• 88.85
  • 94.81
  • 0.95
  • 0.2

Сила личности в Айтматовских произведениях

Ч.Айтматов 0

Читайте и смотрите нас в

Сила личности – это способность проявить силу духа, вынести любые тяготы и с достоинством преодолеть все трудности, которые подстерегают всех нас на долгом и порой непростом жизненном пути.

Чынгыз Айтматов был не только гениальным, талантливым писателем, конструктором человеческих душ, но и поистине глашатаем силы личности. Каждый его герой может быть примером для каждого из нас. Сколько перипетий описывает писатель в разных своих произведениях, с которыми сталкиваются его персонажи, но каждый из них демонстрирует немереный дух и проявление силы личности.

Литература всегда давала человечеству источник, из которого мы безудержно черпаем мудрость, закаляем свой характер, учимся, получаем наглядные примеры преодоления различных проблем, а также стараемся распознавать добро и зло. Литература всегда будоражила умы, заставляла души проснуться для лучшей жизни, окунуться в водоворот событий.

И для каждого из нас есть определённый писатель, который способен раскрыть наш внутренней мир с небывалой силой. Чтение лучших произведений Чынгыза Айтматова является подобным стимулом к познанию самого себя. Уникальность Айтматова заключается в том, что он благодаря своим произведениям стал некой Вселенной. В чём же заключается эта Вселенная? В том, что сюжеты для своих произведений и главных героев он брал из повседневной жизни. Поэтому они получились настолько правдивыми, такими похожими на нас. Читателю не надо додумывать и представлять что-то абстрактное, каждый поворот событий в Айтматовских книгах – это определённый период нашего с вами исторического периода, развития, становления, сознания.

Как отметила литературовед Татьяна Тележкина, «его повесть «Белое облако Чингисхана» имеет загадочное, привлекающее внимание, интересное заглавие. Мы неоднократно отмечали философскую глубину писателя. В этом произведении он вновь показал всем, что может считаться не только писателем, но и философом, мудрецом. Противоречие же заключено в самом сочетании - белое облако и Чингисхан. Хотя противостояние не явное, а скрытое, завуалированное, с богатым подтекстом, как часто бывает у Айтматова. Чингисхан — жестокий, властный повелитель, могущественный завоеватель. Он не останавливается ни перед чем в достижении своей цели: «Идя походом на завоевание Запада, ведя за собой через великие азиатские пространства народ армию, Чингисхан в сарозекских степях учинил казнь — предал повешению воина-сотника и молодую женщину-золото швейку, которые ослушались великого правителя, и поставили свою любовь выше его завоевательских целей».

«Белое облако во многих религиях мира является символом чистого, Божественного начала. Чем же связаны они диктатор и небесное покровительство? Пока Чингисхан творит дела земные, небеса к нему благоволят. Но как только он начинает решать, кому жить, а кому умереть, небесная защита — туча, облако, летевшая над головой великого хана, закрывающая его от палящих лучей солнца,— исчезает», - рассказывает литературовед.

Параллельно с этой сказкой-притчей мы узнаем и развязку истории Абуталипа Куттыбаева, ставшего жертвой людской зависти и злобы. Его, настоящего героя страны, прошедшего дорогами войны, партизанскими тропами, а потом ад плена, оклеветали с единственной целью — добиться похвалы у Сталина за усердное служение. Как и в легенде о Чингисхане, этот «держатель власти, волей которого, как пишут в газетах, вершится эпоха на планете...», вообразил себя Богом, имеющим право решать судьбы других людей. Против земного божка восстают отдельные сильные личности, воспитывающие своих детей не по указке властителя, а исходя из здравого смысла, народных традиций, своих взглядов и принципов. Но даже такой робкий протест воспринимается тираном и его окружением как крамола, способная пошатнуть основы власти. Абуталип же до конца остается верен себе. Чтобы не оказаться невольным предателем, под пытками не оклеветать невинных друзей, он бросается под поезд. Боги небесные перед этим трагическим шагом внимают его мольбам и позволяют Абуталипу «проститься» с родными, любимыми им людьми, хотя это мгновение скорее похоже на мираж, промелькнувший за окнами поезда и растаявший в голубой дали сарыозеков.

Мучители все время терзали Абуталипа, лишали его сна, разума, но не смогли ничего добиться. «Заключенный под номером девяносто семь» предпочел смерть предательству. Вместе с Куттыбаевым погибли и их эфемерные надежды на получение наград, званий, почестей за поимку «опасного Преступника», чуть ли не резидента вражеской разведки. Главное – сохранить честь и остаться преданным своим собственным идеалам. Во многих своих произведениях Чынгыз Айтматов пишет об этом. И как мало осталось подобных людей в современной истории.

«Неоднократно в своих произведениях Айтматов поднимает тему столкновения личности и власти. В повестях «После сказки», «Ранние журавли», «Прощай, Гульсары!» и «Белое облако Чингисхана» автор исследует пагубное влияние на душу человека неограниченной власти, которая всегда приводит к тирании, к гибели ни в чем не повинных людей. Айтматов это хорошо знает, так как столкнулся с несправедливостью еще в детстве. В 1937 году отец Айтматова, крупный партийный деятель Киргизской ССР, был незаконно репрессирован, но мальчик верил в его невиновность. Эта любовь не прошла бесследно. Одну из своих лучших повестей «Материнское поле» он посвятил именно родителям», - говорит Тележкина.

Тяжёлое время. На заре советской власти многие ни в чём неповинные люди стали заложниками обстоятельств. Но обратите внимание вот на что – Чынгыз Айтматов не стал «мстителем», но стал символом эпохи. Благодаря всестороннему развитию, которая всё-таки дала всем нам советская власть, Чынгыз Айтматов получил уникальную возможность творить и прославлять не только великую державу, но и своё национальное происхождение. Он был удостоен множества государственных наград и премий и он не стал неким «подрывником» власти, а проявил силу воли, силу личности, чтобы эта личность обрела новые границы, а точнее их полностью размыла.

Как рассказывает литературовед Татьяна Тележкина, «своеобразие произведений Айтматова состоит в том, что автор поднимает в них непростые вопросы, не пытаясь однозначно ответить на них, это право он предоставляет своим читателям. Вслед за великими русскими писателями Айтматов пытается ответить на вечные вопросы: что есть человек, зачем он пришел на эту землю, что есть любовь и ненависть, где искать истину, и есть ли она вообще?»

«Размышляя над этими сложными, философскими проблемами, писатель вводит в свои произведения сказки, притчи, элементы устного народного творчества, облегчая нам понимание своих замыслов, ненавязчиво, поэтично давая толкование той или иной проблемы», - добавляет Тележкина.

«Если говорить о языке произведений Айтматова, то он ясен и доступен, богат красками, звуками, запоминающимися героями, ищущими свое место в жизни, счастье, правду и справедливость. Он прост, а, как известно всё гениальное просто. Стоит непременно заметить, что Чынгыз Айтматов является большим мастером деталей. Надолго запоминается лисица из романа «Буранный полустанок» или огнедышащий левиафан на знаменах Чингисхана, сравниваемый с воином-сотником из повести «Белое облако Чингисхана». Неоднократное повторение той или иной детали не просто украшает текст, а является важной частью повествования, связующим звеном от одной части к другой. А потом это частое обращение к библейским истинам. И это не просто цитаты, это знание и умение эти знания точно вставить в то или иное своё произведение, чтобы усилить сюжетность и связать героев и своё произведение с вечностью», - отмечает литературовед.

«Портреты Догуланг и Эрдене, Зарипы и Абуталипа, нарисованные воображением, почти совпадают с иллюстрациями к произведению. Простые, сделанные как будто обычным карандашом, они не стремятся приукрасить действительность, а показывают суровые реалии жизни. Благодаря кольцевой композиции повесть органически связана с романом «И дольше века длится день». Эта связь позволяет сосуществовать двум, казалось бы, разным сюжетам, разделенным веками, но связанным общей темой — власти и личности», - подчёркивает литературовед Татьяна Тележкина.

В очередной раз автор этих строк окунается в мир произведений великого кыргызского, советского писателя Чынгыза Айтматова и в очередной раз поражается, в хорошем смысле, той глубине, которая присуща его произведениям. Чынгыз Айтматов – это неисчерпаемый источник знаний, самый настоящий кладезь мудрости, которого сейчас, в современном мире так сильно не хватает. Поэтому есть эта уникальная возможность вновь и вновь обращаться к его книгам, прочитывать целиком, или выискивать отдельные абзацы, страницы и, не вырывая из контекста цитировать его истины. Ну а в идеале, конечно, научиться применять в повседневной жизни всё то, о чём писал великий писатель Чынгыз Айтматов.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий