ИАЦ «Кабар»: Центральная Азия пришла в геополитическое движение

1699 просмотров Аналитика 0

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выступил с инициативой о создании Ассоциации глав регионов стран Центральной Азии. По его словам, необходимо уделить приоритетное внимание межрегиональному сотрудничеству. И для этого он предложил учредить Ассоциацию руководителей в лице хокимов регионов и бизнес-сообществ государств Центральной Азии. Это, по мнению главы Узбекистана, позволит наладить прямой диалог с регионами и с их руководителями, а также бизнес-сообществами, что в конечном итоге даст результат.

По этому поводу эксперты считают, что новые инициативы главы Узбекистана вызывают уважение, поскольку регион Центральная Азия начал двигаться в новом направлении, благодаря чему взаимоотношения стран региона, которые претерпевали застои на протяжении долгих десятилетий, начали претерпевать изменения в лучшую сторону. Они также считают, что в перспективе это будет способствовать улучшению позиций стран Центральной Азии на мировой арене. Обо всем этом и том, как регион Центральная Азия пришел в геополитическое движение рассказал эксперт по международным делам Эдил Осмонбетов.

Картинки по запросу осмонбетов эдил

Ключевая идея, говорит политолог, если брать регион Центральной Азии в целом в 2017 году, то он вошел в новый геополитический цикл. Тем не менее, несмотря на то, что началось геополитическое движение всего региона, этот процесс пока неясен. «Улучшение кыргызско-узбекских отношений, которое происходит быстрыми темпами и в какой-то мере обострение кыргызско-казахских отношений, говорит о том, что регион пришел в движение», - обращает внимание политолог.

По его словам, причина этого в том, что Кыргызстан и Узбекистан в настоящее время пытаются вскрыть тот конфликтный потенциал, который есть в регионе и те причины, которые подпитывают этот регион. Говоря проще, убрать эти условия и причины, подпитывающие регион и в какой-то мере конфликты стран, которые имеются, чтобы они носили не только национальный, а общенациональный приоритет.

Более того, через кыргызско-узбекские отношения и выступления главы КР по ключевым региональным вопросам в движение приводится даже ЕАЭС. «В кавычках же получается, что ЕАЭС это бюрократическая организация, которая благодаря нашим действиям начала приводится в движение», - говорит Э.Осмонбетов.

Как обозначил эксперт по международным делам, все структуры и СНГ, и ЕАЭС приводятся в движение по той причине, что регион Центральная Азия начал свое геополитическое движение и в этом большая заслуга Кыргызстана и Узбекистана. «Хотим мы этого или нет, но движения начались», - отметил он.

Осмонбетов пошел дальше в объяснении причин и добавил, что эти структуры сидели бы спокойно без движений и дальше из-за бюрократизма, но им приходится начать движение в виду своей вынужденности реагировать на новые вызовы и ликвидировать эти причины, чтобы убрать такой негативный потенциал.

«А так бы это все продолжалось», - подчеркивает политолог.

Наряду с этим Кыргызстан использует еще и многие международные структуры в лице ООН, СНГ и ЕАЭС и самое главное это двусторонние контакты.
Учитывая все это, политолог указывает на то, что шаги руководства Узбекистана в этом направлении при президенте Мирзиееве весьма интересные.

«Год назад президент РУз Ш.Мирзиеев в своем выступлении сказал, что его приоритетом будет улучшение двусторонних отношений с соседями по региону Центральной Азии. Там и региональное взаимовыгодное сотрудничество. Даже в Самарканде прошла конференция под названием «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания» и вот это ключевое событие, которое, мы как видим, происходит сейчас», - говорит он.

И как говорит Э.Осмонбетов, всё-таки цель Кыргызстана и Узбекистана – превратить центрально-азиатский регион в стабильный и процветающий регион. А это невозможно без вскрытия всего конфликтного потенциала. «Это необходимо для того, чтобы он обнажился, и мы могли бы его решить. Вот для этого президент Узбекистана предложил интересную идею о создании площадки, на которой можно было бы поспособствовать организации региональных консультационных встреч глав государств Центральной Азии», - считает он.

По мнению эксперта, есть несколько причин такой необходимости.

Во-первых, в ней наблюдается большая потребность и у Кыргызстана, и у Узбекистана. «Это ощущается и это правда», - говорит он.

Во-вторых, это даст возможность совместному поиску путей решения общерегиональных проблем, чего невозможно без обсуждения между главами государств.

«Ведь мы всегда ищем внешних арбитров и нам должны помогать в этих вопросах внешние игроки. Но нам этого не нужно и мы сами можем напрямую решать это все и это хорошо, так как мы суверенные государства и у нас общая история, менталитет и общие подходы ко многим вопросам», - отмечает политолог.

Э.Осмонбетов также указывает на то, что предлагаемые консультативные встречи глав государств не будут носить характер новой международной организации Центральной Азии, также как и интеграционной структуры. Новый формат, по его словам, не имеет своего устава и не имеет надгосударственных органов. «Многие страны опасаются, что будут создаваться наднациональные органы, что это приведет к потере суверенитета и что будут руководить третьи страны – региональные и глобальные. А здесь предлагается такая региональная площадка, где будут обсуждаться вопросы межгосударственного сотрудничества, будет диалог, который будет направлен исключительно на сверку часов», - считает Э.Осмонбетов. Он добавил, что это в какой-то мере указывает на начало формирования общей повестки стран Центральной Азии.

Другим интересным моментом является то, что в этой идее уже имеется потребность, но нужно снять имеющееся между странами региона напряжение. И по мнению Осмонбетова, президенты Кыргызстана и Узбекистана как раз и вскрывают этот потенциал и с их стороны предлагается реальное решение в виде региональной площадки, на которой можно было бы обсудить имеющиеся вопросы без посредников или внешних арбитров.

Еще одним примечательным моментом важности повестки дня всей Центральной Азии является глобализация, которая происходит сейчас и имеет обратную сторону, которая выражена регионализацией. «Когда мир взаимосвязан, страны пытаются объединяться в группы. А у нас общая история и менталитет и все общее. И вот кыргызско-узбекские отношения как раз являются первым шагом для объединения Центральной Азии в единый плацдарм. Таджикистан и Туркменистан далее уже сами примкнут», - говорит политолог.

И уже вместе, региону Центральная Азия будет легче занять в глобальном мире более достойное место и существовать более серьезно.

Относительно предложения президента Узбекистана о развитии межрегионального сотрудничества, эксперт по международным делам говорит, что это уже будет прямым диалогом с регионами, с их руководителями и бизнесом. «Результат в перспективе ожидается очень хороший, поскольку в случае решения вопроса приграничной торговли, то это поспособствует решению многих вопросов на местах», - считает политолог.

По словам эксперта по международным делам, в наше время границы существуют лишь для одной цели – граница служит для того, чтобы открывать возможности транзита, дружеских отношений, торговли и развития экономики. «А не так, чтобы закрывать ее и давить. Поэтому эта Ассоциация руководителей региона Центральной Азии она будет интересна, поскольку она будет способствовать формированию горизонтальных связей региона. И это позволит улучшить потенциал», - говорит он.

Осмонбетов обратил внимание и на данные, приведенные главой Узбекистана, согласно которым в 2017 году Узбекистан увеличил товарооборот на 20% в среднем, а с некоторыми государствами почти на 70%. Также политолог обратил внимание и на те слова главы соседнего государства Мирзиеева, который привел такие цифры, что по данным ООН в случае создания эффективной кооперации стран Центральной Азии, то через 10 лет регион повысит свой региональный ВВП в 2 раза. И это, по мнению политолога, говорит о большом имеющемся потенциале у региона.

«Тут также есть другой интересный момент, который обусловлен тем, что когда руководство государств вмешивается в процесс дружбы между странами и регионами, то всему процессу мешает процесс бюрократии. А тут прямые горизонтальные связи со всеми странами Центральной Азии», - сказал эксперт по международным делам, согласившись со словами президента Узбекистана, выразивший в своей речи аналогичную позицию.

Эдил Осмонбетов указывает и на то, что в процессе улучшения сотрудничества и объединения стран региона Узбекистан пошел еще дальше и предложил предоставить инициативу любой стране Центральной Азии. «Не обязательно, чтобы это был Бишкек, Ташкент, Душанбе или Астана. И этот гибкий формат позволит в будущем отрегулировать потенциал регионального сотрудничества», - отмечает политолог.

Однако, говорит Осмонбетов, сейчас мы можем сказать, что через кыргызско-узбекские отношения формируется новая модель Центральной Азии и это новый тренд. «И наконец можно сделать вывод, что региональное лидерство Узбекистана возрастает и он уже становится локомотивом Центральной Азии. Казахстан же теряет эту позицию», - резюмировал эксперт по международным делам.

Эрмек Абдрисаев,
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий