• 89.51
  • 97.12
  • 0.97
  • 0.2

ИАЦ «Кабар». Реализация судебно-правовой реформы

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

В Чолпон-Ате состоялось выездное заседание координационной группы экспертов по реализации судебно-правовой реформы с участием представителей аппарата президента и правительства КР, Верховного суда, Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ), Министерства внутренних дел (МВД) и Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями (ГСБЭП).

Суть проводимой реформы в гуманизации уголовного законодательства и демократизации судебно-правовых норм.

По словам заведующего сектором анализа и прогнозирования аппарата правительства Егора Скобеева, когда принимались данные законы, одним из элементов проводимой реформы был закон о введении их в действие, в котором были четко прописаны переходный период и на каком этапе, какие нормы должны вступать в силу.

«В рамках этого законодательства правительству было поручено привести НПА в соответствие с указанной реформой, а следующим этапом является пересмотр ведомственных актов, которые регламентируют непосредственно деятельность самих государственных органов. В этом направлении на сегодня проводится достаточно большой объем работы. Правительством утвержден специальный план. По итогам анализа этого плана в текущем году была произведена корректировка, где также детализировано, прописаны мероприятия органов исполнительной власти, в том числе нормативно-правового характера. Он предусматривает внесение изменений в законодательно-правовые акты правительства большой объем НПА, которые необходимо привести в соответствие. Но это только первый этап правового регулирования этого вопроса. То есть касается непосредственно тех норм, без которых новые кодексы не заработают», - сообщил эксперт.

Вместе с тем, уже сейчас рассматриваются вопросы полной унификации всей системы законодательства КР с новыми кодексами и законами.

Допустим, в новых кодексах нет понятия административной ответственности, но, есть понятие ответственности в рамках кодекса о нарушениях. А профильный закон, регламентирующий ту или иную сферу правоотношений, содержит понятия в соответствии с действующим законодательством, которые и нуждаются в приведении в соответствие с новыми кодексами.

По предварительному анализу только на уровне законов необходимо внести изменения в более чем 200 законов.

«По количеству решений правительства, эта цифра превышает более 700 НПА, которые также необходимо приводить в соответствие», - говорит Скобеев.

Для контроля и мониторинга проводимой реформы специально была создана рабочая группа при аппарате президента. В состав этой рабочей группы входят, в том числе и представители исполнительный власти и аппарата правительства в частности.

Что касается НПА, то экспертной группой проводится постоянный мониторинг, о чем докладывается руководству.

Кроме того итоги этого мониторинга рассматривать как на рабочих совещаниях под руководством курирующего вице-премьер-министра так и на координационных совещаниях.

«По итогам этого мониторинга отдельные должностные лица органов исполнительной власти были привлечены к дисциплинарной ответственности, а некоторые из них были даже освобождены от занимаемых должностей. На сегодняшний день, за текущий этап, ответственность возложена на непосредственных руководителей государственных органов и их заместителей, курирующих указанную сферу», - пояснил эксперт.

Сам закон о введении в действие новых кодексов предусматривает несколько этапов. То есть, кодексы вступают в действие с первого января, а переходный период делится по отдельным пунктам до 2023 года. В этот период предполагается доработка существующих НПА и законов вступающих в силу с первого января текущего года.

Как отмечают эксперты, активная работа по данному направлению началась всего полгода назад после заседания совета по судебной реформе с участием президента КР Сооронбая Жээнбекова, который выразил политическую волю в реализации судебно-правовой реформы.

«Был дан новый импульс для активации мероприятий судебно-правовой реформы, и уже с этого периода действительно очень многое уже сделано. Почти все представители правоохранительных органов и органов, вовлечённых в этот процесс, уже прошли необходимое обучение. Но как показывает мониторинг, в результате не все восприняли это обучение. Некоторые руководители не смогли ответить на элементарные вопросы по тем новеллам, которые вступят в силу через два с половиной месяца. Это безусловно вызывает определенную настороженность, но, думаю в течении оставшегося времени мы сможем устранить имеющиеся недостатки», - сообщил Скобеев.

Что касается материально-технического обеспечения, то необходимые средства на оснащение и дооснащение государственных органов уже выделены. В настоящее время проводятся процедуры государственных закупок необходимого оборудования, без которого реализация проводимой реформы будет невозможна.

Что касается подготовки внедрения новых норм, на которые было отведено два года, эксперт, член совета по судебной реформе при президенте КР Гульмира Маматкеримова отмечает, что прошлый 2017 год в этом плане оказался не эффективным.

«Весь 2017 год велась слабая работа по подготовке и только с 2018 года после заседания Совета по судебной реформе, где выступил президент, все начали активно заниматься данным вопросом. Но, объем работы остался прежним как за два года, а времени на тот момент оставалось чуть больше полугода, сейчас уже два с половиной месяца. И надо все в ускоренном режиме вовлекать государственные органы в исполнение подготовки. Если изначально этим занималась не большая группа экспертов, то сейчас уже должны быть вовлечены сотни людей, в этот процесс, и на каждодневной основе проводить работу. Мы проводили работу в нескольких областях по имплементации данной реформы, и хочу сказать, что за три месяца нам удалось сделать больше чем за весь предыдущий год», - отметила Маматкеримова.

Говоря о самих реформах, она подчеркнула, что данная реформа необходима в первую очередь для самих граждан. Так как в результате нововведений создаются более лучшая форма защиты прав граждан.

«В этих законах на более высокий уровень подняты все стандарты, которые касаются прав человека. И сейчас самая большая задача это внедрение этих кодексов»,- подчеркнула Маматкеримова.

К слову, главная роль непосредственно внедрение кодексов в жизнь как раз таки отведена государственным организациям, которые как показывает мониторинг, слабо ведут работу в этом направлении.

«В принципе, я думаю, к первому января задача по вступлению в силу новых кодексов и законов будет выполнена и в новом году мы уже будем жить в новой правовой системе», - оптимистично заключил Скобеев.

ИАЦ «Кабар»
Мирлан Киизбаев

Комментарии

Оставить комментарий