ декларант или его представитель берет талон электронной очереди после чего заявляет сведения о товарах в таможенный орган путем подачи электронного идентификатора пакета;
  8. Главный инспектор МТО в соответствии с системой управления рисков электронно назначает инспектора досмотровой группы на осуществление таможенного контроля осмотр/досмотр товаров;
  9. Инспектор досмотровой группы применяя технические средства таможенного контроля осуществляет осмотр/досмотр;
  10. После проведения осмотра/досмотра инспектор досмотровой группы составляет акт таможенного досмотра в двух экземплярах, где один экземпляр передается декларанту или его представителю;
  11. На основании проведенного таможенного контроля инспектор МТО осуществляет выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

При этом, необходимо отметить, что в МТО внедрена система подтверждения оплаты таможенных платежей в режиме реального времени. То есть, уплаченные субъектами таможенные платежи и налоги автоматически загружаются в ЕАИС ГТС и суммы уплаченных в банк таможенных платежей при оформлении отображаются в ЕАИС ГТС в реальном времени, что также способствует ускоремному прохождению таможенных процедур.

Вместе с тем, стоит отметить, что в настоящее уже внедрена система видеонаблюдения с онлайн передачей данных в центральный аппарат ГТС для мониторинга деятельности сотрудников таможенной службы на пунктах пропуска и в местах таможенного оформления.

Внедрение системы видеонаблюдения способствует улучшению эффективности работы сотрудников ГТС, а также снижению коррупционных рисков при осуществлении таможенных операций.

На данный момент завершены работы по установлению 472 камер видеонаблюдения, из них на пункте пропуска «Торугарт» - 73 видеокамеры и на пункте пропуска «Иркештам» - 50 видеокамер. На сегодняшний день камеры видео наблюдения на пунктах пропуска и мест таможенного оформления подключены к национальной системе мониторинга через систему межведомственного электронного взаимодействия "Тундук".

К примеру, на «Торугарт» трансляция в on-line режиме с 4 камер видеонаблюдения, «Иркештам» трансляция в on-line режиме с 4 камер видеонаблюдения, на МТО «Кант» трансляция в on-line режиме с 2 камер видеонаблюдения, на МТО «БТС» трансляция в on-line режиме с 2 камер видеонаблюдения, на МТО «Кыргызмебель» трансляция в on-line режиме также с 2 камер видеонаблюдения.

Как сообщил перевозчик товаров из Китая время прохождения процедур значительно сократилось. Если раньше на осмотр и оформление документов на границе уходил 1-2 дня, сейчас эта процедура занимает всего 15-20 минут.

Кроме того, в среднем одна грузовая фура проходящая через границу с товаром из Китая оплачивает примерно 1 миллион сомов. Эта сумма складывается из таможенных сборов, налогов и все возможных отчислений, из которой сумма таможенных сборов составляет примерно треть. По словам сотрудников КПП «Торугарт» в день через границу проходит от 5 до 50 фур. При этом план на сборы для ГСТ правительством установлен в сумме 44 миллиарда сомов.

Очевидно, что все данные меры создают благоприятные условия для перевозки грузов и сокращения коррупции в таможенных органах.

Мирлан Киизбаев
ИАЦ «Кабар».

Комментарии

Оставить комментарий