ИАЦ «Кабар»: Состояние и перспективы системы образования в свете внедрения цифровизации

Аналитика 0

2020 год – год больших испытаний. Мир столкнулся с серьёзным вызовом. Коронавирус уже породил в обществе новую систему ценностных ориентиров. По причине пандемии вируса жизнь буквально замерла. В том числе были отменены все занятия в школах и в высших учебных заведениях, а новый учебный год также начался для многих учащихся школ и ВУЗов с дистанции. Многие задались риторическим вопросом: что делать дальше, а главное чего ожидать?

«С одной стороны, это действительно коллапс. Никто особо не был готов к такому повороту. Испытанию подверглись все. Особенно учителя и преподаватели, с которых никто не снимал ответственности и профессиональных навыков, которые они должны были резко, мгновенно трансформировать и подстроить под новые условия. Не скрою, не всё получилось ладно, до сих пор есть шероховатости в системе онлайн обучения. Да, это пока нельзя назвать системой, это пока только первые шаги. Так вот из положительного хочу отметить то, что этот первый опыт может проложить дорожку будущим поколениям в освоении дистанционной формы обучения. Нужно быть готовыми ко всему в нашем быстроменяющимся мире. Кыргызстан вовремя стал внедрять цифровизацию во все области жизнедеятельности. Образование одно из таких направлений, где цифровые технологии могут быть крайне полезными, интересными и работающими на будущее», - заявила литературовед, методист Татьяна Тележкина.

Продолжая заданную тематику стоить отметить, что Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков накануне провел онлайн-совещание с министром образования и науки КР Каныбеком Исаковым. Обсуждены текущее состояние и перспективы развития системы образования, меры по ее цифровизации.

Министр образования и науки Каныбек Исаков проинформировал о разработке проекта Стратегии развития системы образования на 2020–2040 годы, которая была вынесена на общественное обсуждение и в данное время находится на рассмотрении Правительства.

Он сообщил, что в рамках цифровизации образовательной сферы разработана информационная система управления образованием, которая охватывает все уровни системы образования. На сегодняшний день в нее включены данные 1,5 млн. студентов, преподавателей и воспитателей, ежедневно в электронную базу вводятся данные порядка 15 тыс. человек. Работы завершатся к 1 декабря и база данных будет интегрирована с системой электронного межведомственного взаимодействия «Түндүк». Также в электронную базу данных вносится информация об инфраструктуре учебных заведений — корпуса, здания, общежития.

Каныбек Исаков сообщил, что в целях исключения человеческого фактора и коррупционных рисков была автоматизирована система выдачи зарплаты учителям. Это позволило устранить ошибки при расчете налоговых платежей и избавиться от коррупционных рисков.

Также глава минобразования проинформировал, что в онлайн-формате проведен прием абитуриентов, в результате у каждого абитуриента была возможность дистанционно поступить в желаемое учебное заведение. Данное новшество устранило коррупционные риски и избавило родителей абитуриентов от сопутствующих расходов, связанных с переездом, проживанием.

Как отмечает методист, кандидат философских наук Эдвард Роор, «как раз сейчас настал тот момент, когда внедрение цифровых технологий может показать реальный пример того, насколько своевременно Президент Жээнбеков затеял столь серьёзные преобразования. Пандемия коронавируса, такое впечатление, даёт возможность людям изменить своё собственное сознание. Отчасти цифровизация может вывести наше поведенческое бытие на новый уровень. Сейчас по причине опасного заболевания практически все должны были изменить свои привычки и образ жизни. Я считаю, инициатива Президента страны должна оправдать себя. Как показала практика кыргызстанские преподаватели, учителя способны перейти на полную дистанционную форму обучения. Нужна практика, талант и рвение. Без энтузиазма всё равно не получиться вершить историю. Наша сфера, как и сфера медицинская держится на идеи, и на таких же идейных людях, которые приходят в это ремесло только с одной целью – давать, а не получать. Следует и дальше поддержать зачатки новых преобразований в стране, чтобы все были готовы к разным испытаниям, но никто не страдал бы от них».

Надо сказать, что любые изменения в жизни общества неизменно влекут за собой изменение духовной культуры, представленной системой образования и науки. Задача государства в том, чтобы эти изменения были направлены в созидательное русло. Но любой исторический период не следует рассматривать однобоко. За последние годы в Кыргызстане система образования была пущена на самотёк. Предыдущие Президенты за годы их правления не уделяли этой сфере достойного внимания. В отличие от своих предшественников, Сооронбай Жээнбеков поднял этот вопрос на самый высокий уровень, и теперь надо полагать образованию будет уделяться повышенное внимание и в дальнейшем.

Добавим, что во время онлайн-совещания с Президентом Министр добавил, что 17 сентября состоится практический семинар для ректоров вузов на базе Ошского государственного университета по внедрению цифровых методик в систему образования.

Наряду с этим Каныбек Исаков сообщил, что прозрачно был проведен отбор на обучение в зарубежные вузы, все экзамены прошли открыто, нареканий со стороны родителей нет. Итого в вузы Венгрии поступили 75 человек, Беларуси — 10, Казахстана — 5, Китая — 70 и Латвии — 5.

Упорядочен процесс выпуска книг, разработано соответствующее положение, и работа в данном направлении систематизирована.

«Скажу, что цифровизация сферы образования будет иметь колоссальное значение для развития образования в нашей стране. Это будущее, которое никак нельзя класть в долгий ящик. Необходимо ускорить процесс подключения школ к бесперебойному интернету, а также в скором времени начать разработку методик дистанционного обучения. Актуально, как никогда. Пока методик нет, есть авральная и стихийная работа, которая и выявляет недостатки. Но через это надо пройти, чтобы приобрести опыт», - заявил Эдвард Роор.

Стоит добавить, что для повышения квалификации учителей будут введены дистанционные методы обучения. В рамках проекта «Школа будущего» планируется подготовка учеников к международным олимпиадам. Инновационный проект, реализуемый в 30 школах республики, будет распространен по всей республике. Главное, планируется до 2024 года добиться целей по включению вузов Кыргызстана в международные рейтинги высших учебных заведений.

Кроме того, несмотря на пандемию коронавирусной инфекции строительство школ на бюджетные средства не приостанавливалось, к 1 сентября в эксплуатацию введены 14 школ. До конца текущего года будет завершен ремонт в 21 аварийной школе, и они также начнут работу, еще 13 новых школ введут в эксплуатацию до конца текущего года. Кроме этого, до конца текущего года также завершится строительство 3 школ из 15, которые строятся на средства из Единого депозитного счета, где аккумулировались средства от борьбы с коррупцией.

Наряду с этим проводится работа по охвату интернетом всех школ страны. Также если в прошлом году горячим питанием были обеспечены 1485 школ (1-4-классы), то в этом году обеспечены еще 150 школ — итого на сегодняшний день горячим питанием обеспечены 1635 школ или 71%, а к 2022 году планируется охватить 100%. Для полного охвата школ горячим питанием в некоторых отдаленных местах требуется чистая вода, и с запуском проектов по обеспечению населения питьевой водой также решится вопрос обеспечения школьников горячим питанием, подчеркнул министр образования и науки Каныбек Исаков.

В ходе онлайн совещания министр озвучил предложение о планах по возобновлению обучения в школах при стабилизации эпидемиологической на традиционной основе с октября месяца.

Сооронбай Жээнбеков с удовлетворением отметил позитивные преобразования в системе образования, в частности по ее цифровизации.

Глава государства подчеркнул, что все развитые страны мира активно внедряют передовые цифровые технологии в образовательную сферу, в связи, с чем отметил необходимость их дальнейшего освоения и применения на практике. Сооронбай Жээнбеков добавил, что реализация мер в данном направлении не должна приостанавливаться.

Он также положительно отозвался об автоматизации процесса начисления зарплат учителям, что в свою очередь позволит исключить «мёртвые души» и значительно сэкономить бюджетные средства. Он призвал проверить все школы страны на предмет выявления коррупционных схем при оплате заработной платы учителям.

Кроме того, призвал обратить внимание на деятельность вузов в части улучшения образовательных методик, модернизации своей деятельности.

Президент поддержал предложение о возобновлении образовательного процесса в традиционном режиме в ближайшее время, порекомендовав начать этот процесс поэтапно — с начальных классов школ.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий